Смекни!
smekni.com

Действие уголовного закона во времени (стр. 10 из 17)

Из ст.14 УК России 1996 года следует, что преступлением признается виновно совершенное, общественно опасное деяние, запрещенное в момент его совершения уголовным законом под угрозой наказания. Иными словами, те или иные общественные отношения регулируются уголовно-правовыми нормами в момент совершения того или иного деяния, которое определяется как преступление. Следовательно, все отношения должны быть урегулированы тем законом, при действии которого они возникли, ибо только данный (действующий) закон определяет внутреннее свойство и значение юридического факта, являющегося основанием возникновения, прекращения или изменения указанного правоотношения. В настоящий момент в ст.9 УК РФ сформулировано общее правило, согласно которому, преступность и наказуемость деяния определяются уголовным законом, действующим во время совершения этого деяния". Исходя из этого законодательного определения и вытекает первый принцип действия уголовного закона во времени - принцип применение закона, действующего во время совершения преступления (перспективное или немедленное действие закона).

Рассмотрим следующий пример. Так приговором мирового судьи судебного участка N 5 г. Сызрани Д. признан виновным в злостном уклонении от уплаты по решению суда средств на содержание несовершеннолетних детей. Ему назначено наказание в виде обязательных работ сроком на 120 часов в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией.

Президиум областного суда приговор изменил, указав следующее.

Статьей 4 Федерального закона "О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации" определено, что положения настоящего Кодекса о наказаниях в виде обязательных работ, ограничения свободы и ареста вводятся в действие федеральным законом или федеральными законами после вступления в силу Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации по мере создания необходимых условий для исполнения этих видов наказаний.

В связи с отсутствием до настоящего времени Федерального закона о введении в действие наказания в виде обязательных работ, назначение и исполнение данного вида наказания невозможно.

Приговор мирового судьи был изменен в части вида наказания: Д. назначено наказание в виде штрафа[78].

Отсюда, перспективное действие уголовного закона - это распространение действующего закона на факты и отношения, возникающие после вступления его в силу. Если же мы теперь более подробно остановимся на понятии уголовного закона и будем его рассматривать как нормативно-правовой акт, принятый высшим органом власти, устанавливающий определенную систему норм уголовного права и регулирующий общественные отношения, складывающиеся в результате соблюдения, исполнения и использования этих норм либо совершения общественно-опасного деяния ими запрещенного, то придем к выводу, что принципы действия уголовного закона во времени могут быть полностью раскрыты в свете учения об уголовной ответственности и уголовном правоотношении. В отношении перспективного действия закона это основывается на самом его определении. В частности, содержательная часть указанного принципа развертывается при анализе соотношения объема самого действующего закона и акта поведения человека, с которым и связывается возникновение, прекращение или изменение уголовно-правовых отношений, возникающих именно вследствие воздействия норм права на поведение людей. "Уголовные правоотношения возникают из фактических общественных отношений в связи с юридическими фактами, имеющими место в сфере реальных общественных отношений людей, с которыми уголовный закон связывает наступление юридических последствий в виде уголовной ответственности[79]. Поэтому между нормой права и правоотношением именно здесь возникает жесткая зависимость - реально возникают только те правоотношения, на правообразующие юридические факты которых указывает юридическая норма, "жизнь" которой поддерживается действующим уголовным законом[80].

Проанализировав выражение "действие уголовного закона во времени" и понятие "уголовного закона, определяющего преступность и наказуемость деяния", мы обнаружим временные параметры бытия уголовной ответственности. Её внутренняя сущность и содержание будут находиться в самих правовых нормах, существующих в данный момент в данном месте (модель ответственного поведения), формы реализации которых будут осуществляться в рамках регулятивных правоотношений (позитивное действие уголовного закона). На основании всего этого и будет складываться порядок отношений, базирующийся на ответственном поведении. Средством восстановления данного порядка, в случае нарушения и будет служить уголовная ответственность в ретроспективном ее аспекте (охранительные правоотношения) [81].

Кроме того, уголовно-правовая норма закрепляет не любые случайные комбинации и формы того или иного деяния, а лишь такие, в которых проявляется определенная общественно-вредная закономерность. Это основывается прежде всего на том, что норма права базируется на объективных закономерностях развития общества. Преступление - это, прежде всего социальное явление, и поэтому в нем находят свое выражение социальные закономерности, что имеет тесную связь с таким понятием, как состав преступления. Состав конкретного преступления будет здесь представлять собой совокупность сгруппированных определенным образом видовых признаков деяния, характеризующих его как общественно-опасное для данного общества. [82] Другими словами, то или иное совершенное лицом деяние, для того, чтобы быть признанным преступлением, должно представлять собой индивидуальное проявление той закономерности, которая лежит в основе создания соответствующей нормы.

Исходя из этого, установив соответствие фактических признаков совершенного деяния составу преступления, можно определить, что это деяние представляет собой конкретное проявление той общей закономерности, которая и имелась в виду законодателем. Важнейшее значение состава преступления здесь заключается в том, что именно в нем отражаются объективные закономерности антиобщественных деяний, которые формулируются в виде четких юридических признаках, закрепленных в действующем в настоящий момент уголовном законе[83].

Таким образом, состав преступления в данном случае представляет собой объективное основание для правоприменительной деятельности, в рамках которой и реализуется негативное действие уголовного закона.

Именно поэтому, по общему правилу, уголовный закон имеет перспективное действие, то есть регулирует круг отношений, существующих в момент его действия, так как в нем отражается определенная закономерность, свойственная для того или иного уровня развития общества. Именно здесь происходит совмещение социального и правового времени, исходя из чего и вытекает общее правило немедленного действия закона.

Как уже указывалось выше, в настоящее время принцип перспективного действия уголовного закона закреплен в статье 9 УК РФ и выражен в общей формуле: "Преступность и наказуемость деяния определяется уголовным законом, действовавшим во время совершения этого деяния. Временем совершения преступления признается время совершения общественно-опасного деяния, независимо от времени наступления последствий". Такое законодательное определение вполне соответствует общепризнанным нормам международного права и Конституции России. В частности, в Конституции этот принцип отразился в ч.2 ст.54, которая гласит: "Никто не может нести ответственности за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением".

Кроме того, указанное положение о перспективном действии уголовного закона разрешило давнюю дискуссию относительного того, что считать временным моментом совершения преступления с так называемым отдаленным преступным результатом.

В юридической литературе высказывались различные мнения по этому вопросу. Одни авторы считали временем совершения преступления момент наступления последствий (Я.М. Брайнин, Н.Д. Дурманов, А.М. Игнатов и др.) [84], другие - время совершения деяния (М.И. Блум, А.И. Бойцов, Б.В. Волженкин, Е.М. Журавлева, А.А. Тилле и др.) [85]. Более того, в ст.9 проекта УК РФ 1994 г. предлагалось ввести норму, конкретно определяющую время совершения общественно-опасного деяния исходя из конструкции состава преступления (для материальных составов - это время наступления последствий, а для формальных - время совершения деяния) [86].

В настоящий момент, исходя из ст.9 УК РФ, можно сделать однозначный вывод: уголовным законом, действовавшим во время совершения преступления с отдаленными последствиями следует считать закон, имеющий силу на момент совершения деяния, предусмотренного этим законом, а не тот, который действовал в момент наступления последствий этого преступления.

По этому же пути идет и судебная практика. В частности, в декабре 1993 г. Болотов незаконно распорядился деньгами акционерного общества, что в июле 1994 - июне 1995 гг. причинило акционерному обществу материальный ущерб. Верховный Суд Российской Федерации в своем определении приговор в части осуждения Болотова по ст.1483 УК РСФСР отменил и дело прекратил производством за отсутствием состава преступления, поскольку действия, причинившие впоследствии материальный ущерб, были совершены осужденным в декабре 1993 г., а уголовная ответственность за такое деяние установлена с 1 июля 1994 г. [87]

Однако необходимо отметить, что общее законодательное положение о времени совершения преступления входит в некоторое противоречие со ст.8 УК РФ, в которой указывается, что основанием уголовной ответственности является совершение деяния, является, как известно, необходимым признаком и поэтому совершение общественно-опасных действий, еще не повлекших последствий, может рассматриваться, в данном случае, только как покушение на преступление. Исходя из этого, по нашему мнению, следует различать такие понятия как время совершения и момент окончания преступления. Правовая оценка общественно-опасного деяния, исходя из ст.9 УК РФ, должна осуществляться, при этом, по закону, действующему в момент возникновения юридического факта, а не в момент наступления его последствий[88].