Смекни!
smekni.com

Договор аренды транспортных средств (стр. 6 из 12)

Срок договора аренды транспортного средства является диспозитивным, то есть устанавливаемым по соглашению сторон. Однако можно ли его отнести к абсолютно определенным срокам? В ГК РФ не оговаривается ни предельно возможный срок договора аренды транспортных средств, ни срок как обязательное условие заключения договора, без которого он не может считаться заключенным. То есть, если договор заключается на неопределенный срок своего действия, либо он вообще не указывается в соответствии с общей нормой п. 2 ст. 610 ГК РФ, положения ч. 2 ст. 632 и ч. 2 ст. 642 Кодекса теряют свою актуальность, юридическую значимость для конкретных возникающих правоотношений. Из данного вывода следует, что срок договора аренды может быть неопределенным (неуказанным). А значит, срок договора и срок, на который арендатор может получить транспортное средство в пользование, могут совпадать, в отличие от прежнего законодательства, которое ограничивало срок действия договора аренды транспортных средств, по общему правилу, до одного года.

И все же остается вопрос, может ли быть договор аренды транспортного средства бессрочным?

С одной стороны, общие нормы о сроке аренды (п.п. 1,2 ст. 610 ГК РФ) диспозитивны и не ограничивают, как правило, срок договора минимальными и максимальными временными рамками. С другой стороны, системное толкование норм § 3 главы 34 ГК РФ (прежде всего, ст.ст. 632, 642) и, в частности, положений действующего Кодекса торгового мореплавания Союза ССР (ст.ст. 178, 182) определенно формирует представление о срочном характере договора аренды транспортного средства.

Данная коллизия, на наш взгляд, только кажущаяся, так как договор аренды транспортного средства, безусловно, фактически срочен, что вытекает, прежде всего, из самого предмета договора аренды, срок эксплуатации которого в силу технических характеристик ограничен, а значит, и время существования договора его аренды предельно.

Однако в рассматриваемом договоре срок его действия может не оговариваться, поскольку не является его существенным, обязательным условием. При этом не следует считать, что договор заключен бессрочно. Данный факт лишь означает, «что срок договора наступает тогда, когда та или другая из договаривающихся сторон потребует его прекращения... Срок только не определен точно при самом его заключении, а контрагенты предоставили себе определить его впоследствии»[33].

Это теоретическое положение подтверждается новым ГК РФ. В комментарии к нему подчеркивается: правовые последствия оформления договора без указания срока аренды заключаются в том, что каждая из сторон такого договора получает право отказаться от него в любое время в одностороннем порядке при условии предупреждения об этом другой стороны за один месяц, а при аренде недвижимости - за три месяца[34].

Исключительно сам собственник, другие управомоченные и заинтересованные стороны, как ни какие другие лица, заинтересованы и могут точно определить целесообразность, экономичность и рентабельность установления необходимых сроков.


2. Виды договора аренды транспортных средств

2.1 Договор аренды транспортных средств без экипажа

Договор аренды транспортного средства без экипажа - один из двух видов, обозначенных в Гражданском кодексе России (ст.ст. 642-649, выделенные в подпараграф 2 § 3 главы 34), договоров аренды транспортных средств. Статья 642 ГК РФ дает определение договора следующим образом: «По договору аренды транспортных средств без экипажа арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации».

Как следует из законодательного определения, данный договор регулирует исключительно арендные отношения, то есть не включает в себя, прежде всего обязательств по предоставлению возможных сопутствующих услуг по управлению и технической эксплуатации транспортным средством. К примеру, при договоре аренды морского (речного) судна (димайз-чартере, бербоут - чартере) это означает, что «в период действия договора судно в коммерческом, административном и навигационно-техническом отношении переходит во владение фрахтователя. Судовладелец получает лишь арендную плату за использование судна, находящегося в его собственности»[35].

Главным образом, поэтому в научной правовой литературе рассматриваемый договор не вызывает полемики по определению своей правовой природы. В отличие от договора фрахтования на время с экипажем его однозначно относят к гражданско-правовому институту аренды.

Аренда транспортного средства без экипажа может иметь место в составе договора аренды определенного имущественного комплекса, в инфраструктуру которого входит транспортное средство. Например, договор аренды между акционерными обществами открытого типа «Тюменьавиатранс» и «Аэропорт Сургут» от 30 марта 1994 г. № ДА-034/94 на здания, сооружения, передаточные устройства, транспортные средства и иное имущество, необходимое для деятельности аэропорта[36]. Тесная технологическая связь транспортного средства с иными вещами в инфраструктуре имущественного комплекса, их единая производственная целевая применимость делает практически целесообразным не выделять аренду транспортного средства в отдельное соглашение, а рассматривать ее в общей составляющей договора аренды имущественного комплекса.

Как и соответствует общей характеристике правовой природы арендных отношений, основной обязанностью арендодателя в договоре аренды транспортного средства является передача транспортного средства арендатору. «С этой передачи начинается владение наемщика имуществом». Данная обязанность является формирующей договор аренды, без которого, как отмечают авторы, его не может быть.

Кроме того, на арендодателя возлагается обязанность предоставить рассматриваемый предмет договора не только в конструктивной своей основе, но и с наличием обязательного комплекта прилагаемых к нему принадлежностей (в частности, шлюпки и спасательные круги - на морских и речных судах; аптечку, запасное колесо и набор специальных инструментов - для автотранспорта) и документов (паспорт транспортного средства и шасси транспортного средства, инструкций по эксплуатации, технического паспорта, сертификатов качества и т. п.) (п. 2 ст. 611 ГК РФ).

Восточно - Сибирский региональный авиационный отдел Российской оборонной спортивно-технической организации (РОСТО) подал в Арбитражный суд Республики Саха исковое заявление о взыскании с акционерной компании «Якутскэнерго» платы за аренду двух вертолетов МИ-2. Акционерная компания «Якутскэнерго» обратилась со встречным иском о применении последствий недействительности ничтожной сделки: взыскании ранее уплаченной арендной платы и передаче двух вертолетов в доход Российской Федерации. Как было установлено в ходе судебного разбирательства, Восточно-Сибирский региональный авиационный отдел (РОСТО) не являлся надлежащим арендодателем, так как предмет договора не был закреплен в его владении в соответствующем нормативно-правовом порядке. Суд обоснованно сделал вывод о ничтожности договора. Согласно пункту 2 статьи 167 ГК РФ при недействительности сделки каждая сторона обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возврата полученного в натуре - возместить его стоимость в денежной форме. При аренде полученное выражается в пользовании имуществом. Однако фактически «Якутскэнерго» не использовала и не могла использовать вертолеты: они были переданы арендодателем без свидетельств о регистрации удостоверений о годности воздушных судов к полетам, наличие которых в обязательном порядке предусмотрено статьями 13, 14 Воздушного кодекса Союза ССР, действующего при заключении договора от 18.01.94. Таким образом, транспортные средства переданы арендодателем с нарушением требований, в том числе, пункта 2 статьи 611 нового Гражданского кодекса РФ.

Договор исполнен арендодателем в ненадлежащем виде, в связи с чем возврат сторон в первоначальное положение обоснованно произведен судом с взысканием с истца (по основному иску) уплаченной ранее ответчиком арендной платы[37].

В соглашении может быть предусмотрена передача и не обязательных принадлежностей, например, бензин для автомашины. Как отмечается в рекомендациях прайс-листа туристической фирмы «Сказочный мир» (г. Кудымкар): за границей автомобиль выгодно заказывать, брать в аренду с полным баком бензина. В таком случае арендатор будет обязан передать ее арендодателю также с полным баком, но с возможной заправкой на бензоколонке подешевле. Если же автомобиль будет сдан с неполным баком, то сумма контракта увеличится на стоимость бензина марки «супер - экстра».

Но в любом случае, в императивном порядке арендодатель обязан привести транспортное средство в надлежащее для эксплуатации состояние (например, мореходное состояние - для морского и речного транспорта) к моменту его передачи арендатору. Он должен принять все меры к обеспечению годности транспортного средства (его корпуса, двигателя, другого оборудования) для целей, предусмотренных договором, и к его надлежащему снаряжению.

Стороны могут предусмотреть в договоре аренды не только общую характеристику годности транспортного средства к выполнению своих функциональных задач, но и конкретные максимальные или минимальные те или иные технические параметры транспортного средства, «обеспечив согласованный коэффициент технической готовности». Например, при аренде легковых автомобилей с целью участия в спортивных скоростных соревнованиях (в гонках) важным техническим критерием будет являться возможная максимальная скорость арендуемого транспортного средства. И если данный эксплуатационными параметр удовлетворяет арендатора, то вопросы о вторичных (непринципиальных) характеристиках (цвет кузова, оформление кабины, усиление световой мощности фар и так далее) могут разрешиться в договоренности представить их при приеме-передаче арендованного транспортного средства, в новом достигнутом единства конструктивном решении.