Смекни!
smekni.com

Финансовое обеспечение учреждений культуры (стр. 7 из 13)

Согласно приказу Минфина России от 15 июня 2000 г. № 54 все учреждения культуры, получающие средства от предпринима­тельской деятельности, целевые средства и безвозмездные поступления, составляют «Отчет об исполнении сметы доходов и расходов по внебюджетным источникам», на основании которых органами Федерального казначейства составляется сводный отчет о движении внебюджетных средств [39, С.228].

Несмотря на то, что государственные учреждения культуры в настоящее время вынуждены функционировать в «полурыночном режиме», так как большая часть их доходов обеспечивается за счет так называемой предпринимательской деятельности, ужесточаются требования к использованию ими внебюджетных средств. Например, Минфином России в 2002 г. уточнен перечень причин, по которым орган Федерального казначейства имеет право отказать в приеме платежного поручения и оформлении чека на получение наличных денег за счет внебюджетной деятельности [41 , С.127].

Попытки учреждений культуры сохранить за собой право самостоятельного распоряжения внебюджетными средствами пока не имеют успеха. В итоге создан механизм дестимулирования расширения ресурсной базы учреждений культуры за счет собственных источников. Трудовые коллективы учреждений культуры не заинтересованы пополнять неналоговые доходы бюджета, направляемые на покрытие недофинансирования бюджетными средствами, за счет интенсификации своей деятельности без гарантий адекватной ее оплаты.

Однако если вложения в развитие культуры осуществлять в форме грантов и иных целевых поступлений, то они, минуя органы казначейства, непосредственно попадают на расчетные счета учреждений культуры. В этом случае учреждения заинтересованы в привлечении инвесторов.

Особенности процесса определяют сложность формализации стоимости инновационного обучения, а значит, обоснованность выгодности его инвестирования. С этих позиций целесообразно разграничить источники финансирования и создать соответствующие стимулирующие механизмы для исполнительных органов власти, работодателей и населения в инвестировании тех или иных направлений деятельности учреждения культуры.

Для этого все источники денежных поступлений можно разделить на три группы:

1) гарантированные (средства бюджетов всех уровней и учредителей);

2) источники собственных средств;

3) привлеченные средства (финансовые поступления от заказчиков, спонсоров, партнеров).

Гарантированные источники финансовых поступлений предна­значены для формирования инновационных потенциалов самих учре­ждений культуры. Две другие группы можно использовать для развития профессионализма кадрового потенциала, совершенствования технологий и качества обучения.

Гарантированность бюджетных ассигнований, прежде всего, обес­печивается на законодательном уровне. В связи с этим очевидна необ­ходимость задействовать финансово-экономические механизмы, реа­лизующие приоритетное ресурсное обеспечение сферы культуры в соответствии со всеми действующими сегодня законодательными нор­мативными актами и направить в культуру не менее 10% ВВП. При этом важно поднять социальный статус работников культуры и осу­ществить государственную поддержку инновационной составляющей культурной деятельности.

Вместе с тем возможно, принципиально не увеличивая финансиро­вание и ресурсное обеспечение сферы культуры, изменить государственные стандарты, гарантирующие качество программ, в сторо­ну уменьшения их трудо- и материалоемкости, с одной стороны, за счет введения ин­новационных технологий, с другой — подключения инноваци­онного потенциала. Таким образом, с одной стороны, реально снизить стоимость услуг в условиях «недостаточно­сти» бюджетных средств, с другой — обеспечить благоприятный инвести­ционный климат в сфере культуры. В этих целях предлагается создать условия для рыночного функционирования учреждений культуры с четкими и понятными правами и обязанностями в части инвестирования и функционирования и развития деятельности.

Однако на практике происходит автоматический перенос рыноч­ных отношения в сферу культуры с целью сокращения госу­дарственных ассигнований в культуре, но не за счет покрытия из­держек на «услуги» работодателями, а за счет непо­средственных «потребителей» — населения.

При этом игнорируется тот факт, что потенциальные возможности населения в качестве инвестора культуры ограничены уровнем его платежеспособности [63, С.19].

Таким образом, в целом, очевидно, для формирования благоприятного инвестиционного климата в сфере культуры необходимо не только реформирование модели ее финансирования, но и введение системы льгот и санкций на уровне налоговой кредитной и финансовой политики государства.

Выводы по второй главе

- Действующая система финансирования организаций культуры нуждается сегодня в реформах и совершенствовании.

- Необходимость улучшения модели финансирования сферы культуры обусловлена тем, что действующие сегодня подходы к управлению финансовыми потоками не обеспечивают эффективности расходов этих учреждений. Это происходит из-за отсутствия зависимости между масштабами и качеством оказываемых культурных услуг и объемами их финансирования.

- Наряду с нормативным целевым финансированием в качестве альтернативы поступления бюджетных ассигнований по смете доходов и расходов реформаторы предлагают использовать государственный социальный заказ. Под ним подразумевают заключаемые на конкурсной основе договоры между государственным заказчиком и поставщиком, по условиям которых государство обязуется оплачивать культурные услуги. Сегодня социальный заказ как договорная система размещения государственного заказа на поставку социальных услуг на практике в России почти не применяется.

- Важной чертой механизма финансирования стало объединение средств, поступающих из различных источников, включая бюджет, в единый доход учреждения и использование этого дохода независимо от источника финансирования.

- Целесообразно разграничить источники финансирования и создать соответствующие стимулирующие механизмы для исполнительных органов власти, работодателей и населения в инвестировании тех или иных направлений деятельности учреждения культуры.

- Для формирования благоприятного инвестиционного климата в сфере культуры необходимо не только реформирование модели ее финансирования, но и введение системы льгот и санкций на уровне налоговой кредитной и финансовой политики государства.

Глава 3. Анализ финансово-хозяйственной деятельности МУК ЦБС ЗГО

3.1. Общая экономическая характеристика МУК ЦБС ЗГО

Централизованная библиотечная система (ЦБС) г. Златоуста является единым библиотечным учреждением, объединяющим государственные массовые библиотеки города, функционирующие на основе единого административно-хозяйственного и методического руководства, общего штата и фонда, централизованных процессов его формирования и использования. Юридический адрес ЦБС - 456228, Челябинская область, г. Златоуст, Космонавтов, 1.

ЦБС руководствуется в своей деятельности гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом РФ «О некоммерческих организациях», Законом РФ «О библиотечном деле» и иными нормативно-правовыми актами РФ, Челябинской области и Уставом, имеет самостоятельную смету, печать со своим наименованием, фирменные бланки и символику. Гербовой печати нет.

ЦБС является муниципальным учреждением, финансируемым администрацией г. Златоуста из средств городского бюджета, не ставящей в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли. ЦБС не отвечает по обязательствам государства, его органов. ЦБС отвечает по своим обязательствам в пределах находящихся в ее распоряжении денежных средств. При недостаточности денежных средств по обязательствам ЦБС отвечает вышестоящее ведомство.

Целями деятельности ЦБС являются:

- Содействие интересам культуры и производства города Златоуста, удовлетворение культурных, познавательных, образовательных потребностей всех групп населения независимо от пола, возраста, национальности, образования, социального положения, политических убеждений, отношения к религии.

- Участие в формировании информационных ресурсов, удовлетворение универсальных информационных потребностей населения.

Для достижения целей ЦБС:

- Формирует универсальный фонд документов различных типов и видов (печатные издания, аудиовизуальные материалы и другие носители информации). С особой полнотой формирует фонд местных произведений печати.

- Организует обслуживание документами и библиографической информацией на основе сочетания принципов общедоступности и бесплатности.

- Предоставляет доступ к электронным ресурсам и ресурсам сети Интернет.

В рамках основных видов деятельности ЦБС имеет право оказывать платные услуги в соответствии с «Положением о платных услугах ЦБС». ЦБС имеет право заключать с юридическими и физическими лицами договоры на оказание платных услуг. Доход от платных услуг, оказываемых юридическим и физическим лицам, направляется на финансирование деятельности ЦБС, и на выплату доплат и надбавок сотрудникам ЦБС в соответствии с «Положением о расходовании средств, заработанных подразделениями ЦБС, осуществление платных услуг». Данная деятельность не относится к предпринимательской.