Смекни!
smekni.com

Экономический рост Соединенных Штатов Америки (стр. 12 из 15)

Некоторое время система работала хорошо. В 60-е и 70-е годы почти все американцы получали ссудо-сберегательное финансирование для покупки домов. Проценты по вкладам в ссудо-сберегательных ассоциациях оставались низкими, но миллионы американцев хранили деньги таким образом, потому что страхование депозитов делало эти вложения исключительно надежными. Однако в 60-е годы общий уровень процентных ставок начал подниматься из-за инфляции. К 80-м годам многие вкладчики начали стремиться к более доходным вложениям, они вкладывали сбережения в инвестиционные фонды денежного рынка и активы финансовых институтов, находящихся в собственности небанковских компаний. Это поставило банки и ссудо-сберегательные ассоциации в тяжелое финансовое положение, они не могли привлечь новые депозиты для покрытия своих крупных портфелей долгосрочных ссуд.

Реагируя на их проблемы, правительство начало в 80-х годах постепенно снимать ограничения с процентных ставок по банковским и ссудо-сберегательным депозитам. Однако если эта мера помогла этим организациям снова привлекать депозиты, она привела к большим и массовым потерям по портфелям ипотечных кредитов ссудо-сберегательных ассоциаций, которые в основном приносили меньшие проценты, нежели те, что выплачивались тогда вкладчикам ссудо-сберегательных ассоциаций. Опять в ответ на жалобы Конгресс ослабил ограничения на кредитование, чтобы ссудо-сберегательные ассоциации могли делать более прибыльные вложения. В частности, Конгресс позволил ссудо-сберегательным ассоциациям заниматься кредитованием потребителей, бизнеса и сделок с недвижимостью. Также были либерализованы некоторые регулирующие правила, определявшие, какой капитал должны резервировать ссудо-сберегательные ассоциации.

Боясь отстать от времени, ссудо-сберегательные ассоциации стали расширять сферу своей деятельности, заниматься столь рискованными операциями, как спекулятивные сделки на рынке недвижимости. Во многих случаях эти рискованные операции не приносили прибыли, особенно в периоды неблагоприятных экономических условий. Некоторые ссудо-сберегательные ассоциации были разворованы нечистоплотными руководителями. Многие ссудо-сберегательные ассоциации понесли значительные убытки. Правительство слишком поздно заметило назревающий кризис, потому что экономия бюджетных средств в сочетании с политическим давлением привела к сокращению штатов регулирующих органов.

Кризис ссудо-сберегательного сектора за несколько лет вырос в крупнейший за всю историю Америки финансовый скандал. К концу десятилетия большое число ссудо-сберегательных ассоциаций разорилось; к 1989 году прекратила свое существование примерно половина ссудо-сберегательных ассоциаций, действовавших в 1970 году. Обанкротилась и сама Федеральная корпорация страхования ссудо-сберегательных ассоциаций, страховавшая деньги вкладчиков. В 1989 году Конгресс и президент договорились о проведении за счет налогоплательщиков такой спасительной меры, как Закон о реформировании, укреплении и защите финансовых институтов (FIRREA). Этот закон предоставил 50 миллиардов долларов для закрытия разорившихся ссудо-сберегательных ассоциаций, полностью изменил аппарат регулирования сберегательных учреждений и наложил новые ограничения на формирование портфелей. Для ликвидации обанкротившихся организаций был создан новый государственный орган - Трастовая компания для урегулирования (RTC). В марте 1990 года в RTC было ?вкачано? еще 78 миллиардов долларов. Однако оценки общих затрат, необходимых для ?очистки? ссудо-сберегательного сектора, продолжали расти, доходя до отметки 200 миллиардов долларов.

Американцы извлекли несколько уроков из послевоенного опыта регулирования в банковской сфере. Во-первых, государственное страхование депозитов защищало мелких вкладчиков и способствовало сохранению стабильности банковской системы путем уменьшения опасности массового изъятия вкладов из банков. Во-вторых, контроль над процентными ставками не срабатывает. В-третьих, правительство не должно диктовать инвестиционным банкам, что им следует делать; напротив, политика инвестирования должна определяться, исходя из состояния участников рынка и экономических заслуг. В-четвертых, кредитование банками инсайдеров или компаний, связанных с инсайдерами, нуждается в строгом контроле и ограничении. В-пятых, разорившиеся банки следует закрывать как можно быстрее, расплачиваясь с их вкладчиками и передавая их ссуды другим, более здоровым кредиторам. Сохранение разоренных учреждений просто замораживает кредитование и может подавлять экономическую активность.

И наконец американцы считают, что хотя не следует, как правило, препятствовать краху неплатежеспособных банков, правительство все же несет постоянную ответственность за контроль над банками и должно предотвращать неоправданно рискованное кредитование, способное нанести ущерб всей экономике. В дополнение к прямому контролю регулирующие органы все активнее подчеркивают важность требований к величине собственного капитала банка. Требования к величине этого капитала не только обеспечивают банку средства, которые можно использовать для погашения убытков, но и заставляют владельцев банков действовать более ответственно, поскольку в случае разорения банка они теряют эти средства. Регулирующие органы также подчеркивают важность требований, согласно которым банки обязаны раскрывать информацию о своем финансовом положении; вероятность ответственного поведения банков повышается, если общество осведомлено об их деятельности и состоянии. [5]

Акции, товары, рынки в Соединенных Штатах.Рынки долгосрочного ссудного капитала в Соединенных Штатах являются кровеносной системой капитализма. Компании обращаются к этим рынкам с целью добывания средств, необходимых для финансирования строительства заводов, фабрик, административных зданий, самолетов, поездов, судов, телефонных линий и других объектов; проведения научных исследований и опытно-конструкторских разработок и поддержания множества других важнейших видов корпоративной деятельности. Значительная часть денег поступает от таких крупных учреждений, как пенсионные фонды, страховые компании, банки, благотворительные институты, колледжи и университеты. Кроме того, все больше денег обеспечивается и отдельными лицами. Как отмечалось в Главе 4, в середине девяностых годов прошлого столетия более 40 процентов американских семей являлись владельцами обыкновенных акций.

Очень немногие инвесторы захотели бы покупать у той или иной компании ее акции, если бы не знали о том, что позднее могут продать их в случае возникновения у них потребности в денежных средствах для достижения какой-то иной цели. Наличие фондового и других рынков долгосрочного ссудного капитала дает инвесторам постоянную возможность продажи и покупки акций.

Рынки выполняют в американской экономике и ряд других функций. Для инвесторов рынки являются источником дохода. Когда стоимость акций или других финансовых активов растет, инвесторы становятся богаче; часто они тратят часть своего дополнительного богатства, тем самым способствуя продажам и содействуя экономическому росту. Более того, поскольку инвесторы ежедневно покупают и продают акции на основе своих ожиданий в отношении того, насколько прибыльными станут компании в будущем, цены на акции немедленно обеспечивают корпоративным руководителям обратную связь, показывая им, как инвесторы оценивают их работу.

Стоимость акций отражает и реакцию инвесторов на политику правительства. Если оно проводит политику, которая, по мнению инвесторов, нанесет вред экономике и снизит прибыли компаний, на рынке происходит падение конъюнктуры; если инвесторы считают, что политика содействует росту экономики, повышается конъюнктура рынка. Иногда критики утверждают, что американские инвесторы уделяют слишком много внимания получению краткосрочных прибылей; часто эти аналитики полагают, что у компаний или тех, кто формирует политику, отбивают охоту предпринимать шаги, которые принесут выгоду лишь через продолжительное время, поскольку они могут потребовать краткосрочных корректив, чреватых падением цен на акции. Поскольку на рынке находят отражение миллионы решений, принимаемых миллионами инвесторов, не существует надежного способа проверки этой теории.

Во всяком случае, американцы гордятся эффективностью своего фондового рынка и других рынков долгосрочного ссудного капитала, позволяющих многочисленным продавцам и покупателям ежедневно совершать миллионы сделок. Своим успешным функционированием эти рынки отчасти обязаны компьютерной технологии, но они также зависят от традиций и доверия - доверия одного брокера к другому и доверия, которое оба они проявляют к представляемым ими клиентам в том смысле, что последние окажутся добросовестными и доставят ценные бумаги после их продажи или оплатят уже купленные фондовые ценности. Бывают случаи, когда и те, и другие злоупотребляют этим доверием. Однако последние полвека федеральное правительство играет все более важную роль в обеспечении честного и справедливого совершения сделок.

Для того чтобы успешно работать, рынкам требуется свободный поток информации. Без него инвесторы не способны угнаться за развитием событий или в меру своих способностей определять истинную стоимость акций. Наличие многочисленных источников информации дает инвесторам возможность ежедневно, ежечасно и даже ежеминутно следить за состоянием рынка. В отношении компаний закон предъявляет требование о предоставлении квартальных отчетов о своих доходах, более тщательно составленных годовых отчетов, и документов, информирующих акционеров о деятельности компаний. Кроме того, инвесторы могут читать посвященные работе рынка полосы ежедневных газет, с тем чтобы выяснять цену, по которой продавались или покупались те или иные акции на предыдущей торговой сессии. В этих источниках могут приводиться индексы, которые дают представление об общем движении фондовой конъюнктуры. Самым известным из них является индекс Доу -Джонса для акций промышленных компаний (ИДДАПК), который отражает состояние акций 30 ведущих корпораций. Кроме того, инвесторы могут обращаться к журналам и бюллетеням, посвященным анализу конкретных акций и рынков. Определенные программы кабельного телевидения передают новости о движении цен на акции. И, наконец, инвесторы имеют возможность пользоваться Интернетом для получения сиюминутной информации об отдельных акциях и даже совершать с его помощью фондовые сделки. [7]