Смекни!
smekni.com

Эстетика 4 (стр. 18 из 22)

Зачатки искусства тогда тоже носили коллективный характер. Изготовляя орудия труда, охоты и войны, посуду, одежду и другие необходимые в быту предметы, человек стремился придать им красивую форму, украсить их орнаментом, то есть делал тем самым обычные вещи произведениями искусства. Нередко форма изделия и его орнамент имели еще и магическое, культовое назначение. Так, один и тот же предмет мог одновременно удовлетворять реальные потребности человека, отвечать его религиозным взглядам и соответствовать его пониманию красоты.

Эта синкретичность, нерасчлененность, слитность функций древнего искусства была характерной чертой и искусства древних восточных славян, которое было неотделимо от их быта.

К моменту создания восточнославянского государства — Киевской Руси — ремесла в нем достигли высокого уровня развития.

Самым первым производством, выделившимся в самостоятельное ремесло в городе и деревне, было обработка металла.

Древняя Русь знала почти все виды современной художественной металлообработки, но главными была ковка, литье, чеканка, филигрань и зернь. Наиболее высокого уровня развития в это время достигло ювелирное искусство.

Вторым по времени зарождения ремеслом, после обработки металла, явилось гончарство. В IX-X вв. Киевская Русь уже знает гончарный круг, появление которого означало переход керамического производства из рук женщин, занятых домашним трудом, в руки мужчины-ремесленника. Гончарные мастерские изготовляли посуду, домашнюю утварь, игрушки, предметы церковного обихода, изразцы — декоративные керамические плитки, которые использовались в архитектуре как отделочный материал.

В древней Руси было развито также и искусство ремесленников-камнерезов: резчиков икон и литейных форм, гранильщиков бус. Работало множество косторезных мастерских, массовой продукцией которых были гребни самых разнообразных форм, а также предметы культового назначения: кресты, иконы и т. д.

Ремесленники Древней Руси в основном выполняли изделия на заказ. По своему социальному положению они входили в различные группы населения. В городах уже работали свободные мастера: иконописцы, златокузнецы, чеканщики, кузнецы, игрушечники и другие. Вместе с тем на боярских и княжеских дворах, в поместьях и вотчинах трудились закрепощенные мастера-холопы. В монастырях также работали ремесленники. Следует отметить, что в Древней Руси не ко всем видам ремесел относились одинаково, были профессии более «почитаемые», такие, как иконописное, златокузнечное дело, и были «черные», «грязные», как, например, гончарство.

Основными видами женского художественного творчества в Древней Руси были узорное ткачество (в частности, браное», вышивка по холсту, золотое шитье, «шелковое пялочное дело». Основным видом искусства являлось древнерусское шитье — вышитая церковная утварь: пелены, плащаницы, покровы, вызывавшие всеобщее восхищение и вывозившиеся из Руси в другие страны.

Крупными центрами художественного женского рукоделия были монастыри.

Значительного развития художественная обработка дерева достигла в великом Новгороде, жителей которого даже называли плотниками.

В XV-XVII века выросло и окрепло Русское централизованное государство. Его столица Москва становится не только политическим, но и культурным центром. Самодержавная власть видела в роскоши и богатстве средство укрепления своего могущества, средство воздействия на умы и души своих подданных. К великокняжескому, а потом и к царскому дворцу съезжаются многочисленные мастера золотых и серебряных дел, иконописцы, костерезы и камнерезы, специалисты обработки дерева, мастерицы шитья. В изделиях царских мастеров художественная сторона предмета начинает оттеснять на второй план его утилитарное назначение.

Развитие товарного обмена приводит к тому, что во многих городах и селах изготовление на продажу бытовых предметов превращается в основное занятие населения. В различных уголках России на основе народных ремесел возникают кустарные художественные промыслы. Создавая изделия на продажу, кустари художественных промыслов были тесно связаны с древними традициями народного искусства, продолжали и развивали эти традиции.

Среди древнейших русских художественных промыслов следует назвать промысел художественной резьбы по кости и дереву, возникший в Троице-Сергиевом монастыре в XVI-XVII вв. Здесь же стал развиваться и игрушечный промысел.

В XVI-XVII веках славились своим мастерством новгородские, псковские и вологодские «златокузнецы», псковские литейщики колоколов. В XVII веке в Сольвычегодске развивается промысел «усольской эмали». Искусство эмали получило развитие и в Великом Устюге. Кроме того, в этом городе жили мастера просечного железа, которые изготовляли узорчатые железные полосы и украшали ими деревянные ларцы и подголовники. На севере, в городе Холмогоры, расцветает косторезное искусство.

XVII век — начало теперь всемирно известного хохломского промысла. Во многих русских городах, в первую очередь городах Поволжья, развиваются прялочные промыслы, гончарное и изразцовое производство, промыслы резьбы пряничных досок. В это же время получает развитие набойка. Набойкой украшали одежду, занавесы, полавочники, знамена и т. д. Некоторые набивные узоры были созданы знаменщиками Оружейной палаты.

В XVIII веке начинают развиваться русские промыслы нитяного кружевоплетения и безворсового ковроделия.

24. Стиль модерн в дизайне.

Слово «модерн» (от фр. — «современный») часто означает просто нечто модное, современное, экстрамодное. В связи с этим «модерновый» интерьер может совсем не относиться к стилю модерн, а представлять из себя набор объектов современных, модных, высокотехнологичных.Основной признак стиля модерн — декоративность, основной мотив — вьющееся растение, основной принцип — уподобление природе. Особняки, павильоны, общественные здания эпохи модерна построены как бы «изнутри наружу», то есть внутреннее пространство определяет внешний облик. Фасады таких домов несимметричны и напоминают природные объекты, сотворенные фантазией человека. Для модерна характерны выразительные интерьеры с перетекающим динамичным пространством, изогнутыми очертаниями кованых карнизов, закругляющимися дверными и оконными проемами, богатым декором из резного дерева, цветного стекла, металла.Воссоздать точный интерьер в стиле модерн — задача довольно сложная: во-первых, это достаточно дорогое удовольствие, а во-вторых, интерьер в стиле модерн должен нести отпечаток личности хозяина в стиле. Однако несколько практических и выполнимых советов, все же можно дать. Если у вас есть возможность оформить дом или загородный особняк в данном стиле, то не забудьте, что главное правило — «внешность» дома должна отражать его внутренний характер. Важны также окна-розетки, наполненные сияющими стеклами витражей, стрельчатые арки, остроконечные башенки. Ко внутреннему дизайну также отнеситесь внимательно: последовательно декорируйте комнаты, подбирая цвета стен и потолка. Стены желательно окрашивать в пастельные тона или расписывать. Не забывайте, что интерьер должен быть загадочным и «прочувствованным». Полезным помощником вам для создания духа эпохи модерна будет антикварный магазин. Однако, важно приобретать несколько вещей, чтобы они создавали гармоничный ансамбль среди современных предметов. Наиболее простой способ воссоздания модерна в вашем интерьере — это выделение стилевых акцентов. Оклейте стены охристыми обоями с тканевой фактурой, дополните их широким цветочным бордюром и не поскупитесь на зеркала в резных деревянных рамах. Люстры или бра подбирайте с тускловатым светом, цилиндрическими плафонами из матового стекла или ткани. Доминирующую роль в интерьере модерна будут играть кованая мебель и карнизы с плавными изогнутыми линиями и наконечниками.

Спальня в стиле модерн может изобиловать красиво задрапированными тканями. Ночники прихотливо изогнутых форм, кокетливый пуфик на кованых ножках, создадут уют модерна. На кухне можно повесить постер торговой рекламы того времени, а пространство сконцентрировать светом вокруг стола. Важной деталью здесь будет стол круглой формы и старые знакомые — венские стулья (в свое время их называли «модерном для бедных»)

Целостный подход к дизайну, динамичность и изящество модерна приближают его к природным, органическим формам. Чем глубже и тоньше душа человека, тем сложнее и вычурнее должна быть среда его обитания. И модерн — верный помощник в достижении этой благородной цели.

25. Конструктивизм и функционализм в дизайне.

Конструктивизм — советский авангардистский метод (стиль, направление) в изобразительном искусстве, архитектуре, фотографии и декоративно-прикладном искусстве, получивший развитие в 1920 — нач. 1930 годов.

Характеризуется строгостью, геометризмом, лаконичностью форм и монолитностью внешнего облика. В 1924 году была создана официальная творческая организация конструктивистов — ОСА, представители которой разработали так называемый функциональный метод проектирования, основанный на научном анализе особенностей функционирования зданий, сооружений, градостроительных комплексов. Характерные памятники конструктивизма — фабрики-кухни, Дворцы труда, рабочие клубы, дома-коммуны указанного времени.

То творческое мировоззрение, что принято называть конструктивизмом в пределах архитектурного стиля, проявилось несколько раньше, чем непосредственно в архитектуре. Конструктивизм, как и функционализм с рационализмом, принято относить к понятию «современная архитектура».

Конструктивизм принято считать русским (советским) явлением, возникшим после Октябрьской революции в качестве одного из направлений нового, авангардного, пролетарского искусства, хотя, как и любое явление в искусстве, он не ограничивается рамками одной страны. Так, провозвестником этого стиля в архитектуре явилась ещё Эйфелева башня, сочетающая в себе элементы как модерна, так и конструктивизма.[1]