Смекни!
smekni.com

Допрос подозреваемого (стр. 4 из 5)

Напоминающими называют те вопросы, содержащие в своей формулировке указания на общеизвестные либо хорошо известные подозреваемому факты и обстоятельства, которые могут стать отправными и ограничивающими пунктами мыслительной работы по воспоминанию важных данных, затерявшихся в памяти подозреваемого. От напоминающих следует отличать наводящие вопросы, постановка которых допрашиваемому не допускается. Наводящим является такой вопрос, в формулировке которого содержится в готовом виде и ответ на него, то есть допрашиваемому подсказывается желаемый ответ.

Мыслительная деятельность допрашиваемого направляется не на максимальное напряжение памяти, анализ и улавливание сохранившихся в ней восприятий, установление последовательности их получения, конкретных .образов этих восприятий с воспроизведением результатов такой умственной деятельности в виде ответа на вопрос, а на решение того, подтвердить или отвергнуть подсказываемый вопросом ответ. Естественно поэтому, что ответ на наводящий вопрос часто является не результатом обнаружения подозреваемым запечатленного, но затерявшегося в его памяти образа, а следствием внушающего воздействия подсказки лица, ведущего допрос. Внушающее воздействие наводящего вопроса обусловлено тем, что разрешение его всегда сопряжено с возможностью незаметного, невольного превращения убежденности в непогрешимости данных, содержащихся в вопросе, в объективное знание допрашиваемого, в уверенность, что его ответ в таком случае основан на тождественности его восприятия этим данным. Все это и вызвало запрещение пользоваться на допросе наводящими вопросами.

Учитывая сущность вопросов каждой из названных групп, представляется, что после рассказа они должны ставиться подозреваемому, как правило, в такой очередности: уточняющие, затем дополняющие и в конце контрольные. Напоминающие же вопросы ставятся в том случае, если невозможно или затруднительно получить ответ на уточняющий, дополняющий или контрольный вопрос.

Порядок изучения показаний подозреваемого в форме рассказа и затем, в случае необходимости, ответов на вопросы предполагает активность и желание подозреваемого участвовать в доказывании. При этом, однако, инициатива ведения допроса находится в руках допрашивающего.

Корректность, активность, целеустремленность, точность и конкретность вопросов, их последовательность, умение направлять дачу показаний в сторону обнаружения истины должны руководить деятельностью следователя или лица, производящего дознание, во время допроса. Если подозреваемый относится к даче показаний пассивно или безразлично, не отказываясь отвечать на вопросы, ссылается на незнание обстоятельств, имеющих значение для дела, или забывчивость, в этом случае дача показаний подозреваемым начинается и, как правило, заканчивается в форме получения ответов на вопросы.

Действенным средством убеждения подозреваемого в необходимости давать правдивые и полные показания служит своевременное предъявление ему имеющихся в деле доказательств, устанавливающих его виновность в совершении преступления. Предъявление подозреваемому доказательств производится на втором этапе получения его показаний. Какие именно доказательства, в какой момент и в какой форме предъявлять подозреваемому, определяет допрашивающий, руководствуясь конкретными обстоятельствами дела, существом доказательств, личностью подозреваемого, характером сообщаемой им информации и его поведения во время дачи показаний.

Процессуальное закрепление хода и результатов допроса подозреваемого осуществляется в составляемом протоколе его допроса. В качестве вспомогательного средства фиксации показаний подозреваемого может использоваться звукозапись. Показания подозреваемого заносятся в протокол в первом лице и по возможности дословно. Требование по возможности дословной записи показаний означает, что лицо, производящее дознание, или следователь должны отражать в протоколе то, что говорил и как говорил подозреваемый об обстоятельствах, относящихся к делу, имеющих значение для его правильного разрешения по существу [12].

По окончании допроса протокол предъявляется для прочтения допрашиваемому либо оглашается по его просьбе. Требования допрашиваемого внести в протокол дополнения и уточнения подлежат обязательному исполнению.

Факт ознакомления с показаниями и правильность их записи удостоверяются допрашиваемым своей подписью в конце протокола. Допрашиваемым подписывается также каждая страница протокола. Если в допросе участвовал переводчик, то он также подписывает каждую страницу и протокол в целом, а также перевод собственноручно записанных показаний допрашиваемого. В протоколе указываются все лица, участвовавшие в допросе. Каждый из них должен подписать протоколе [5].

Протокол допроса подозреваемого составляется как правило лицом, производящим допрос. И лишь в случаях просьбы о том подозреваемого после дачи им показаний ему предоставляется возможность записать свои показания собственноручно. Если показания были записаны подозреваемым собственноручно, в протоколе делается об этом отметка, удостоверяемая подозреваемым и допрашиваемым. Следователь или лицо, производящее дознание, после ознакомления с собственноручной записью показаний подозреваемого могут задать ему дополнительные вопросы. Эти вопросы и ответы на них записываются в протокол и удостоверяются подписями подозреваемого и лица, производящего допрос.

В качестве дополнительного средства закрепления хода, содержания и результатов допроса подозреваемого может быть использована звукозапись.

Звукозапись допроса подозреваемого применяется по решению следователя или лица, производящего дознание, принятому по собственной инициативе либо по просьбе подозреваемого. О применении звукозаписи на допросе подозреваемый должен уведомляться до начала допроса.

Звукозапись допроса способна обеспечить наиболее полное и объективное отражение всего своеобразия содержания и характера показаний подозреваемого, всех особенностей и оттенков рассказа, вопросов и ответов на допросе; позволяет более тщательно проанализировать показания подозреваемого, а следователь, провести их успешную проверку и правильную оценку; дисциплинирует поведение допрашивающего и подозреваемого на допросе; является формой самоконтроля и контроля за качеством и законностью произведенного допроса; служит эффективным средством предъявления доказательств при производстве допросов других лиц, а также дополнительном или повторном допросах подозреваемого; создает благоприятные условия для правильного восприятия и оценки ранее данных показаний в случаях возникновения необходимости их оглашения в ходе дальнейшего движения производства по делу. Вместе с тем применение звукозаписи может препятствовать откровенности подозреваемого на допросе, сковывать действия допрашивающего и подозреваемого, усложняет производства допроса, требует дополнительной затраты времени, сил и средств, не приносит сколько-нибудь ощутимой пользы, если не понадобится в дальнейшем оглашении показаний подозреваемого. Приведенные соображения позволяют утверждать, что применение звукозаписи на допросе подозреваемого целесообразно лишь тогда, когда имеются данные, указывающие, что его показания потребуется предъявить другим соучастникам преступления либо потерпевшим и свидетелям, что фонограмма допроса может помочь в дальнейшем преодолеть ложь, увертки и запирательство подозреваемого и получить от него полную и достоверную информацию по существу дела, когда имеются опасения за жизнь подозреваемого и в других подобных случаях.

Фонограмма допроса не заменяет протокола, а только дополняет, конкретизирует его. Она является приложением к протоколу и должна храниться в специальном пакете в деле. Хранение и использование фонограммы следует осуществлять в условиях, которые исключали бы ее повреждение и подмену [12].

Допрос несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого не может превышать 4 часов в день, а без перерыва — 2 часов. При допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого обязательно присутствует защитник. Это обеспечивает следователь (дознаватель).

Подозреваемый или обвиняемый, не достигший 16-летнего возраста, а страдающий психическими расстройствами — 18-летнего возраста, допрашивается с участием педагога и (или) психолога.

Педагог — это лицо, имеющее специальное педагогическое образование [13].

Конкретность, определенность и результативность помощи, оказываемой педагогом на допросе, зависит не только от квалификации педагога, но и от того, общался ли он с несовершеннолетним в процессе обучения, знает ли он условия жизни и воспитания, особенности психики, склонности и привязанности допрашиваемого. В силу этого при вызове педагога для участия в допросе несовершеннолетнего подозреваемого следует отдавать предпочтение педагогу того учебного заведения, в котором учился или учится подозреваемый, и тому педагогу, который обучал подозреваемого. Однако вызываемый для участия в допросе педагог не должен быть заинтересованным в исходе дела.

Роль педагога — оказание органу расследования помощи в получении от несовершеннолетнего подозреваемого полных и достоверных сведений о известных ему обстоятельствах дела. В определенной мере педагог контролирует действия лица, производящего допрос. Ему, однако, не предоставлено право и на него не может быть переложена обязанность вести допрос несовершеннолетнего [12].