Смекни!
smekni.com

Калуга. Правобережье (Гамаюнщина) (стр. 6 из 9)

Рис. 6. «Чехры», поднизь, поднизка; ожерелье в клетку с «языком»; ожерелье в клетку; подшейный «язык»; позатылень; парчовый «сборник».

Мужская одежда — очень несложная. Мужская рубаха праздничная — сатиновая или ситцевая; будничная — холщовая, обычно крашенная дома покупной краской в синий или красный цвет, а у стариков чаще некрашеная, белая холщовая. Ворот стоячий, застегивающийся на двух пуговочках, сбоку полочка. У стариков встречаются рубахи без стоячего ворота — это рубаха старинного покроя.

Рукав в прежнее время делали у муж­ской рубахи широким с пышными сборками у плеча, о чем вспоминают в насмешливой частушке с. Ромоданова:

Ой, гармонист,

Рубаха на сборках,

Не у тебя ли, гармонист,

Хата на подпорках?

Теперь рукава делаются значительно уже. Цвета для праздничной мужской рубахи выбирают яркие, о чем тоже говорит частушка:

Ой, гармонист.

Рубаха зеленая,

Не у тебя ли, гармонист.

Хата разваленая?

Рубаху подпоясывают пояском, плетеным из белой и черной пряжи. Мужские портки шьются из холстины, крашенной в синий цвет. Головным убором служат летом картузы, а зимой шапки овчинные, мехом наружу. В старину носили шляпы высокие валяные.

Верхняя осенняя одежда мужская и женская изготовляется из самодельного сукна «Волну» самую лучшую, весеннюю («вешнику») мешают с осенней и с «поярками»; ее прядут, ткут сукно, которое затем уво­зится приезжими валяльщиками на валяльню. Привезенное ими обратно в деревню сукно моют на реке, сушат и «перекатывают из конца в конец», т. е. сначала закатают одним концом внутрь, потом развернут и закатают внутрь другим концом. Это делает­ся для того, чтобы сукно стало чернее — «ясней». Из этого сукна, чаще всего темно-коричневого цвета, шьют чекмени- — хала­ты, пиджаки и женские, пользовавшиеся спросом, «коротайки», чтобы сукно стало чернее — «ясней». Из этого сукна, чаще всего темно-коричневого цвета, шьют чекмени - хала­ты, пиджаки и женские, пользовавшиеся спросом, «коротайки».

На «коротайку» идет 10 аршин сукна. Она имеет пришивную спинку с густыми сборками; перед непришивной, гладкий. Передняя пола бывает обшита полосой черной ткани, шириной в 1 1/2 пальца; пояс прострочен белыми нитками, как и рукава у кисти. Справа — простроченный карман, а на левом боку — фальшивый карман — "наличенко".

В праздники, в гости надевается «плисовка» или «коротенькая»— верхнее платье такого же покроя, как и «коротайка»; на нее идет 7 аршин плису; она делается стеганой на вате с подкладкой из серого ситца. Осенью же поверх рубахи и «шубки» жен­щины надевают так называемую «прижим­ку" - лифчик холщовый или ситцевый, сте­ганый на вате; его носят по будням.

Зимней женской одеждой служит сши­тый из овчин полушубок. В зажиточных семьях имеют еще «крытку»— зимнюю одеж­ду такого же покроя, как и «коротайка», на серой или черной овчине, крытую покупным черным сукном; рукава, полы, ворот и карманы «крытки» обшиты полосами лисьего меха шириной в 2 пальца. Кроме «крытки», в богатых семьях имеется «поддевка", крытая покупным сукном, стеганая на вате с пестрой фланелевой подкладкой.

Мужчины носят осенью пиджак из черного домашнего сукна и в холод халат или чекмень из того же сукна. Чекмени делаются с клиньями, длинными рукавами без обшлагов и двойным большим полукруглым воротником, густо простроченным. Они подпоясы­ваются ремнем; зимой надевают поверх шубы. Шьются чекмени деревенскими кочующими щими портными.

Что же касается обуви, то летом женщины ходят в сапогах или босиком. На тяжелую работу (жатву, пахоту) надевают лапти с портянками из «ряднушки», которая ткется рядочками и гораздо плотнее холста Портянками обертывают ноги и обматывают их «оборкой»— веревкой. Во время жатвы носят еще толстые связанные дома из льняной «верчи» чулки, настолько плотные, что их надевают без обуви. «Верча» льняная сучится руками из льняных хлопьев,— получается веревка, которая сматывается в громадные клубки (более 1/4 аршина в диаметре); из этой веревки вяжут чулки. Из нее же плетут детские туфли «чуни»; из тонкой верчи вяжут на иголках «вязенки». Зимой женщины надевают лапти, обертывая ноги суконками, сотканными из белой «волны" или валенки. Мужчины зимой носят либо валенки, либо надевают чулки из «верчи" поверх их обматывают ноги портянками, обувают лапти и в таком виде не боятся мороза.

В описание гамаюнской одежды надо еще включить погребальную одежду, голов­ной убор невесты, свадебные полотенца - рушники, наряд елочки на девишнике.

Народ часто уже не помнит значения того или иного своего обряда и не придает одежде свойственного ей прежде символи­ческого значения; в некоторых случаях смотрит на нее лишь как на забаву и шутку.

Однако изучение и описание этой одежды всегда интересно и имеет этнографическую ценность. Остановимся, к примеру, на одежде по­гребальной, смертной. Гамаюнки, следуя распространенному в крестьянстве обычаю, задолго до смерти приготовляют себе и хозяину всю до мелочей погребальную одежду и хранят ее отдельно от другого платья, связанную в узелке. Женская смертная рубаха шьется из холста в 4 полотнища, с подставкой, с долгими узкими рукавами без обшлага, без брызжечек с одной красной обшивочкой у кисти; ворот со сборкой на обшивочке. «Шубка» приготовляется к смерти ситцевая черная или белая с черным рисунком; платок на голову ситцевый белый, такой же "сборник», нитяные чулки и бумажные туфли. Мужская смертная рубаха - холщовая в 4 полотнища, длиной 1 1/4 аршина, ворот на тканой обшивочке, рукав прямой без обшлага с ластовками. К по­гребальной одежде относится еще полотно широкое (1 1/4аршина), которое стелят под покойника на лавку поверх подостланного сена, и 3 аршина полотна, которым покры­вают покойника. Заранее припасают также кусок холста, из которого бабка, приглашен­ная убрать покойника, сошьет ему в 3 полотнища саван.

В семье молодоженов, когда зажинают, молодая бросает на первый сноп свекрови холстины, а та одаривает ее ситцем на «шубку». Расшитые холщовые полотенца — рушники также являются необходимой при­надлежностью многих праздников. Пестрыми рушниками обматывают дуги, когда везут на повозках невесту; расшитыми утиральниками гамаюнки снабжали своих мужей, когда они отправлялись пировать на какую-нибудь свадьбу. В эти утиральники завязывали монеты, которыми приезжие гости отплачивали девицам за то, что они величали их на свадьбе.

На девишнике невеста подносила по полотенцу своей работы всем мужчинам и: жениховой родни.

Особенно нарядный рушник с вырезами с прошивами, с лентами вышивает невеста для жениха, и это полотенце жених надевает, заткнув за пояс, причем длинные расшитые концы висят чуть не до земли. Рушник надевается и невестой вокруг шеи под фату — «дымку», «дынку», которой закрывают невесте часть лица (рис. 7).

Рис. 7. Невеста-гамаюнка в «дымке»

Все свадебные и вообще праздничные рушники украшаются излюбленным в Га-маюнщине шитьем — «вырезами» (рис. 8).

Рис. 8. Гамаюнский праздничный «рушник».

«Вырезы» с геометрическим орнаментом либо звериным («кони», «петухи», «куколки», «солдатики») работаются следующим образом; в куске холста выдергиваются нитки, сперва поперечные, потом «вдольные» вытаскиваются по 2 нитки, а по 3 оставляются; вышивается узор тонкими холстинными нитками. Потом с угла начинают перевивать нитками сетку, а под конец, когда на красной сетке выступает белый узор, то его «красят», т. е. раскрашивают цветной бумагой: голубой, желтой, красной, оранжевой и т. д.

«Вырезы» чаще заменяются узором, шитым крестиком. Впрочем, и тут рисунок бывает порой интересен по теме. Так, на­пример, очень хорош узор на полотенце д. Верховой; он вышит крестиком по холсту красной и черной бумагой: рисунок изображает терем с двумя башнями и развева­ющимися флюгерами; между башнями дверь, в ней стоит девица с цветком в руке; по бокам двери окна стекольчатые с мелким переплетом. Кругом терема — деревья. Вся эта композиция очень тонко геометризирована.

В общем, можно сказать, что Гамающина в значительно большей степени, чем соседние с ней деревни, сохранила старинный костюм. Это можно объяснить чисто земледельческим характером ее хозяйства, имеющего еще многие черты хозяйства натурального. Крестьяне гамаюны сами для своего домашнего обихода изготовляют большую часть своей утвари — деревянные чашки, миски, солоницы, тарелки, вальки толкушки, деревянные ведра для воды, ступы деревянные большие с толкачами, также стульца и детские колясочки-сиделки. Еще больше этой «самодельщины» в области одежды: сучат «верчу», чтобы вязать чулки «вязенки», «чуни»; делают дерюги, чтобы покрывать постели, и, наконец, изготовляют в большом количестве холст для своего употребления. Большинство семей почти не употребляют фабричных тканей, довольствуясь белым или дома окрашенным холстом. Прядут с ноября всю зиму целыми днями с раннего утра до 1—2 часов ночи; в этой тяжелой работе принимают участие девоч­ки с 11—12 лет. Ткать начинают к весне Самодельная, «свойская» одежда является весьма прочной и удобной для работы.

Очень важно при изучении народного быта проследить эволюцию формы жилища, обстановки жилья, одежды и т. д. А в рас­суждение об эволюции сама собой входит и проблема влияний. Не «из ничего» сло­жилась и крестьянская изба, и крестьян­ское искусство, и крестьянский костюм. Откуда, например, явились душегрейки у орловских однодворок, крестьянские шелковые платки, вышитые золотыми нитками, высокие кокошники северных крестьянок? Или в Калужской Гамаюнщине венки девичьи наподобие кокошников, сарафаны, нарядные шерстяные шали, парчовые "сборники" и прочее? На содержание народного быта большое влияние оказала культура других слоев общества. Не только культура Руси XVII века завершилась в народной среде, но и далее, в XVIII - XIX веках, филиация от более культурных слоев в менее культурные продолжалась. Однако никакая среда ничего не усваивает без собственного преломления, и народные массы не только механически воспринимали и сохраняли то, что в них просачивалось сверху. Народные массы перерабатывали эти влияния и на все заимствованное налагали своеобразный отпечаток, объясняющийся совокупностью крестьянской жизни, ее быта, уклада, одежды, ее хозяйства. Возьмем некоторые предметы народного творчества, например, деревянные резные прялки. Сюжеты резьбы на них взяты не из крестьянской жизни: здесь мы не находим образа избы, а фантастические постройки с колоннами, столбами, драпировками, созданные под влиянием миниатюры. XVI — XVII веков. Среди разных сценок на этих прялках мы тоже часто видим не крестьянские: всадника в западном костюме; горожанина и горожанку, идущих навстречу друг другу в костюмах середины XIX века; едущую карету со знатной барыней внутри и лакеем на запятках…