Смекни!
smekni.com

Калуга. Правобережье (Гамаюнщина) (стр. 8 из 9)

Возникнув в палеолите как сознательное воспроизведение ри­сунка дентина (исследования палеонтолога В.И. Бибиковой), ва­рьируясь, трансформируясь у охотников-скотоводов в мальтийский крест и у земледельцев в ромб с точкой, ромб с крючками (исследова­ния Б. А. Рыбакова, А. К. Амброза), ромбический орнамент дожил до этнографической современности, свидетельствуя об очень значи­тельной, хотя чаще всего уже бессознательной глубине памяти в на­родном искусстве.

По материалам Гамаюнщины (вышивке и ткачеству) отмечается устойчивость ромбического узора на свадебном наряде невесты, в ко­стюме молодой женщины и на свадебных полотенцах. Ромбо-точеч-ная композиция и сетчатый узор из ромбов с крючками вышивались, как правило, на занавесках, праздничных рушниках, входили в тка­ный орнамент поневы молодой женщины. По отношению к женским рубахам мы видим точно такое же возрастное ограничение: ромби­ческие тканые узоры украшали предплечья, как правило, на рубахах молодых женщин. Связь ромбо-точечного узора со свадебной обряд­ностью и бытом молодой замужней женщины заставляет нас обра­тить на него особое внимание, т.к. весь свадебный ритуал в народном быту был пронизан магическим содержанием, и в первую очередь магией плодородия. По мнению исследователей, идея плодородия в свадебной обрядности выступала и как будущая плодовитость девуш­ки-невесты, и как плодородие вспаханной и засеянной земли. Извест­ны обычаи на свадьбах преподносить караваи хлеба, обсыпать зер­ном. Этот обычай имел место и в свадебном ритуале крестьян Гама­юнщины. Женщина уподоблена земле, рождение ребенка уподобле­но рождению нового зерна. В этом слиянии аграрного и женского на­чал сказывается не только внешнее уподобление по сходству сущнос­ти жизненных явлений, но и стремление слить в одних и тех же благопожеланиях счастье новой семьи, рождение новых людей и урожай­ность полей, обеспечивающую это будущее счастье. Здесь мы видим, по мнению исследователей, тот самый комплекс, который выражал­ся в древней Руси понятием "Рожаницы" - покровительницы как рож­даемости, так и урожайности.

Изображение символов плодородия и солярных знаков не слу­чайно так устойчиво в орнаменте занавесок, рубах, головных убо­ров просватанной девушки, невесты, молодой женщины. Символика плодородия этих мотивов и значение их в качестве оберегов со­хранялись в народном представлении гамаюнцев вплоть до начала XX в. Крестьянка, жизнь которой была ограничена семейно-хозяйственными интересами, была хранительницей древних представлений и обрядов, отражавшихся в области женского искусства - вышивке. Народная традиция пронесла сквозь столетия внешнюю форму древ­них знаков и сохранила их определенное место на вещах в крестьян­ском быту.

Орнитоморфные мотивы в меньшей степени, нежели геометри­ческие, присущи народной вышивке Гамаюнщины. Народные мас­терицы называли изображения птиц уточками, петухами, павами. Можно выделить два основных вида иконографии данного образа в памятниках Гамаюнщины: 1) пава с распущенными перьями хвоста, ромбовидные или круглые завитки на концах перьев как бы соответ­ствуют ярким пятнам узора павлиньего хвоста; 2) изображение павы с поднятым крылом и хвостом в виде большого пера или двух перь­ев, по своим очертаниям она больше напоминает петуха. По мнению Г. С. Масловой, первому виду, начиная с эпохи средневековья, име­ются параллели в искусстве народов Европы от Средиземноморья до Скандинавии, а второй вид характерен для России и, в частности, для южнорусского региона, который включает калужскую народную вышивку.

Устойчивое введение орнитоморфных мотивов в декор элемен­тов женского костюма, в частности, занавески, реже - обрядового поло­тенца вышивальщицами Гамаюнщины позволяет говорить об определенной системе взглядов, мироощущении народного художни­ка. В этом смысле интересно вспомнить об особой полисемантичнос-ти образа птицы в русском фольклоре и орнаментике. Птица симво­лизировала тепло, свет, сулила урожай, богатство. В весенних пес­нях-заклинаниях обращались к жаворонку, ласточке-касаточке, кули­ку, перепелочке, синичкам-сестричкам, краснозобым снегирюшкам, чтобы они принесли "весну красную", "теплу летушку", взяли бы "клю­чи весенние", "замкнули зиму", "отомкнули лето". Птица - яркий об­раз народной любовной и свадебной лирики.

Петух и курица издавна почитались славянами. Предвестник зари и света, петух связывался с представлениями о солнце. Не случайно в орнаменте вышивки, резьбы и росписи петух нередко сочетается с кругом-солнцем. Эта традиционность соединения солярных знаков и орнитоморфных мотивов нашла свое воплощение в вышитом декоре занавесок калужской Гамаюнщины. Связь петуха с огнем (ср. "кра­сный петух" - пожар), домашним очагом выражена в представлениях крестьян вполне определенно. Крик петуха в полночь играл апотропейную роль. Велико было значение петуха и курицы в свадебной об­рядности крестьян Гамаюнщины: обрядовое блюдо из курицы, свя­занное с ноябрьскими кузьминками, женскими праздниками-складчи­нами, на которых обязательной ритуальной едой были куры, принесе­ние наряженных петуха и курицы в дом жениха и т. д.18 В весенних обрядах особую роль играли куриные яйца: яйца подкидывали вверх, чтобы рожь высоко росла; известен обычай разбивать яйцо о лоб вы­веденного на первую пашню коня. И, наконец, петух и курица в на­родном представлении были связаны с идеей плодородия.

В свете всего сказанного становится понятным последователь­ное обращение вышивальщиц Гамаюнщины к изображению птиц в декоре женского костюма и ритуального полотенца: это определялось теми представлениями о них в древности, отголоски которых еще сохранились в мироощущении крестьян Гамаюнщины в XIX - начале XX вв. Утрачена магическая и заклинательная сущность вышивки, но "полотняный фольклор" сохранил в механической передаче доброже-лательно-апотропейное значение орнитоморфной орнаментики и традицию соединения ее с элементами женского костюма и ритуаль­ного полотенца.

Стилистическая разработка орнаментальных мотивов в декоре конкретных памятников Гамаюнщины имеет свои особенности, но в одинаковой мере отражает ту или иную степень разложения традици­онного орнамента, удаления от архаического типа. Так, например, раппортное решение узора, включающее многократно повторенные изображения птиц, явилось, по всей видимости, результатом распаде­ния более древней трехчастной композиции с деревом или женской фигурой в центре либо взято из обрамления неизвестного сюжета, но трактуется более укрупненно. В целом орнитоморфные мотивы в вышивке Гамаюнщины характеризуются разнообразием стилевых ре­шений, но, как правило, изображение "павы" отличается более сложным построением рисунка; мотив "петуха" с поднятым крылом трак­туется с большей степенью геометризации.

Стилистическая разработка геометрических мотивов в отдель­ных случаях наглядно свидетельствует о преобладании эстетической функции орнамента и полной утраты его семантики: так, геометризо­ванная восьмилепестковая розетка трансформируется в растительный мотив, постепенно превращаясь в цветок с ромбовидными удлиненны­ми лепестками, который в вышивке других районов Калужской губер­нии уже будет помещаться на кустах, деревьях, представляя их цве­тущими. Изображение символов плодородия (мотивы ромба) сохра­няет свою строгую геометричность, обособленность и большую са­мостоятельность в декоре конкретных памятников народного шитья. Солярные знаки и символы плодородия, оформляя поверхность конк­ретного предмета (например, занавески), часто соединяются в доволь­но сложную композицию, значение которой в наши дни практически невозможно объяснить. Это и определяет своеобразную самодостаточность орнамента с точки зрения реализации его декоративной функции на по­верхности определенного предмета.

Орнамент вышивки калужской Гамаюнщины не существует абстрактно, а реализуется в определенном предметном контексте: это декор занавески и полотенца. И в данном случае стилистическая раз­работка орнаментальных мотивов подчиняется конструктивной схе­ме предмета (крою), подчеркивает функционально важные части, придает пластическую завершенность вещи. Народные мастера нахо­дят композиционно оправданное соотношение между вышивкой и фоном, используя естественное членение плоскости красными тка­ными полосами. Это членение подчеркивает плоскость изделия, "при­вязывает" к ней вышитые узоры. Сочетание полос узорных и гладких, различных по ширине, цвету и фактуре, создает впечатление нараста­ющего или убывающего ритма. Ритмически организуя орнаменталь­ные мотивы, вышивальщицы Гамаюнщины создают своеобразную структуру поверхности, соединяющую в себе определенную меру рас­члененности и связности.

В отдельных случаях орнаментальная композиция строится не только "вширь", но и "вглубь", создавая многоплановые изображения в одной плоскости, и весь орнамент кажется как бы двухмерным: узор и фон становятся равноправными. Данный прием особенно оправ­дывает себя в соединении с техникой цветной перевити, которая со­здает своеобразный легкий рельеф на декорируемой поверхности, а введение штопки, настила, крестика, бумажных и шерстяных нитей разнообразит фактуру шитья.

В построении орнаментального образа участвуют не только фактура, но и цвет: красный цвет в вышивке Гамаюнщины основной. Оттенки его довольно разнообразны, что зависит от материала нитей (лен, шерсть), ткани, от использованных для них красок. Слово "крас­ный" в русском языке также обозначает "красивый", "прекрасный", "лучший". Отсюда видно то особое значение, которое придавалось красному цвету вышивальщицами. Орнамент вышивок нарядных за­навесок и полотенец Гамаюнщины оставляет ощущение празднично­сти, что соответствовало функциональной роли этих предметов в бы­товом обиходе деревни. В характеристике орнамента вышивки тор­жествует двухмерность, все подчиняется плоскостному решению, но проистекает это из наивного видения, исходит от своеобразия кресть­янского мировоззрения и не может расцениваться как художественно-стилистический прием.