Смекни!
smekni.com

Проблема рассекречивания документов на современном этапе (стр. 4 из 7)

В отношении однотипных по содержанию групп дел (протоколы, документы оргпнизационного, идеологического, финансового и других отделов) использовался выборочный метод, предполагавший полистный просмотр дел при первой же их выдаче для использования. Личные дела по приему в партию, номенклатурных работников, персональные дела рассекречиванию не подвергались, так как они подпадают по архивное зако-[25]

нодательство, устанавливающий 75-летний ограничительный срок доступа к ним. Однако сделаем одну оговорку: снятие с грифа секретности не означает автоматического перевода документов на открытый доступ.

Вопрос о выдаче документов, имеющих сведения о личной жизни граждан, решался в соответствии с действующим законодательством, хотя оно на сегодняшний день несовершенно и не учитывает специфики информации, содержащейся в партийных документах.

Принятая методика позволила архиву в сжатые сроки, за 1994 – 1998 гг. перевести на открытый доступ более 550 тыс. дел. При этом из 15 тыс. полистно просмотренных дел на секретном хранении оставлено только 60. Для того, чтобы доступ к документам в архиве осуществлялся в полном соответствии с установленным 30-летним ограничительным сроком, осталось рассекретить документальный массив за 1964 – 1969 гг.

Комиссией по рассекречиванию, помимо протоколов и актов, составлялись содержательные справки о рассекречиваемых документах, что позволяло проанализировать, какие сведения были рассекречены по делам, а какие полистно. Дела с ограничительными грифами отложились практически во всех фондах парторганов Москвы и Московской области, но больше всего встречаются в фондах московского городского и областного комитетов КПСС.

Большое внимание уделено документам по вопросам торговли, бытового обслуживания населения, здравоохранения, просвещения, социального обеспечения и др.

К этой группе относится и так называемая секретная переписка, отложившаяся в делах МК и МГК КПСС за 20 – 30-е годы. Она касается проблем партийного строительства, хозяйственных вопросов.

В горкомах и райкомах велась аналогичная переписка с МК и МГК ВКП(б), советскими, хозяйственными, военными, правоохранительными органами. [26]

Переписка военной поры содержит сведения о помощи фронту, размещении госпиталей, подготовке к отражению воздушных налетов, строительство убежищ, восстановление жилого фонда и т. д., а также запросы по партийному учету, о розыске партдокументов, заявления коммунистов о снятии взысканий и восстановлении в партии.

Другая группа рассекреченных дел – это документы военных отделов, отложившихся в фондах партийных органов с 1917 по 1948 г. Они широко представлены в фондах МК и МГК ВКП(б), уездных, волостных, окружных комитетов ВКП(б), городских и районных комитетов Москвы и области. За 1917 г. в них содержатся приказы, инструкции о работе в армии, воззвания против империалистической войны, материалы о солдатских митингов с осуждением политики Временного правительства, протоколы заседаний военных бюро и военных советов.

Среди документов военных отделов за годы Гражданской войны (1919 – 1920 гг.) – заявления, письма членов партии о направлении на фронт, доклады военных комиссаров о положении дел в воинских частях, циркуляры по вопросам мобилизации на фронт, сведения о мятеже левых эсеров и его подавлении, постановления об экстренных мерах против выступлений белогвардейцев, а также выписки из протоколов заседаний бюро РК ВКП(б) по вопросам организации отрядов особого назначения, материалы о “неделях обороны”, об организации воинских частей, информация о быте красноармейцев, их настроениях.

В 30-е и предвоенные годы документы военных отделов пополняются списками оборонных предприятий, докладами о партийной, организационной и идеологической работе с коллективами заводов, сведениями о красноармейских частях и их численном составе, взаимоотношения между красноармейцами и начсоставом.

В делах военных отделов за годы Великой Отечественной войны–доку-[27]

менты о строительстве подмосковных рубежей обороны, состоянии МПВО в районах, работе госпиталей, шефстве над воинскими частями, сборе денежных средств и теплых вещей для армии. Сохранились заявления граждан о направлении в действующую армию, планы мобилизации.

В послевоенный период (до 1948 г.) в делах военных отделов рассекречены сведения о военном всеобуче, работе с демобилизованными и с призывниками, деятельности добровольных оборонных обществ, помощи семьям погибших и военнослужащих, инвалидам и др.

Не меньший интерес среди рассекреченных дел представляют “особые папки”. В “особых папках” представлены решения бюро и постановления секретариата, охватывающие различные стороны деятельности за большой хронологический период, сведения о деятельности оппозиции и контрреволюционных группировок, политических настроениях граждан в 30-е годы, работе оборонных предприятий, транспорта, состоянии сельского хозяйства. Имеется обширный материал о создании и ликвидации партийных комитетов на предприятиях и в организациях Москвы и Московской области, подборе и расстановке кадров. В “особые папки” включены также документы об авариях на предприятиях, при испытании новой техники, освоении нового производства.

Практически аналогичное содержание имели “особые папки” райкомов и горкомов КПСС, рассматривавших те же вопросы.

В настоящее время большинство “особых папок”, находившихся на хранении в архиве и имевших документы, созданные по 1963 г., комиссией по рассекречиванию переведены на открытый доступ и могут быть востребованы исследователями.

Так был полностью рассекречен фонд “Штаб партизанского движения Московской области за 1941 – 1946 годы”, в делах которого, помимо документов о боевой деятельности партизанских отрядов, есть личные [28] листки на работавших по спецзаданиям в тылу противника, списки и характеристика партийного архива, участвовавшего в организациипартизанского движения, истребительных батальонов и подпольных парторганов в Московской области в 1941 – 1942 гг., а также материалы по работе спецгрупп по сбору информации о настроениях среди населения Москвы в 1941 – 1943 гг., сдаче оружия, выданного группам.

Весь этот фонд за исключением нескольких дел переведен на открытый доступ.

Выработанные в архиве подходы и методика способствует решению возникающих проблем в рамках комиссии по рассекречиванию, только в редких случаях требовалось консультирование специалистов. Отсутствие в

фондах архива документов ЦК КПСС, высших правительственных учреждений упрощает процедуру рассекречивания.

Но наряду с этим возникает парадокс: архив готов предоставить свои документы по самым различным аспектам исторических исследований, однако эта информация сегодня не очень востребована. [29]

Деятельность Бывшего центрального партийного архива.

В 1991 г. Накануне Нового года состоялась презентация Российского центра хранения и изучения документов новейшей истории (РЦХИДНИ), образованного 12 октября 1991 года на базе бывшего Центрального партийного архива.

Архив существовал с 1920 года как структурная часть научно-исследовательских центров РКП(б) – ВКП(б) – КПСС: Истпарта, Института[30]

Карла Маркса и Фридриха Энгельса, Института В. И. Ленина, в 1931 году –объединённого института Маркса – Энгельса – Ленина, с 1956 года Института Марксизма – Ленизма, с 1991 года – института теории и истории социализма; с 12 октября 1991 года центр – в ведении Роскомархива.

Основными фондообразователями архива являлись ЦК КПСС и КПК, научные и учебные учреждения ЦК КПСС, редакции центральных газет и журналов. В настоящее время в РЦХИДНИ ( Российский центр хранения и изучения документов новейшей истории) сосредоточено более 500 фондов, свыше 1, 5 млн. дел, 9300 фотографий, 8600 метров киноплёнки.

В центре хранятся документы представителей социальных учреждений, деятелей социал – демократии, революционного, рабочего и коммунистического движений России и других стран, а так же коллекции и фонды документов по истории Великой Французской революции и революций 1848 года в Франции и Германии, Союза коммунистов, Парижской коммуны, I, II и III Интернационалов, Коминформа и других.

Документы относящиеся к политической истории дооктябрьской России и Советского Союза, охватывают период с 70-х годов прошлого столетия и до 1991 года. В их составе протоколы и стенограммы съездов, конференций и пленумов ЦК РСДРП – РКП(б) – КПСС, документы учреждений, организаций, органов печати – всех основных фракций и течений российской социал – демократии(большевиков и меньшевиков различных политических оттенков, Бунда, СДКП и Л и др.). Советский период представлен документами В. И. Ленина, протоколами Политбюро, Оргбюро и Секретариата ЦК, региональных бюро ЦК, информационными. документами местных партийных организаций, материалами политорганов ряда наркоматов. На презентации выступали председатель Роскомархива профессор Р. Г. Пихоя и директор Центра хранения современной[31] документации Р. А. Уси-ков. Р. Г. Пихоя выразил надежду на скорое принятие проекта Закона “Об архивном фонде в Российской Федерации и архивах”, который обеспечит новую организацию архивного дела России, в том числе свободный доступ к информации введёт 30-летний срок давности, по истечении которого документы, содержащие государственную тайну, перестанут быть секретными.

Центры хранения должны сочетать в себе не только архивные функции, но и функции исследовательские, нацеленные, прежде всего на решение задач, касающихся популяризации и научной разработки ранее малоизвестных документальных комплексов. Такая работа осуществляется по пяти направлениям. Первое – введение в общественный оборот ранее неизвестных документов путём создания справочных пособий об их составе и содержании. Второе – подготовка справочных пособий, основанных на содержании самих документов. Третье – их источниковедческая разработка на основе классических методов источниковедческого анализа. Четвертое – широкая публикация документов, т. е. подготовка разных типов и в разных формах серийных, проблемно – тематических и иных документальных изданий, начиная от популярных и кончая строго академическими. Пятое – координация усилий ученых по реализации программ разработки документальных комплексов.