Смекни!
smekni.com

Анализ текста как подготовка к экзаменам (стр. 3 из 7)

В данном случае важен отбор фактов, отвечающих теме высказывания.

2. Умение подчинять свое сочинение определенной (основной) мысли. Она может быть ясна из формулировки темы. Например, тема «Унылая пора, очей очарованье» требует такого отбора материала и таких средств выражения, которые бы показали очарование унылой поры. В этом случае умение раскрывать основную мысль сочинения и есть умение писать на тему.

3. Умение собрать материал для сочинения. Источником для сочинений учащихся в школе является сама жизнь или ее отражение в книгах в живописи, нужно научить наблюдать, работать с книгой, смотреть картину. Воспитание этих умений и лежит в основе умения собирать материал для сочинения.

4. Умение систематизировать материал. Это умение опирается на умение собирать и отбирать материал. В некоторых случаях недостаточно лишь отобрать факты, необходимо их еще сгруппировать и определить последовательность подачи материала в сочинении.

5. Умение строить сочинение в определенной композиционной форме. Для того чтобы ученик овладел этим умением, необходимы специальные разъяснения об особенностях построения рассказа, описания, рассуждения. Только в этом случае ученик сможет осознанно выбирать нужную композиционную форму и даже отступать от нее.

6. Умение правильно и «хорошо» выражать с в о и м ы с л и. Правильно — значит в соответствии с нормами литературного языка, «хорошо» — т. е. точно, ясно.

Большую роль в этом играет специальная подготовительная работа, которую я провожу.

В сочинении «Какой я увидел(а) зиму вчера на прогулке» предупреждаю о возможных речевых недочетах, а также можно провести специальные упражнения, направленные на обогащение речи учащихся (например, словами, обозначающими цвет снега в солнечную погоду).

7.Умение исправлять, переделывать, улучшать написанное, т.е. умение его совершенствовать, находить в своем сочинении отклонения от темы, ненужные подробности, отсутствие связи, непоследовательность в изложении мыслей — залог успеха в работе над сочинением.

Большинство учащихся с гораздо большим желанием пишут сочинения-миниатюры, чем выполняют обычные упражнения учебника. Происходит это, видимо, потому, что дети по натуре своей художники, и даже «гораздо больше поэты и художники, чем мы обычно думаем» (А. И. Герцен).

Сильные ученики в сочинениях-миниатюрах оттачивают свое владение речью, стараются создать с помощью языковых средств зарисовку, стремятся к творчеству в полном смысле этого слова; учащиеся послабее видят в сочинениях-миниатюрах возможность проявить себя, увидеть хоть маленькое, но продвижение вперед, что, к сожалению, им не всегда удается в больших сочинениях.

Сочинения-миниатюры дают возможность развивать творческие силы учащихся, учат их самостоятельному использованию полученных сведений о языке, создают эмоциональный заряд: творчество никогда никого не оставляет равнодушным.

Программой по русскому языку предусмотрено обучение сочинению-рассуждению, начиная с 5 класса. При изучении почти всех учебных предметов школьникам приходится приводить доказательства, делать выводы, обобщать. Рассуждение как тип текста представляет собой основу публицистических статей, объяснительных записок, любого объяснения причин какого-либо события, явления. Вводя на уроке понятие о рассуждении как типе текста, целесообразно спросить учащихся, в каких ситуациях человеку приходится что-то объяснять, доказывать; бывали ли в их жизни случаи, когда надо обязательно убедить кого-то, слышали ли они, как взрослые пользуются рассуждениями.

В конце урока я использую игровое задание «Определи название», которое позволяет закрепить знания учащихся о структуре текстов разных типов. Игра может проводиться так: от каждого ряда к доске выходит один ученик, выбранный товарищами. Он должен поместить под соответствующей структурной схемой заголовок («Описание», «Повествование», «Рассуждение»);

1.

1. Начало события.

2. Продолжение события,

З. Конец события.

2.

1. Тезис.

2. Доказательства.

З. Вывод.

3.

1. Общее впечатление от предмета

2. Детали предмета

После того, как ученики усвоили особенности структуры и языкового выражения рассуждения, появляется возможность предлагать им тексты с недочетами для редактирования, что позволяет предупреждать ошибки в сочинениях и совершенствовать умение определять тип текста. Обучение сочинениям — очень сложный и длительный процесс, во время которого необходимо постепенно и систематически доводить до сознания учащихся весь процесс требований, которые предъявляются к данным работам.

Анализ текста – обязательный вид работы

при подготовке к изложению

Комплексный анализ текста — это не только интересный, но и чрезвычайно полезный вид работы, при котором осуществляется функциональный и системный подход к изучению языка, а также ярко выявляются межпредметные связи. Работа с текстом развивает у учащихся языковое чутье, способствует устранению грамматических, стилистических и речевых ошибок, значительно углубляет стилистико-семантическое восприятие произведений художественной литературы. Анализ текста поэтому полезен при подготовке к сочинению и изложению.

Анализ текста — обязательный вид работы при подготовке к изложению, так как он помогает до конца понять текст и его особенности и грамотно пересказать письменно, сохраняя его своеобразие. Именно такие задачи ставятся перед учениками на экзаменационном изложении.

Подготовка к изложению состоит из нескольких этапов. На мой взгляд, она должна складываться из самостоятельной работы учащихся дома и непосредственной работы на уроке. Домашняя работа, направляемая заданиями учителя, предваряет классные занятия и в определенной степени готовит их.

Перед тем как приступить к анализу текста на уроке, ученики получают задание прочитать текст дома и предварительно проанализировать его по следующему плану

(и памятка «План анализа текста», и текст должны быть обязательно у каждого ученика как дома, так и во время классной работы).

План анализа текста

1. Прочитайте текст.

2. Вспомните, что вы знаете о его авторе. Если не знаете, постарайтесь узнать из справочной литературы.

3. К какому функциональному стилю речи принадлежит текст? (Художественному, публицистическому, научному/научно-популярному?)

4. Какого типа речи текст? (Описание, повествование, рассуждение?)

5. Определите жанр текста. (Эпизод художественного произведения, очерк, воспоминание, притча, легенда, стихотворение в прозе и пр.?) Какое настроение преобладает в тексте?

6. Определите тему текста.

7. Если текст не имеет заглавия, озаглавьте его. Если заглавие уже есть, подумайте над его смыслом. (Почему именно такое заглавие вы брал автор?)

8. Разделите текст на смысловые части, составьте для себя его план.

9. Как связаны части текста? Обратите внимание на лексические и синтаксические средства связи (повторяющиеся слова, синтаксические параллели или, наоборот, резкое изменение синтаксических конструкций и интонации).

10. Как соотносятся начало и конец текста?

11. На каком приеме/приемах построен текст? (Сопоставление, противопоставление; по степенное усиление чувства, постепенное развитие мысли; быстрая смена событий, динамичность; неторопливое созерцание и пр.)

12. Отметьте основные образы текста (не забудьте об образе автора).

13. Понаблюдайте над лексикой текста:

— найдите незнакомые или непонятные слова и установите их значение по словарю; обратите внимание на правописание этих слов;

— найдите опорные слова в каждой части текста;

— найдите в тексте контекстуальные синонимы и/или антонимы;

— найдите многозначные слова и слова, употребленные в тексте в переносном значении;

— обратите внимание на стилевую принадлежность лексики, на употребление архаизмов, историзмов, неологизмов; на эмоционально-оценочные слова, на просторечные или, наоборот, слова возвышенного стиля (зачем они употреблены автором?);

— выделите фразеологизмы (зачем они употреблены?);

— обратите внимание на средства художественной выразительности, если они применяются автором (эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения).

14. Понаблюдайте над фонетическими средствами, которыми пользуется автор (повторение определенных согласных звуков — аллитерация, повторение гласных звуков - ассонанс). Чего достигает автор их употреблением?

15. Какими морфологическими средствами пользуется автор? (Обилие глаголов или деепричастий для передачи действия или для динамичного описания чего-то изменяющегося, движущегося; обилие прилагательных при описании предметов или пейзажа; употребление частиц — ограничительных, выделительных, усилительных, подчеркивающих неожиданность происходящего, передающих удивление, восхищение и т д.).

16. Понаблюдайте над синтаксисом текста. (Употребление предложений определенной структуры: коротких, лаконичных или пространных; простых или сложных; назывных, безличных, обобщенно-личных, — употребление инверсий, восклицательных, вопросительных предложений, многоточия, перечислений, прямой речи, диалога и пр.).

17. Сформулируйте идею текста (что хотел сказать автор, зачем он создал этот текст). Помните, что идеей можно назвать не только выражение определенной мысли, но и передачу какого-то чувства, настроения, состояния.

18. Каково ваше впечатление от текста?

19. Для лучшего понимания текста сопоставьте его с другим, данным учителем для сравнения.

При анализе текста помните, что рассмотреть все вопросы на материале одного текста невозможно и не нужно. Объем разбора определяется характером самого текста и его особенностями.

Безусловно, такой предварительный анализ требует времени и определенных навыков, поэтому в начале работы (в IХ классе) он поэтапно контролируется учителем на уроках. Например, первое задание ограничивается 1 —5 пунктами анализа и проверяется и корректируется на уроке. Затем такая же работа проводится по пунктам 7—10, 11—12, 13—14, 15—16, 17—19, занимая 15—20 минут урока, посвященного подготовке к экзаменам. Только после того как учитель убедился, что ученики владеют основами анализа текста, он может дать это задание полностью для предварительной самостоятельной домашней работы. Одиннадцатиклассники могут сразу готовить дома весь анализ предложенного текста, в остальном же принципы работы при подготовке к экзамену в IХ и ХI классах совпадают.