Смекни!
smekni.com

Анализ текста как подготовка к экзаменам (стр. 5 из 7)

То несомненный знак ей был,

Что едут гости, -

- и оно даст возможность поговорить и о содержании, смысле (наверное, холодно, раз кот на печке сидит), и звукописи (мурлыча, лапкой рыльце мыл), и о значении слов жеманный, рыльце, и об орфограммах и пунктограммах – но о них после того, как почувствуем « наслаждение» от «погружения» в язык, его возможности.

Постигая красоту языка, ученики погружаются в атмосферу творчества. Творчество – это самый мощный импульс в развитии ребёнка. Это всегда воплощение индивидуальности, это форма самореализации ребенка, это возможность выразить свое особое, неповторимое отношение к миру. Но не все дети могут сами открыть дорогу к созиданию. И здесь нужна помощь учителя, чтобы обрести возможность для выражения своего "я". Цель, которую я ставлю перед собой, проста и сложна одновременно: развивать творческие способности учащихся путем активизации не только эмоционально-волевой и интеллектуальной сферы, но в сферы воображения, интуиции, образного мышления.

Важным условием творческой деятельности является чувство удивления, новизны, а еще готовность принять нестандартное решение. Большой интерес вызывают задания такого типа: придумать монолог от имени вещей, которые нас окружают (расчески без зубьев, перегоревшей лампочки, шнурка на левом ботинке...), которые учат детей не бояться фантазировать, помогают смотреть на обыденные вещи под новым, непривычным углом зрения.

Такое образное восприятие очень важно, так как развивает интеллектуальные и нравственные стороны личности. Я считаю, что полезно познакомить детей с конкретными и абстрактными образами. Для этого предлагаю детям последовательно представить: попугая, сидящего на жердочке, злого взъерошенного пса, поле после уборки пшеницы, ощущение солнечного дня. Этот прием помогает почувствовать разницу между внешним описанием и описанием, проникнутым отношением и настроением человека.

Очень важно для меня понимание того, что один и тот же образ, одно и то же настроение могут быть выражены разными средствами: словом, звуком, цветом. Ребенок настроен на художественное восприятие мира, способен видеть обычное необычно, т.е. глазами художника. Детские впечатления необычайно ярки, красочны.

...Провожу с пятиклассниками такую игру: расставляю разноцветные карточки (12 - 15 оттенков). Задаю необычный вопрос: "Где здесь Василиса Прекрасная?" Ответ один: дети указывают на красную карточку.

- Почему красная?

- Потому что красивая?

- А еще какая?

Дальше идет белый (цвет чистоты), желтый (нежности) и т. д. Так собирается цветок с разноцветными лепестками - это портрет Василисы Прекрасной в цвете.

Совсем иной цветок получается, когда говорим о Кащее: черный (страшный), серый (злой), синий (холодное сердце) и т. д.

В методической литературе этот интересный прием именуется "цветословом". Он развивает заложенную в ребенке с рождения способность видеть мир в цвете.

Мои ученики почти всегда делают иллюстрации к тому, о чем читают и пишут. Мир в их рисунках очень ярок, контрастен. Рисунки ребят - великолепная основа для психодиагностики. Рисунок – это тоже текст, который создаёт сам ребёнок, его особым образом закодированная информация, причём о внутренних процессах, которые подчас другим образом не «вытащить». А когда мы на уроке рассматриваем рисунки и ребята объясняют их, какими гранями начинают сверкать, какой богатый внутренний мир открывается именно у «молчальников», как обогащает это «соборное» видение, каким сильным и воспитывающим является общее сопереживание, общий интерес!

Выясняя роль сюжета в эпическом тексте, дети выполняют практическую работу, которая ставит их в активную читательскую позицию по отношению к тексту (дети окажутся соавторами) и поможет воочию убедиться в том, что в развитии сюжета, его определённом завершении можно увидеть следы авторской идеи. Суть работы состоит в следующем: на уроке читается начало рассказа до определённого момента, а затем ребята должны дописать его, т.е. заняться очень полезной читательской деятельностью – сюжетосложением и завершением описания образов героев в соответствии с их пониманием авторской идеи и своими представлениями о жизни и судьбе человека.

Технология такова. Читаю сначала миниатюру В. А. Сухомлинского.

Старый пес.

Был у человека верный друг — Пес. Много лет сторожил он хозяйство человека. Шли годы. Пес постарел, стал плохо видеть. Однажды в ясный летний день он не узнал своего хозяина. Когда хозяин возвратился с поля, он выбежал из своей будки, залаял как на чужого. Хозяин удивился и спросил:

- Значит, ты уже не узнаешь меня?

Пес виновато вилял хвостом. Он ткнулся в ногу хозяина и нежно заскулил. Ему хотелось сказать: прости меня, я сам не знаю, как это получилось, что не узнал тебя!

Через несколько дней Человек принес откуда-то маленького Щенка:

- Живи здесь.

Старый пес спросил у человека:

- Затем тебе еще один пес?

Здесь я останавливаюсь и прошу детей дописать окончание миниатюры.

А потом читаю окончание автора:

- Чтобы тебе не было скучно, - сказал Человек и ласково потрепал старого Пса по спине. Потом Человек повернулся, тихо вздохнул и ушел. Пес не мог вздыхать, он жалобно заскулил, из одного его глаза на землю скатилась слеза. А на травке кувыркался, играл щенок.

Сравниваем. Выясняем, что герой В. А. Сухомлинского (а значит, и автор) добрый, человечный, он думает не о себе, а о Псе. В работах же детей он чаще жесткий, даже порой жестокий. («Ты стар, скоро умрёшь, а мне нужен хороший сторож». Либо более мягкий вариант: «Научи его всему, что умеешь ты»,- сказал Человек старому Псу».) Так решение литературной задачи превращается в осмысление нравственной проблемы, в которую дети включены через письменную работу на самом высоком уровне активности. Кроме того, поставленные в позицию соавторства, попробовав написать фрагмент рассказа, дети почувствовали не только сложность писательского труда, но и вкус творчества и даже начали осознавать, что произведение создаётся по «законам красоты».

Интересен используемый в школьной практике прием Э. Де Боно, который передается тремя словами: "плюс, минус, интересно". Смысл его заключается в том, что детям предлагается на рассмотрение любая проблема, но непременно неожиданная:

Что случится, если все люди будут одеваться в одинаковую желтую одежду?

Как сложилась бы судьба Онегина, если бы он женился на Татьяне?

При решении проблемы дети должны выделить все возможные достоинства ("плюсы"), недостатки ("минусы") и то, что трудно соотнести с "плюсом" и "минусом" (категория "интересно").

Большое значение имеет работа учеников в жанре ЭССЕ. Ведь большинство учебных предметов практикует написание рефератов. Но как его написать, если школьник не привык рассуждать, сравнивать, анализировать, сопоставлять, высказывать свою точку зрения. На мой взгляд, эссе учит этому. Но надо всегда помнить, что название сочинения не должно предполагать готового однозначного ответа, а давать простор уму, воображению, фантазии, например: "Я в мире и мир во мне", "Уже шестнадцать или еще шестнадцать", "Что могу пожелать я миру, в котором буду жить?"

Обучение написанию сочинения не самоцель. Надо просто стараться давать ученикам возможность саморазвиваться, самовыражаться, учиться думать и говорить, сопоставлять, конкретизировать, доказывать, учить их быть "самими собой", а также ораторскому искусству и сценическому мастерству, умению интервьюировать и отвечать на вопросы, осуществлять свое желание нравится, беречь друзей и смеяться над собой — надо совершенствовать их на опыте собственных несовершенств.

А попутно учить их писать сочинение тем же методом, что и вода камень точит: "не силой, а частым падением" (Гораций).

"Вырабатывайте свой стиль, - учу я, - Ищите точные слова для выражения своих мыслей и чувств". Как? Вот примеры подобных упражнений.

Май. Вечер. Вверху горит уличный фонарь. Ты поднимаешь голову: между глазами и фонарем - ветки липы. Они черные, в темноте не видны. А возле них - только появившиеся из почек чуть заметные нежно - салатные листочки. Нарисуй их словами так, чтобы прочитавший ощутил те же чувства, что и ты.

Попробуй описать встреченную на улице бездомную собаку, ее отношение к окружающим и отношение окружающих к ней.

Представь себе уличную сцену, увиденную когда-то. Перескажи ее как пьесу: с завязкой, кульминацией и развязкой.

"Открывать глаза и окрылять сознание - вот задача школьных уроков, и язык должен служить этим задачам в максимальной степени", – эти слова были написаны М. А. Рыбниковой почти три десятилетия назад. А часто ли дети пишут сочинение вдохновенно, не будучи зажатыми какими-то рамками "надо", "нельзя". Ведь только это рождает внутреннюю свободу, независимость.

Все названные приемы направлены не только на развитие у учащихся самой потребности в творческой деятельности, но и на самовыражение детей через различные виды творчества.

Возможно, не все мои методы удачны. Но я ищу, хотя поиск не оправдание, а объяснение. Я получаю класс. Присматриваюсь к каждому ученику, учусь их понимать, отдаю им все, что знаю сама, порой спорю, ссорюсь. И радуюсь, когда вижу, как они меняются, увлекаются языком и литературой, пытаются сами писать…

Как у Пушкина:

И мысли в голове волнуются в отваге,

И рифмы легкие навстречу им бегут,

И пальцы просятся к перу, перо к бумаге…

Заключение

В данной работе я попыталась показать, что научить школьников пользоваться русским языком как средством общения, средством познания мира и себя в нем, приобщения к культуре, развить в них умение грамотно, активно и творчески владеть всеми видами речевой деятельности на русском языке дают возможность уроки, где как высшая единица обучения выступает текст, в котором « интегрируются, объединяются, синтезируются все элементы языковой системы». Подобные уроки создают условия для проявления индивидуальных читательских, исследовательских и творческих способностей, удовлетворения образовательных потребностей и интересов школьников.