Смекни!
smekni.com

Способы осмысления правовой реальности (стр. 5 из 10)

10. Право представляет собой также сложную многоуровневую систему, динамический процесс собственного становления и воспроизводства). Источником саморазвития выступают противоречивые взаимодействия ее сторон, находящие отражение в полярности и дополнительности различных подходов к праву. Относительно автономными уровнями правовой реальности являются: а) мир идей (идея права); б) мир знаковых форм (правовые нормы и законы); в) мир социальных взаимодействий. Они представляют собой уровни становления права. которые выражаются в развертывании концепции правовой реальности от абстрактных ко все более конкретным определениям.

11. Фундаментом современной правовой философии является философская антропология как философское знание о человеке, его природе и формах существования. Возможность правовой антропологии обусловлена тем, что в структуре человеческого бытия могут быть выделены моменты, которые во внешнем выражении дают правовые отношения, с одной стороны, и в самом праве — такие моменты, без которых совместное человеческое сосуществование оказалось бы невозможным. Она есть учение о праве как способе человеческого бытия. Правовая антропология есть такой подход к праву с позиций учения о природе человека, который преодолевает односторонность классических концепций естественного права и выступает мировоззренческо-методологическим основанием правовой реформы в ее направленности на гуманизацию права.

12. В центре современных представлений о природе человека находится идея человека как незавершенного, а, следовательно, открытого миру существа, возвышающегося над наличными обстоятельствами. Выражением такой открытости выступает свобода как состояние непрерывного творения человеком самого себя и соответствующий образ права как непрерывного становления на основе человеческого усилия. Обоснование идеи права как особого нормативного порядка исходя из представлений о природе человека заключается в обосновании, почему совместное с другими людьми существование оказывается возможным. Такое обоснование опирается на принцип интерсубъективности и сочетает в себе антропологические и этические моменты в праве, что позволяет избавиться как от чрезмерной описательности, так и чистого долженствования. Свобода как универсальная способность человека и связанная с нею способность к рефлексии делает право и возможным, и действительным.

13. Права человека, выражая особое качество правопорядка, являются такими субъективными правами, на обладание которыми может претендовать каждый человек вне зависимости от обстоятельств. Они находятся в центре политического проекта современности (проекта модерна) и представляя собой моральные критерии, которыми должен руководствоваться правопорядок, очерчивают пространство, которое обеспечивает каждому человеку условия его самореализации, т. е. пространство его личностной автономии. По своему статусу права человека выступают в качестве критериев легитимации, с одной стороны, и как условия возможности сосуществования различных культур в рамках мирового сообщества — с другой.

14. Обоснование прав человека является актуальной задачей в постсоциалистическом социокультурном пространстве, поскольку идея их безусловной ценности еще не стала доминирующей в сознании людей. Этико-антропологическое обоснование прав человека ориентируется на установление минимальных условий того, что необходимо человеку как человеку, того, от чего человек не может отказаться ни при каких обстоятельствах. Это — универсальные условия человеческого существования, принципами реализации которых выступают права человека. Поэтому основной принцип обоснования прав человека заключается в том. что человек, чтобы оставаться человеком, должен иметь право на сохранение самого себя, собственной экзистенции.

15. Правовой субъект рассматривается как носитель качества правового и ведущего элемента правовой реальности. С позиций развиваемой автором феноменолого-герменевтической концепции правовой субъект как единство трансцендентального и эмпирического , сущности и существования обладает способностью быть носителем ценностно-значимых актов признания. Способность к признанию коррелирует с сущностной чертой человека — открытостью миру и является собственно правовой способностью, делающей право возможным. Социально-антропологической формой бытия правового субъекта выступает личность, отличительной чертой которой является стремление к собственной независимости и уважение чужой независимости. Право не может развиваться без личностно развитых людей и оно ориентируется на образ человека как личности.

16. Непосредственным источником правопорядка и всех правовых явлений, фактором, поддерживающим жизнь права, является правосознание, поэтому философия права в одном из своих измерений выступает как теория правосознания. Конкретными проявлениями правосознания выступают правовые смыслы (правовые эйдосы) как внутреннее содержание правовых феноменов, то, что делает их собственно правовыми. Смыслы интерсубъективны и выступают основой взаимопонимания между людьми. Формой проникновения в исходные элементы правовой реальности выступает правовой менталитет.

17. Подлинной реальностью права оказывается не столько жесткий механизм властного принуждения, сколько тонкая паутина особых ментальных состояний — правовых смыслов. Основополагающими установками правосознания выступают фундаментальная обязанность уважать чужое право и дополняющая ее обязанность отстаивать собственное право. Результатом следования этим принципам оказывается утверждение в отношениях между людьми — добросовестности, честности и точности в выполнении обязательств, в образе мысли — правовой установки, которая выражается: по отношению к другим — в примате справедливости над состраданием, по отношению к себе — в идее правомочия, или в стремлении к независимому достижения выгоды и благополучия. Метафизическим условием возможности права и обоснованием внутренней независимости (автономии) выступает установка отрицания рабства и признания свободы высшей ценностью.

18.Внешняя экспликация правовых смыслов задает правовые ценности, которые выступают интерсубъективными условиями возможностями права. Выражая то, что значимо для человека, они выступают атрибутами права, находятся в основании прав и обязанностей, правовых норм как их объект. Основная правовая ценность — справедливость, конституируется взаимным признанием субъектов. Справедливость как форма человеческого сосуществования выражает требование “минимума любви”, или непредвзятости. В утверждении собственной свободы и в признании свободы других заключен смысл справедливости как критерия оценки и критики поведения людей и существующих политико-правовых институтов.

19. Универсальный момент справедливости выражается в признании прав человека. Прикладной аспект теории справедливости представлен соотношением справедливости и эффективности в оценке функционирования политико-правовых институтов, при этом конечной целью деятельности политико-правовых институтов является обеспечение их справедливости, а эффективность их функционирования представляет собой средство для реализации такой цели. В качестве юридической конкретизации философско-правового вопроса о соотношении универсального и культурно-специфического в содержании справедливости выступает вопрос о соотношении международного и национального права. Как отношение формальной дополнительности при приоритете универсального над партикулярным решается этот вопрос современной коммуникативно-дискурсивной философией, трактующей права человека (опосредующие принципы справедливости) как условие сосуществования и сотрудничества различных культур в современном мире.

20. Социально-правовым идеалом в условиях посттоталитарных трансформаций является правовое общества, под которым понимается саморегулирующееся общество, в котором утвержден принцип господства права. Правовое общество выступает как такое гипотетико-идеальное состояние, которое является альтернативным и состоянию жесткой упорядоченности, и состоянию аномии. К институциональным условиям возможности правового общества относятся гражданское общество и правовое государство в их единстве. Неинституциональные условия возможности правового общества делятся на антропологические, ценностно-смысловые и коммуникативные. Под антропологическими (субъектными) условиями возможности правового общества имеется в виду сам человек как правовой субъект. Таким субъектом, на существование которого ориентируется право, является автономная и ответственная личность. Под ценностно-смысловыми (субъективными) условиями возможности правового общества подразумеваются установки правосознания, позволяющие судить о наличии или отсутствии в обществе права. Основной правовой ценностью является справедливость, которая может пониматься как стремление действовать в соответствии с правами и обязанностями, воздавая каждому свое и обеспечивая условия для реализации способностей каждого. Коммуникативные условия возможности правового общества создают юридическое пространство как публичное пространство правового дискурса, в котором осуществляется ответственность, реализуются права и обязанности, обеспечивается легитимация государства и права, а также переход от способностей к их реализации. Правовое общество представляет собой регулятивную идею, которая как некая цель организует нашу ситуацию, придает осмысленность даже там, где смыслы пока неуловимы.

Для заказа доставки работы воспользуйтесь поиском на сайте http://www.mydisser.com/search.html


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Агацци Э. Человек как предмет философии // Вопросы философии. – 1989. – №2. – С. 24–34.