Смекни!
smekni.com

История села Чекмагуш (стр. 2 из 14)

Но есть еще одно предположение о том, что Кала-тау являлась местом для наблюдения для стражников. возможно, в давние времена территория. на которой жили племена, было местом разбойничьего нападения со стороны как, соседних племен, так и просто разбойников.

На территории нашего района в V-VIII веках и VIII-X веках появляются новые племена «бахмутинской» и «турбаслинской» культур. Они предположительно являются предками башкир. Возможно, они были первыми поселенцами села Чекмагуш. Основным их занятием были плужное земледелие и оседлое скотоводство. «Бахмутинские» племена под влиянием пришлых «турбаслинских» племен, тюрко-говорящих, ушли на север, а оставшаяся часть ассимилировала с пришлыми. Они стали основой формирования башкирского этноса.

Еще одним важным памятником – доказательством в нашем районе является надмогильная плита, датированная 1442 – 1447 годом, найденная близ деревни Старо-Калмаш местным краеведом Г. К. Воробьевым. Этот памятник доказывает, что на нашей территории уже распространилась религия ислам и вместе с ней образование и культура. Надо отметить, что жители этих земель вели оседлый образ жизни. В отличии от кочевых башкир они никогда не жили в юртах. Являясь хозяевами огромных угодий. Они много времени тратили на добычу пушнины, бортничеству, сбору хмели, изготовлению лыка. В период Казанского ханства определяются точные границы земельных угодий и выдаются пожизненные грамоты на владение землями. Оставшиеся, свободные земли распределяются между знатными людьми государства.

Самым главным и дорогим наследием предков была земля. Ханская грамота на право владения землей береглась как зеница ока и передавалась от поколения к поколению.

Таким же важным был шежере, который отображал схему родственных связей. Юридическая сила этих двух документов не теряется и через 200 лет после распада казанского ханства.

В то время хозяевами земель были царские чиновники, служащие в «Уфимской провинциальной канцелярии». Через город Уфу проходили 4 шоссейных дорог. На Запад шла дорога в Казань, другая на север, а на юг дорога на Оренбург. Эти дороги были единственным способом связи. По этой причине наряду с названием деревни или волости, в документах обозначалось и дорога, у которой находится той или иной город или деревня.

Одна из этих дорог – Казанская - проходила приблизительно через деревню Верхний Аташ, что находится на северо-востоке Чекмагушевского района. Эта дорога до изобретения пароходов и железной дороги была единственным средством почтовой транспортной связью между Уфой и Казанью.

Даруга, монгольское слово, обозначала тогда админстративно-территориальную единицу. По ведомости, составленной Уфимской провинциальной канцелярии в 1743 году, вдоль Казанской даруги находилась 16 волостей, 858 деревень в которых насчитывалось 9239 хозяйств. В среднем в каждой деревне было 10-11 хозяйств, а в каждой волости примерно 54 деревни.

Теперь рассмотрим когда образовались деревни в Чекмагушевском районе, люди каких национальностей и сословий жили в наших деревнях. Чтобы ответить на эти вопросы обращаемся к ученым. Доктор исторических наук, профессор БГУ М.М. Кульшарипов пишет так: «Территория Чекмагушевского района издревле была заселена башкирами племен дуваней, кыр-елан и ельдяк. Как видно из книги профессора А.З. Асфандиярова, крупного специалиста по истории сел и деревень Башкортостана, первым поселением татар и тептярей, возникшем на башкирской вотчинной земле Еланской волости, была деревня Бикметово, организованная в 1665 году. Другие татаро-мишарские деревни, как Биккино, Баширово, Новобаширово, Кусекеево, Уйбулатово, Земеево и другие были основаны в 18-19 веках. Несколько раньше, в 17 веке, на территории Чекмагушевского района появились поселение тептярей, среди которых было много башкир, по различным причинам потерявших свое вотчинное право. Так, в 1635 году башкиры Кыр-Еланской волости припустили на свои земли тептярей, последние основали деревни Бйбулатово (Айбулатово) и Митряево. Тептярами были основаны деревни Новоюмраново (1748год), Байбулатово (1673год), Староузмяшево (1746год), Резяпово(1705год), Тузлукушево (1733год) и другие. Что касается сел Чекмагушево и Таскаклы они были основаны башкирами.

Населенными пунктами башкир-вотчинников являлись деревни Аблаево, Ихсаново, Рапатово, Старокалмашево, Калмашбашево, Имянлекулево, Верхнеаташево(Бахтизино), Каразиреково, Каргалы, Кутово, Тайняшево, Балак, Малый Балак, Каран, Тамьяново, Сурметово, Каръявды,

Чупты и другие. В 18-19 вв башкиры-вотчинники перечисленных деревень припускали тептярей, мишарей, и татар, но в них вплоть до последних советских переписей преобладали башкиры».

Проживание башкир доказывается и в материалах по селу Чекмагуш:

1797год в 12 хозяйствах проживало-86 башкир

в 74 хозяйствах проживало-535 мишарей

в 17 хозяйствах проживало-118 тептярей

1816год проживало–100 башкир,140 тептярей, 538 мишарей,

1834год – 155 башкир, 556 мишарей, 168 типтярей

Когда на территории села Чекмагуш появились первые мишарские поселения неизвестны. Но на основе припускной записи башкир от 1738,1739,1745 годов были приняты мишари. Так в середине 18 века село стало третьей по времени возникновения мишарским поселеньем. Почему башкиры позволяли мишарям селиться на этих землях? Чтобы ответить на этот вопрос необходимо вспомнить о налогооблажении того времени. Тогда платили ясак-налог шкурой ондатры или «пятиалтынником»(15 копеек). Это была тяжелая повинность (чтобы заработать эту сумму денег взрослому мужчине необходимо было проработать 3 месяца), если сравнить цены тех времен, то:

За один пуд ржаной муки просили 10-12 копеек,

Пшеничной муки-20-22 копеек,

Лошадь, корова- 3 рубля,

Шкура ондатры-4 копеек, шкура лисы-8 копеек, и чтобы облегчить себе уплату ясака, они позволяли селиться на своих землях мишарам из деревни Камай, Сабай, Кулай, Уташ (нынешний Мишкинский район), тептярам из деревни С.Калмаш, Туреш. Они силились по берегам реки Чекмагуш.

«В большой Советской энциклопедии мишарям дается такое определение: «Мишари, этнографическая группа татар. Сами себя называют татарами. Живут

на правом и левом берегу Средней Волги, преимущественно ТАССР, а также Башкирской АССР, где были прежде известны под названием мишарянов. Говорят на одном из диалектов татарского языка. Происхождения мишарей неясно. Большинство исследователей склонны видеть в них подвергшуюся тюркизацией мишара. Культура мишарей почти не отличается от культуры остальных татар.

В народе применяется и название «тюмень». В некоторых деревнях, например, в д. В.Аташево есть «тюмень очы и башкорт очы», тюменская и башкирская улица.

Некоторые ученые доказывают образование мишарей из кипчаков – половцев. В русских летописях места, где живут мишари, названы «мишарской областью». В этой же области были два центра – города Темников и Касимов. Из названий города Темников образовался термин Тюмень, то есть одну часть мишарей назвали тюменями. В нашем Чекмагушевском районе мишари – тюмени жили в деревнях: Чекмагуш, В.Аташ, Рапат, Ихсан, Н.Калмаш, Ст. Калмаш, Таш. Калмаш, Аблаево.

В древних документах мишарей называли служилыми татарами. Как сословие, некоторые служивые татары – это Мурзы, формированные из татарских феодалов, в 14-17 веках добровольно перешли на службу русскому государству, а некоторые, у которых земли были завоеваны русским государством, от нужды вынуждены, подчиняться и служить русскому государству.

Служилые татары собраны из разных групп. Здесь мишарские татары (Еникеевы, Муратовы), ногайские татары (Баембитовы, Гимаевы), нократовские татары (Давлетьяровы, Низаевы). Об одном родстве Баембитовых хочу рассказать более подробно. Баембитовы жили в 17 веке в д. Утяш Сибирской даруги и в деревни Камай осинской даруги . В 1730 году они заселились в д. Чекмагуш. Их этого родства выросли знаменитые люди. Один из них Баембитов Гилемдар Султангареевич стал известным революционером.

Обратимся еще к одной семье с. Чекмагуш – Саетгарею Баембитову.

В его подворной карточке 1917 года написано следующие : «Хозяину 61 год. Он занимается пчеловодством, в хозяйстве 2 семьи ульев, жене 52 года, сыновьям - 5, 24, дочерям - 3,8,10,14,18,21 год. В хозяйстве имеют один однолемешный плуг, 3 лошади, 1 жеребенка, 2 коровы, 1 нетеля, 2 теленка, 10 овец, 5 ягнят, 3 коз, 3 козлят (всего 30 голов скота). У них усадьба 0,25 десятин, имеют землей один душ, купчие земли 5 паев. Засевают: озимая рожь 4-5, овес-3, проса-0,5, гречиха - 05, горох – 0,5, картофеля 0,5десятин, паровые земли– 4,5, всего 14-15 десятин.

Мы интересовались дальнейшей судьбой этой семьи. После Октябрьской революции Баембитовы активно включились за построение новой жизни. Дочь Асма была избрана членам сельсовета, она была делегатом 2 съезда женщин СССР. Сын Ханиф был секретарем партийной ячейки села Чекмагуш. Во время мятежа «Черного орла» лежал дома, будучи тяжело больным тифом. Восставшие ворвались в дом, вытащили его оттуда и у порога дома закололи вилами. Так погиб один из славных сыновей с. Чекмагуш. Его брат Салихжан Баембитов был активным членом колхоза. С начала войны пошел на фронт и в апреле 1942 года пропал без вести.

Одна из 6 дочерей Бамбитовых Зугра в 20 годы вышла замуж в д. Имянлекулево за Зайнутдинова Закарию. Они жили очень мирно, трудились на славу, растили 6 детей. Один из этих детей 1966 – 1980 годах прославился на всю республику как самый умелый организатор колхозного производства. В 1975 году среди других жителей района чекмагушевцы избрали его депутатом Верховного Совета РСФСР.