Смекни!
smekni.com

Памфлет как жанр сатирической публицистики Особенности развития памфлетного жанра С. 8 (стр. 2 из 4)

Памфлетом пользовалась и политическая реакция в борьбе с революционным движением. Идеолог английского крупного землевладения, смертельный враг французской революции Эдмонд Борк ("E. Burk ", 1729—1797) прославился яркими памфлетами. В памфлете «Письма о цареубийственном мире» ("Letters on a Regicide Peace ", 1796) он требовал продолжения войны с Францией.

вырезано

В России памфлет не получил широкого развития. Его придушила царская цензура, освобождавшая от предварительного просмотра и разрешения лишь книги свыше 20 печатных листов. Памфлетистом был Радищев, выпустивший свое «Путешествие из Петербурга в Москву». Боевая публицистика должна была маскироваться в царской России литературно-критическими статьями. «Письмом к Гоголю» — ярким политическим памфлетом — Белинский прорвал цензурно-критическую преграду. Памфлетом по сути своей было «философское письмо» Чаадаева.

Полемическая и сатирическая публицистика ушла полностью в периодическую печать — в журналы революционной буржуазной демократии. Русский памфлет был осужден на эмигрантское существование. Блестящие образцы памфлетного стиля даны Герценом. Памфлет является острым литературным оружием и революционного пролетариата. Молодой Энгельс избрал П. для философской войны с реакционным идеализмом, расчищая путь воинствующему диалектическому материализму. Один из философских памфлетов Энгельса носит название «Шеллинг — философ во Христе, или преображение мирской мудрости в мудрость божественную» ("Schelling der Philosoph in Christo… ", 1842). В пародировании богословского стиля Энгельс использует здесь классический памфлет эпохи Возрождения, направленный против католической схоластики. Против «левых гегельянцев» направлена блестящая и имеющая памфлетный характер работа Маркса и Энгельса «Святое семейство, или критика критической критики» ("Die heilige Familie… ", 1845). Из позднейших памфлетов Маркса «18 брюмера Луи Бонапарта» ("Der 18-te Brumaire des Louis Bonaparte ", 1852) можно назвать образцом художественного политического слова. Достаточно сравнить этот памфлет Маркса с памфлетом Гюго «Маленький Наполеон» (Napoléon le Petit, 1852), чтобы уразуметь то новое, что внесено было пролетарским социализмом в памфлетную лит-ру. У Маркса характеристика бонапартистской диктатуры капитала построена на глубоком анализе классовых отношений. У мелкобуржуазного радикала она сводится к поверхностной полемике против диктатора. Крепкие слова заменяют социальный анализ.

вырезано

Таким образом, памфлет является видом политически насыщенной, публицистической по преимуществу (иногда философской, научной и т. п.) литературы, который в некоторых отношениях близок к художественно-литературной сатире [Литературная энциклопедия1934: 189] Вместе с тем памфлетность может иметь место и в художественной литературе, т.e. введение в художественно-литературное произведение персонажа, представляющего в той или иной мере портретную характеристику внешности, поведения и т. п. какого-либо определенного лица (например образ Кармазинова в «Бесах» Достоевского). Таким образом, отношение памфлета и художественной литературы весьма многоразлично и определяется данными историческими условиями. Отсюда вопрос о памфлете является одним из частных вопросов проблемы взаимоотношения публицистики и художественной литературы, их взаимопереходов в тех или иных конкретно-исторических условиях.

2.2. Памфлетный стиль. Специфика памфлета

Как жанр публицистической литературы памфлет сложился в эпоху Реформации. Однако присущие памфлету как жанру черты - тенденционзность, злободневность, полемическая направленность - складываются ещё в древности в обличительных речах, так называемых диатрибах и инвективах.

вырезано

Видимо, данная резкая статья Хелмса, который занимает высокий пост в сенатской комиссии по иностранным делам, не является отдельным публикаторским курьезом в рамках допускаемого Западом "плюрализма" (вот Буш все хвалит Путина, а некий соратник по партии - ругает). Впрочем, большого веса такие одинокие тенденциозные голоса не имеют, тем более что в американском Сенате большинство сейчас за демократами, а не республиканцами.

Любопытно также отметить высокомерный тон сенатора, заставляющий вспомнить советские клише про "американский империализм". Ведь "честь", "привилегия" - термины отнюдь не демократического дискурса, приверженность которому так старательно стремятся продемонстрировать Штаты. А скорее яркое выражение элитизма ряда развитых стран дивных времен "нового порядка". В то же время звучит это все как-то извращенно по-советски, как будто не хочет морально озабоченный Запад, понимаешь, принимать Путина в пионеры, или, по-ихнему, в бойскауты какие. Нормы ГТО не сдал, курит в туалете - не возьмем его в "Артек" [По: http://www.smi.ru/text/01/07/19/103608.html].

В Риме обличительно-публицистическое начало проявляется в инвективе (от лат. invehere - бросаться, нападать) - поношении лица или группы лиц. Литературные формы инвективы многообразны: эпиграммы, полемические статьи и речи. Политическая полемика в инвективе принимает характер очернительства конкретного лица. Таково сочинение Саллюстия "Инвектива против Марка Туллия Цицерона" (54 г. до н.э.). Инвектива старается уничтожить Цицерона морально как человека и семьянина, как политического деятеля и продажного защитника в суде. "Ничтожнейший человек, проситель, заискивающий перед недругами, а друзей склонный оскорблять, стоящий то на той, то на другой стороне, не сохраняющий верности никому, ничтожнейший сенатор, наёмный защитник в суде, человек, у которого нет ни одной неосквернённой части тела: язык лживый, руки загребущие, глотка бездонная, ноги беглеца; то, чего из стыдливости не назовёшь, тяжко обесчещено". Инвектива обычно выявляет порочность всего рода, нечестивость предков, и Саллюстий издевается над Цицероном как над "новым человеком" и пришельцем в Риме. Цицерон ответил Саллюстию не менее резкой и оскорбительной инвективой.

вырезано

Жанр инвективы не выдерживает проверки на этичность, по­скольку критика в инвективе не только жесткая, но и предвзя­тая. В текстах содержатся пренебрежительные замечания или намеки, способные унизить героя, а именно: ироническое обыг­рывание его имени, фамилии, деталей внешности; упоминание о нем как о преступнике, хотя это не установлено судом (инвекти­ва выносит приговор, не принимая во внимание смягчающих обстоятельств); недоброжелательные реплики по поводу нацио­нальности, религии, болезней и физических недостатков. Инвек­тива как печатное обвинение равнозначна физической агрессии [Алтунян 1996: 83].:

«Якубович на ха­ляву пользуется не только добровольными подношениями учас­тников «Поля чудес», но и сексуальными услугами запасных участниц выездного конкурса красоты, специально прихвачен­ных для услаждения „чудесника", в народе давно окрещенного заслуженным дурилой Российской Федерации. А что, на днях он снова дурацки подшутил над всеми нами, предоставив слово в своем „Поле чудес" допущенному к телу счастливчику, назвав­шему нашу Родину страной дураков. Как все это мерзко, госпо­да-товарищи, кои любое доброе дело, выходит, способны опога­нить, хоть и скрываясь под одеялом» («Советская Россия» - 03. 07. 2000. – «Чудеса, да и только»).

вырезано

Памфлетный текст, как и всякая идеологическая конст­рукция, создает новую реальность. Но он не может создать полностью адекватную картину мира. Памфлетный текст — это всегда суждение, сделанное на основе оценки, это отбор фактов, выбор образов, изобразительных, риторических средств и т.д. Соучастие читателя в полемике (как внутренний диалог с авто­ром или его оппонентом) способствует формированию его собствен­ных взглядов, позволяет читателю лучше, глубже познать мир и самого себя. Полемика в памфлете неразрывно связана с публици­стическим анализом. Аналитический подход к действительности основан на выявлении противоречий, тщательном взвешивании вза­имоисключающих аргументов. Борьба различных точек зрения по­могает увидеть проблемный вопрос объемно.

Особенность жанра памфлета заключается в негативном, обличительном отображении реальности. Памфлетисты избира­ют объектом своего гневного, испепеляющего смеха обществен­ные явления, события, факты, политических и государственных деятелей, социальные и политические системы.

Глава 2. Приемы создания памфлетного жанра

2.1. Композиционно-стилистические особенности памфлета

Ведущим жанрообразующим структурным признаком памф­лета является наличие своеобразных композиционно-стилисти­ческих коммуникативных блоков - вводного, переходного, ос­новного и заключительного. Они вместе с другими элементами дают возможность памфлету на протяжении многих столетий сохранять свой архетип.