Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации для студентов факультета искусств II (стр. 1 из 4)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Сыктывкарский государственный университет

Кафедра изобразительного искусства

История культуры и искусств

(зарубежное искусство)

Методические рекомендации

для студентов факультета искусств

II ЧАСТЬ

Сыктывкар

2005

Утверждено на совместном заседании Ученого совета факультета

искусств СыктГУ 27.10.2008 г. (протокол № 2)

Составитель — С.А. Бочаров, канд. пед. наук.

Настоящие методические рекомендации являются продолжением первой части и включают в себя материла программы по искусству Греческой классики, Древнего Рима, европейского Средневековья, Ближнего и Среднего Востока, а также Индии, т. е. разделов, изучаемых на факультете искусств в течение второго семестра. Также содержатся планы семинаров, вопросы для повторения к зачету и словарь новых терминов.

Программа

Греческая классика. Внутренняя периодизация.

Искусство ранней классики (строгой классики) 490-450-е гг. до н.э.

Характерные приметы искусства данного периода. Архитектура. Храм Посейдона в Пестуме. Храм Зевса в Олимпии. Гипподамова система плановой застройки городов. Скульптура ранней классики. Геометризм и модульность. Формирование канона. Рационализм и конструктивность «Дельфийского возничего». Критий и Несиот (Тираноубийцы). Первый опыт групповой композиции в скульптуре. Проблемы передачи движения в скульптуре. Мирон. Отказ от архаической условности. «Дискобол», «Афина и Марсий».

Искусство высокой классики (II пол. V века до н.э.). Эпоха гармоничного воплощения эстетических идеалов классики. Архитектура: Афинский акрополь, планировка, основные сооружения. Парфенон: архитектура и скульптура. Скульптура: творчество Фидия. Поликлет. (Дорифор, Диадумен). Изменения канона. Вазопись высокой классики.

Искусство поздней классики (конец V – 3\4 IV века до н.э.). Влияние общественно-социальных условий на формирование искусства данного периода. Архитектура. Спад строительства, утрата «чувства меры». Стремление к грандиозности и великолепию. Храм Артемиды в Эфесе, Галикарнасский мавзолей, театр в Эпидавре. Коринфский ордер. Скульптура. Скопас. Пракситель (Гермес с Дионисом, Афродита Книдская, Аполлон Сауроктон, Отдыхающий Сатир). Леохар (Аполлон Бельведерский, Артемида Версальская). Лисипп (портрет А. Македонского, Геракл со львом, Апоксиомен, Гермес, отдыхающий на скале). Живопись. Скульптурность и геометричность живописи. Единство с архитектурой. Апеллес, Полигнот, Зевксис, Аполлодор. Вазопись. Художественные ремесла.

Искусство эпохи эллинизма. Особенности общественно-политического развития эпохи и влияние их на искусство Греции. Связь классических традиций с местным искусством. Изменения образной системы. Взаимосвязь научных открытий с искусством. Появление многожанровости в искусстве. Искусство эллинистической Греции (Ника Самофракийская, Афродита Милосская, «Сенека»). Искусство Александрии: Фаросский маяк, Афродита Киренская, статуя Нила, Камея Гонзага – образец портрета в ювелирном искусстве. Образы людей из низшего общества (Старый рыбак, Мальчик с гусем, Мальчик-нубиец). Искусство Пергама. Алтарь Зевса: архитектурные и скульптурные особенности. Искусство о. Родос – поздний эллинистический период. (Фарнезский бык, казнь Дирки). Лаокоон (скульпторы Агесандр, Полидор, Афинодор). Колосс Родосский.

Роль греческого искусства в развитии мировой художественной культуры.

Искусство Древнего Рима

Искусство этрусков как основа формирования древнеримского искусства. Основные черты искусства Этрурии. Архитектура этрусков: храмы и гробницы. Монументальная и декоративная скульптура. Монументальная живопись и вазопись. Влияние греческих традиций на искусство Рима.

Искусство периода Римской Республики. Архитектура: типология сооружений. Инженерные и культовые постройки. Влияние материала на характер построек. Своеобразие проявления ордерной системы в римской архитектуре. Формирование типа римского храма (Храм в Тиволи). Формирование нового типа жилого дома. (Дом Пансы, Фавна, Веттиев). Форум Романизм. Скульптура и ее особенности. Римский скульптурный портрет, его особенности, назначения. Декоративная живопись, ее стили. Росписи Виллы Мистерий.

Искусство Римской империи «Золотой век» Римского государства. Строительство общественных зданий, акведуков, дворцов и храмов. «Храм в Ниме» - образец архитектуры эпохи Августа. «Гардский мост». Строительство гражданских архитектурных комплектов. Форум Траяна. Триумфальные арки Тита, Севера, Константина. Пантеон.

Амфитеатр Флавиев (Колизей). Термы как новый тип общественных зданий (термы Каракаллы). Базилика Макенция-Константина.

Особенности культуры римских провинций. Появление христианского учения и влияние на художественную жизнь империи. Формирование раннехристианских базилик.

Скульптура. Рельефы Алтаря Мира, колонны Траяна. Стадии развития римского скульптурного портрета. Использование греческих традиций в создании портретных образов. Мраморная статуя Августа из Прима Порта, Цецилий Юкунд, портрет Нерона, портрет Сириянки, портрет Андриана, Антиной, конная статуя Марка Аврелия, портрет Каракаллы. Поздние римские портреты. Фаюмский живописный портрет.

Искусство средних веков

Историческое своеобразие средневековой культуры. Периодизация искусства средневековья. Особенности развития западного и восточного средневековья. Позднеантичная культура, ее художественные традиции, их роль в формировании языка средневекового искусства. Идея единства христианского мира. Воздействие религии на образный строй средневекового искусства.

Искусство Византии

История возникновения Византии. Художественная культура государства и античные традиции. Связь византийского искусства с художественными традициями стран Малой Азии. Периодизация византийского искусства. Роль христианства в становлении и развитии художественного языка, основных форм и видов византийского искусства. Культовая архитектура VI-VII веков. (Ц. Сан Аполлинара Нуово в Равенне, ц. Сан Витале в Равенне, храм св. Софии в Константинополе). Их архитектурно- художественные образы.

Монументальная живопись. Развитие христианской иконографии и образного языка (мозаика Равенны, мозаика ц. Успения в Никее). Ранневизантийская иконопись (создание икон в технике энкаустики, переход к темперной технике на яичном желтке. Два подхода в монументальной живописи: официальный и свободные творческие искания, основанных на традициях античности. Сокращение масштабов государства.

Средневизантийское искусство (7-9 вв.). Период иконотворчества и павликанства. Отказ от почитания святых икон. Возрождение светских традиций античного искусства. Зарождение книжного графического орнамента. Символико-аллегорический характер византийского искусства этого времени.

Византийская эстетика македонского и комниновского периодов. Особенности византийских крестово-купольных храмов. Сложение принципов декоративной росписи крестово-купольного храма. Образная иерархия храмового пространства. Художественный язык византийского монументального искусства этого времени (мозаика храма св. Софии в Константинополе, в церкви монастыря в Дафни). Расцвет иконописи комниновского периода (XII в.). Монументальность, глубокая одухотворенность образов, сдержанная колористическая гамма. Иконы «Григорий Чудотворец», «Владимирская богоматерь», «Св. Пантелеймон». Книжная миниатюра IX – XII вв. (Хлудовская псалтырь, слово Григория Назианзина, Менологии Василия II).

Поздневизантийское искусство XIII-XV вв. Борьба Византии с крестоносцами. Правление императорский династии Палеологов. Подъем византийской культуры и искусства этого периода. Возрождение национальной самобытности. Влияние византийской литературы, религиозной и философской мысли эпохи на образный строй и содержание искусств. Развитие культового зодчества (перестройка монастыря Кахрие Джами в Константинополе, развитие культового зодчества на Балканах. Монументальная живопись. Повествовательность и декоративность ее. (Мозаика и фрески Кахрие Джами, мозаики собора св. Марка в Венеции, памятника византийской живописи на Сицилии). Иконопись XIII – XV вв. (Иконы 12 апостолов, Благовещение, Илья пророк, Христос Панкратор). Книжная миниатюра палеологического периода. Влияние византийского искусства на художественную культуру стран Балканского полуострова, Закавказья, Древней Руси.

Искусство стран Западной и Центральной Европы V-XIV вв.

Искусство стран Западной и Центральной Европы V-XIV вв. Европа в эпоху «великого переселения народов» (конец IV – V в.).

Образование «варварских» государств. Взаимодействие местных традиций и культов, римской городской культуры с верованиями и художественными навыками кочевых народов. Развитие орнаментальных стилей («филигранный» и «полихромный» стили). Распространение стиля «абстрактной звериной орнаментики» (VII – VIII вв.). строительство каменных храмов базиликального типа. Простонародный фольклорный характер искусства. Интерес к античности. Свободное обращение с классическим наследием.

Раннесредневековое искусство франков периода Меровингов. Обращение к традициям поздней античности, византийские и восточные влияния. Культура и искусство Каролингского Возрождения. Прикладное искусство и мелкая пластика. Расцвет книжной миниатюры в VIII – IX вв.

Искусство Западной и Центральной Европы в XI – XII в.в.

Романский стиль. Рост экономических связей между феодальными государствами Западной и Центральной Европы. Расцвет средневековой городской культуры. Университетские центры. Роль христианства в образном осмыслении мира. Общность и национальная самобытность романского стиля в различных регионах средневековой Европы.