Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие для студентов 3 и 4 курсов дневного и заочного отделений исторического факультета, обучающихся по специальности 07. 00. 02. отечественная история Казань 2010 (стр. 5 из 7)

59. Художественная культура 2-ой пол. 80-х - 90-х гг. XX века. Сценическое искусство. Новаторские постановки 90-х гг. Новая плеяда талантливых артистов. Музыкальная жизнь. Композиторы-модернисты в Татарии. Современное татарское изобразительное искусство.

60. Новаторские произведения в литературе. Деятельность Татарского книжного издательства. Отмена цензуры и идеологических запретов. Возвращение к читателю ранее запрещенных произведений в 90-е гг. XX века.

Лекция 1. Культурное наследие древних тюрков и его влияние на современную татарскую культуру.

Тюркские языки проявляют наибольшую близость к монгольским и тунгусо-маньчжурским языкам, вместе с которыми составляют единую алтайскую языковую семью. Некоторые ученые-лингвисты к этой группе еще присоединяют китайский, японский и корейский языки. Близкими тюркоязычным племенам по культуре и языку считаются ираноязычные племена скифов, сарматов, савроматов и массагетов, кочевавшие в глубокой древности на соседних с тюрками территориях Евразии.

В древности все тюркские племена говорили на очень близких, похожих друг на друга древних тюркских наречиях, обладавших схожестью грамматического строя и словарного состава. К тому же их еще объединяли идентичный кочевой образ жизни, религиозные представления и верования, и культурно - цивилизационный уровень. Эта общность, по мнению исследователей, просуществовала около 1000 лет.

Одним из самых древних тюркоязычных (тюрко-монгольских) народов, живших на территории Центральной Азии, считаются гунны. Тюрко-монгольские племена впервые за всю историю кочевых племен Азии создали свое государственное образование в конце 3 в. до н.э. в степях Центральной Азии и участвовали в этногенезе многих тюркоязычных народов Центральной и Средней Азии, в том числе и предков современного татарского народа. Древние предки тюркских народов кочевали на территории Алтая, Восточной Сибири, Прибайкалья и Монголии.

По образу жизни древние гунно-тюркские племена относились к народам, у которых начал развиваться особый тип феодализма – кочевой феодализм. При нем главной ценностью является не земля, а стада и пастбища. Общество и культурные ценности подчинялись кочевому образу жизни: жили в юртах (йорт), в пищу употребляли в основном мясо - молочные продукты. Образ жизни – войны, экстенсивное скотоводство и охота. Большая ценность – оружие и конь. Женский костюм мало отличался от мужского. И женщины и мужчины были наездниками и воинами.

Три основных достижения у тюрков в мировой культуре:

1. Они являются изобретателями древнетюркского рунического письма. Это алфавитная письменность по современному образцу, т.е. каждому звуку речи соответствует специальное буквенно-знаковое обозначение.

2. У них появилась одна из самых ранних монотеистических религий – тангреанство (еще имела черты язычества и признаки единобожия).

3. Достигли высокого уровня в обработке металлов, и являются изобретателями сверхпрочной булатной стали.

1. Появление древнетюркского рунического письма ученые относят примерно к 1 в. до н.э. в гунно - тюркской среде (не путать с древним кельтским руническим письмом!). В 1 в. н.э. распространилась на весь тюркский мир (3 -2 вв. до н.э., а во 2 – 3 вв. распространилась по тюркскому миру, Восточной Европе, Центральной Азии). Ею пользовались многие тюркоязычные народы, в том числе и булгары до распространения арабской письменности в 7 в. н.э. Как подтверждают источники, булгары, придя на территорию Средней Волги, все еще пользовались древне-тюркским руническим письмом (с 7 по 10 вв. до н.э.). Со временем она стала иметь две разновидности: письмо енисейских кыргызов и орхонских тюрок (река Орхон находится на территории современной Монголии). В основном, писали на китайской бумаге. Но бумага быстро разрушалась. Поэтому до нас дошли только образцы письма на твердых материалах (самое большое количество надписей сохранилось на каменных надгробных стелах - памятниках на местах сражений, где было захоронено много воинов, с символическим изображением воина в доспехах - балбалах). Надписи малосодержательны, по ним нельзя установить ни особенности образа жизни древних тюрок, ни исторические факты или события: на стелах высечены, в основном, только имена вождей тюрок и погибших в сражениях воинов.

2. Появление тангреанства – одной из самых ранних монотеистических религий, стоящих на промежуточной стадии между монотеизмом и политеизмом (т.е. язычеством и единобожием). Религия имеет как языческие черты, так и монотеистические. Был верховный бог – Тангра, все остальные божества подчинялись ему. Верховный бог Тангра был богом Неба, солнца, света и справедливой войны. В отличие от более позднего ислама, тангреанство было солярной культурой, а не лунарной.

Его жена - богиня Умай была богиней Земли, жизни, плодородия и покровительницей женщин, матерей, материнства и детства.

От язычества в тангреанстве есть еще одна черта: Бог Тангра изображался в виде антропоморфного мужского существа, головой упирающегося в небо, а ногами стоящий на земле (либо в виде оленя, коня, орла – все они являются символами Тангре). Ему были присущи все цвета неба: от ослепительно белого, голубого и синего до черного. Для амулетов использовали камни. Камнями Тангры были все голубые, синие, серые и белые камни (жемчуг, лазурит, азурит, бирюза, лунный камень, аметист и др.). Металлами Тангры также считались все белые (серые) металлы: серебро, железо, сталь и т.п. Атрибутами жены Тангры - богини Умай были камни-амулеты красновато-желтовато-коричневых цветов (кораллы, красная или коричневая яшма, агаты, сердолик, янтарь и др.). Цветами богини Умай считались все оттенки красного, желтого и коричневого цветов, т.е. цвета земли, крови, жизни.

В древне-тюркской цветовой полихромии были три основных цвета: красный, синий и белый. Синий цвет – цвет безмятежности, спокойствия, беспристрастности, высоты, отстраненности, справедливости; красный цвет – с одной стороны, цвет агрессии, с другой – цвет крови, жизни, красоты, земли. Белый цвет – чистота, благородство. Цвет покоя – черный. Траурная одежда у тюрок и мусульман мира – белая. С приходом ислама в полихромии появился зеленый цвет – цвет надежды, он самый «молодой» в гамме.

Свой мир древние тюрки представляли как огромное ветвистое дерево («древо жизни»), ветвями упирающееся в небо, а корнями уходящее в глубь земли. 17 ветвей древа жизни расположены попарно, симметрично друг другу. На ветвях сидели божества, подчиненные богу Тангра. Божества были противоположности: добро – зло, свет – тьма и др. Они компенсировали друг друга и таким образом создавали гармонию. Кроме этих богов тюрки верили в духов, джинов, сказочные и сверхестественные силы, домовых и т.п. С каждым из них были связаны обряды, приметы, ритуалы. С древними верованиями тюрок был связан и обряд погребения: они сжигали покойников и пепел рассыпали по степи (гуннская традиция).

С принятием ислама в тюркоязычном мире в 7–8 вв. н.э. имя Тангра стало ассоциироваться с именем Аллаха (слово «Тангра» стало означать Аллах). Т.к. общечеловеческие ценности в обеих религиях были похожи, переход тюркских народов из тангреанства в ислам был практически «безболезненным».

3. Изобретение металлообработки и булатной стали. Единственный доступный металл для древних тюрок – низкопробный болотистый железняк. Остается загадкой – как при таких низких температурах плавления, которые были доступны древним, и некачественной руде древние тюрки умудрялись создать «сверхметалл» – самозатачивающуюся, нержавеющую, легкую и очень прочнкю булатную сталь. Своих параметров, видимо, булат достиг путем многочисленных закалок сменой тепла и холода многократно. Булатная сталь существует в восточном мире с первых веков нашей эры до 14 в. Последние образцы делались в Золотой Орде булгарскими мастерами. Тюрки не хотели передать технологию монголам и унесли с собой.

4. Пища и кулинарные традиции булгар. Единственная область в бытовой традиции древних булгар, которая долгое время оставалась неизмененной и продолжением традиции древнего тюркского кочевого прошлого. Например, булгары, а, следовательно, и казанские татары до начала ХХ в. практически не употребляли в пищу фрукты и овощи (были популярны сухофрукты). Ягоды, яблоки и орехи собирали в лесу, также травы и коренья, душицу, шиповник. Грибы татары не собирали. Иногда сажали бахчевые культуры – скорее исключение, чем правило. Больше всего употребляли мясо, молоко; мучные изделия. Пили из пиял, воду хранили в кожаных бурдюках. Была традиция варения пива (сыра). Из алкогольных напитков изготовляли медовуху (эче бал), пиво, кумыс (молоко кобылиц).

5. Древне-тюркские традиции оставили свой след во внутреннем убранстве дома древних булгар. В Х – Х1 в.в. у местных финно-угорских народов была принята традиция строительства деревянных домов и традиционный сруб - йорт. Есть возвышения на полу – сэке. Внутреннее убранство дома: дома, как правило, были деревянными, сделанными из так называемых 4-х- или 6-и стенных срубов. Организация пространства внутри дома: составляют по типу юрты (круглый).Очень много тканных изделий: ковры безворсовые, тканые дорожки, войлочные ковры - калэмы. Вместо кровати использовали кованые сундуки. Разные размеры подушек. Одеяла были стеганные и меховые овечьи накидки.

До нас дошли имена писателей и ученых Волжской Булгарии. Например, известным поэтом начала 12 в. был житель города Кашана Кул Гали Мирхаджи Оглы, сочинивший знаменитую поэму на библейский сюжет о святом Иосифе (Юсуфе) «Кыйсса-и-Йосуф» или «Йосуф вэ Зулэйха». Считается, что поэма была написана между 1219–1234 гг., и приобрела популярность среди мусульманских народов Востока. В 11 – 12 вв. в Волжскую Булгарию из Средней Азии и Арабо-Персидского мира привозятся религиозно-философские трактаты, произведения поэтов и ученых и постепенно начинают переводиться на булгарский язык. Труды Абу Али Ибн Сины (Абугалисины), Низами, Фирдауси, Шах Наме. Вскоре появляются первые булгарские ученые, получившие образованиек в Средней Азии или Арабском мире. Сохранились имена ученых: Нугмана Аль Булгари, Ахмета Ибн Идриса Аль Булгари. Сохранился до наших дней фрагментами булгарский медицинский справочник («Тираяк»), основанный на медицинских знаниях древних арабов.