Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие для учителей и студентов Павлодар (стр. 1 из 10)

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Павлодарский государственный университет

им. С. Торайгырова

Факультет филологии, журналистики и искусства

Кафедра русской филологии и библиотековедения

об основных качествах публичной речи

Учебно-методическое пособие

для учителей и студентов

Павлодар

Кереку

2009

УДК 808.5 (075.8)

ББК 83.7я73

Т29

Рекомендовано к изданию учебно-методическим советом факультета филологии, журналистики и искусства

ПГУ им. С. Торайгырова

Рецензент:

Шаикова Г. К. – кандидат филологических наук, доцент ПГУ им. С. Торайгырова

Составитель М. Т. Тезекбаев

Т29 Об основных качествах публичной речи : учебно-методическое

пособие для учителей и студентов /М. Т. Тезекбаев. – Павлодар :

Кереку, 2009. – 61 с.

В учебно-методическом пособии адресовано широкому кругу читателей, желающих повысить уровень владения нормами литературного языка (публичной речи).

В работе, состоящей из двух частей, анализируются и описываются основные качества публичной речи и требования к ней (часть 1).

Во второй части пособия даны практические задания для самоконтроля и самопроверки полученных знаний.

УДК 808.5 (075.8)

ББК 83.7я73

© Тезекбаев М. Т., 2009

© ПГУ им. С. Торайгырова, 2009

Предисловие

Как существо социальное человек не может жить вне условий коммуникации, вне связи с другими людьми. В этом плане речь есть средство удовлетворения потребностей человека в общении. Кроме того, речь является необходимым условием существования человеческого общества. Отсюда свободное и гибкое владение навыками письменной и в особенности устной речи в любых условиях и с любой целевой установкой имеет решающее значение в становлении человеческой личности. Каждому из нас в жизни не раз приходится выступать перед различной аудиторией с разного рода сообщениями, докладами, лекциями и тому подобное. И зачастую мы бываем недовольны своим выступлением, не осознавая того, что внутренняя речь («про себя и для себя») значительно отличается от речи произносимой и слышимой. В мысленном разговоре многие слова не объясняются, так как кажутся понятными. Но то же самое слово, произносимое вслух, не всегда улавливается окружающими. Поэтому при переводе мысли в речь мы должны найти нужные, наиболее точные слова, правильно построить предложение, то есть лучшим образом донести свою мысль до другого человека.

Следует помнить, что искусство высказывания – это сложный сплав субъективного и объективного, творческого начала и строго научного решения, средство воздействия на разум и на чувства слушателей. Такое умение является результатом упорного труда и постоянной работы над собой. Мастерством устного выступления, то есть умением говорить с людьми доходчиво и убедительно, может овладеть практически каждый. При этом, конечно, немалую роль играют индивидуальные качества человека, его большая или меньшая предрасположенность к работе со словом. Творческий подход предусматривает овладение соответствующими знаниями, умениями и навыками. Иными словами, как в любом другом деле, даже выдающиеся способности человека не дадут должного эффекта, если он не будет работать над их развитием и совершенствованием. Задача пособия – помочь самостоятельно овладевающему мастерством устного выступления получить необходимый комплекс знаний и речевых умений.

1 Об основных качествах публичной речи

Публичное выступление – это устная форма преподнесения заранее подготовленного (письменно) текста.

Текст, составленный при подготовке, не читается в процессе устной формы речи, а рассказывается. Монолог организуется по законам устного рассказа, поэтому в нем преобладают характерные черты устной разговорной речи. Это «внушающий» монолог, типичный для публичной устной речи. При рассказывании в памяти сохраняется план монолога, ибо в устной форме монологическая речь должна быть строго организованной. В ней соблюдается логическая расчлененность изложения содержания, которая оформляется соответствующими языковыми средствами. Так произношение приближается к «полному» стилю, темп речи средний - 140 слов в минуту. Используются обращения к аудитории, выраженные местоимениями и существительными (мы, вы, студенты, слушатели и так далее), глаголами первого или второго лица (знаете, знаем), глаголами в форме повелительного наклонения (обратите внимание, запомните и тому подобное). К аудитории обращаются с вопросами, используют языковые средства выражения волеизъявления и выражения чувств, которые служат сигналами очередных микротем и сюжетных ходов (последний вопрос, господа, несколько слов о …).

Устная монологическая речь допускает употребление литературных, разговорных и экспрессивно окрашенных слов, выражений форм и конструкций. Организация языковых средств в монологе создает впечатление свободного изложения.

Любое устное выступление создает разновидность прямой коммуникации, когда между говорящими и аудиторией нет преград. Поэтому в процессе презентации материала лектор наблюдает за восприятием его речи каждым слушателем и корректирует её, находя более выразительные и доступные формы, регулируя темп. Он имеет возможность оценить реальное состояние слушателей по их внешнему виду, вниманию или иным элементам поведения (обратная связь). Изложение материала с самого начала должно возбудить интерес слушателей. Это постигается различными приемами: предварительным сообщением о значимости излагаемой темы, рассказы о противоречивых взглядах на изучаемый вопрос, занимательным рассказом о драматичном, комичном или парадоксальном в изучении вопроса и т. п. Как часто бывает, к началу лекции некоторые слушатели могут опоздать. В таких случаях считается вполне уместным шутливое замечание типа: «Извините, без вас мы начали нашу работу (лекцию)». Таким приёмом достигается, во-первых, доброжелательный контакт с аудиторией, во-вторых, легкий упрёк в адрес любителей опаздывать. После этого следует изложение темы, в процессе которого, наблюдая за воздействием речи, лектор помогает слушателям воспринимать её, сопровождая высказываемое комментариями, повторяя отдельные положения и слова, замедляя темп речи или делая паузу.

Полному восприятию содержания лекции способствует соответствующий эмоциональный настрой, творческое состояние лектора.

При подготовке лекции и при её произнесении учитывается не только то, что будет сказано, но и то, как это будет произнесено. Лектор обязан учиться речевому мастерству и всесторонне готовить устное изложение по каждой теме. Создание публичной речи предполагает совокупность операции по подготовке и произнесению речи с целью оказать желаемое воздействие на аудиторию.

Язык лекции, если это не импровизация, является кодифицированным, литературным. В нём должны быть тщательно отработаны формулировки, чтобы восприятие её содержания было адекватным. Процесс подготовки лекции отделен от процесса её произнесения. При подготовке выбирается вариант (стиль) речи, отбираются соответствующие варианты единиц языка с учётом темы, аудитории, ситуации и других факторов. Составляется черновик лекции, с помощью которого уточняется основная мысль(идея) и подбираются лексико-грамматические варианты выражения мысли. Черновик – это важный этап процесса подготовки лекции, определяющая его продуманность и подготовленность.

Следующий этап – речевое воплощение, окончательное языковое оформление лекции. Оно может, конечно, продолжать уточняться путём замены отдельных конструкций, словосочетаний и т.д. в процессе редакторско-стилистической правки. Подготовленная таким образом лекция воспроизводится при произнесении в устной форме. Глубина понимания её слушателями обуславливается целым рядом факторов. Наиболее важным из них является культура речи, речевое мастерство лектора, на что прежде всего надо обратить особое внимание. Конечно, полнота восприятия содержания лекции определяется и другими факторами, в частности, существенную роль здесь играет и сама воспринимающая сторона, аудитория, которая не является простой суммой личностей. Под воздействием совместного пребывания в психике слушателей происходят существенные изменения. В составе аудитории каждый индивид в той или иной степени подвергается внутригрупповой внушаемости на основе сопереживания получаемой информации. Его индивидуальное критическое отношение к происходящему снижается, он оказывается подверженным так называемой «реакции заражения». Свойство «сопереживания» составляет одну из наиболее интересных отличительных черт «контактной» аудитории. Намеренная пауза, повышение или понижение голоса, жест, воздействуя на отдельных слушателей, как правило, вызывает соответствующую реакцию всей аудитории.

Умение поддержать порядок в аудитории и в то же время создать атмосферу доброжелательности и свободного обмена мнениями – одно из основных умений лектора. Хороший оратор должен уметь определить характер аудитории и найти способ дифференцированного подхода к слушателям, поскольку речь не должна готовиться «вообще», она с самого начала ориентируется на определенную аудиторию.

Умение владеть словом составляет важнейшую часть речевого мастерства. Важно помнить высказывание В. Г. Короленко о том, что «слово дано человеку не для самоудовлетворения, а для воплощения и передачи той мысли, того чувства, той доли истины или вдохновения, которым он обладает, - другим людям» (Короленко В. Г. Собр. соч. в 10 т. – М., 1956. – Т. 10. – С.395).

Основные качества «хорошей» речи, необходимые лектору, перечисляются во многих работах, посвященных культуре речи. Порядок их перечисления при этом у разных авторов не совпадает, что говорит о сложности понятия «хорошая речь», «образцовая речь» и «речевое мастерство». В перечне качеств находятся признаки, которые можно называть всеобщими и/или постоянными, всегда сопровождающими любую речь, и признаки, которые характеризуют не всякую речь, то есть выборочные и непостоянные, зависящие от определенных условий произнесения написанного. В общем виде качества образцовой речи могут быть представлены следующим образом.