Смекни!
smekni.com

С. А. Зайцев первый директор Яльчикской средней школы стр. 83-84 (стр. 3 из 34)

инородческое училище Министерства

народного просвещения

По ходатайству Ивана Яковлевича Яковлева с 1 сентября 1901 года Мало – Яльчиковское инородческое одноклассное училище было реорганизовано в двухклассное – в школу – шестилетку / о чем имеется распоряжение Инспектора чувашских школ от 1 июля 1901 года за № 822/. Значение этой школы для чуваш, населявших бывший Тетюшский уезд Казанской губернии и Буинский уезд Симбирской губернии, было значительно. За 17 лет своего существования школа сделала 9 выпусков / до 1913 года через год и потом ежегодно/ и дала около 200 выпускников. Матвееву С.С., окончившему, школу в 1916 году, выдано свидетельство за № 173. Многие из них продолжали учебу то в Симбирской Чувашской школе, то в Тетюшском и Буинском городском училищах и « пробились в люди» , стали учителями, а отдельным удалось даже окончить высшее учебное заведение/ Дмитрий Ефимович Ефимов из деревни Тоскаево – редактор советской чувашской газеты “ Канаш ” и некоторые другие/.

Известно, что за 28 лет работы И.Я.Яковлева на посту Инспектора чувашских школ Казанского учебного округа было открыто 400 чувашских школ во всем Поволжье; из них 20 школ двухклассных. Двухклассные школы открывались в крупных базарных селениях. Это говорит о том, что их появление диктовалось социально-экономическими требованиями. Официальные цели, которые преследовались при открытии этих школ, были такие: подготовить низких церковных служащих-псаломщиков, сельских писарей, сборщиков налога и приказчиков торговых предприятий и т.д.

Классы в двухклассном Яльчиковском училище комплектовались как из окончивших свою школу, так и из детей окрестных сел Тетюшского уезда Казанской губернии и Буинского уезда Симбирской губернии.

Поступали сразу очень много, человек 50-60. Класс был размещен в южной половине школьного здания, где раньше занималось старшее отделение начального училища. Начальные отделения были стеснены в северной комнате здания. Учителем “самого старшего” отделения был назначен Михаил Данилович Данилов, два года до этого проработавший в качестве учителя начальных отделений. Это был ученик И.Я.Яковлева. С открытием двухклассного училища заведование официально перешло из рук Григорьева в руки учителя Данилова. Поп Григорьев остался как учитель / законоучитель/ училища. К этому времени в училище работали 3 учителя и поп. Два отделения, составляющие первый класс, вели Василий Федотович Федотов и жена Михаила Даниловича Татьяна Васильевна, которые вдвоем занимали одно классное помещение.

Судя по выданным свидетельствам об окончании двухклассного училища, в течение двух лет изучались такие предметы:

1. Закон Божий и чтение на чувашском языке.

2. Русский язык.

3. Церковно-славянский язык.

4. География и естествознание.

5. Арифметика с геометрией.

6. Русская история.

7. Черчение.

8. Пение.

По Закону Божьему зубрили известный филаретовский катехизис. Предусмотренного по учебной сетке чтения на чувашском языке совершенно не было (воспоминания И.С. Сергеева и др.).

Арифметику с геометрией проходили по краткому курсу арифметики Киселева (не путать систематическим курсом Киселева), где много места занимали денежные операции, учет векселей и прочее.

Естествознание проходили по учебнику Трояновского чисто внешне описательно «Самое красивое животное в мире – лошадь. У лошади четыре конечности и т. д.». Географию по учебнику Баринского.

Хотя прием девочек в школу ничем формально не ограничивался, но в силу бытовых условий их поступало мало, а оканчивало и того меньше, по 3-4 девочки на выпуск.

Мало-Яльчиковское двухклассное инородческое училище Министерства Народного просвещения было училищем-тупиком. Непосредственной надстройкой его продолжения не было. Такие школы-тупики царское правительство открывало не только для инородцев, но и для коренного русского непривилегированного населения. Если дети имущих классов могли учиться в гимназиях и оттуда поступить в университет, то неимущие этой возможности не имели. Для чуваш (и других инородцев) «высшими» школами были двухклассные и второклассные училища, позднее реорганизованные в высшие начальные училища. Куда мог поступить ученик после двухклассного училища? В первый класс чувашской школы Яковлева (она имела подготовительный, второй и первый классы, с двухгодичным сроком обучения в каждом), минуя подготовительный. Но Чувашская школа могла принимать не более 48-50 учеников, а 20 двухклассных школ через год давали по 300-400 человек. Только самые лучшие имели шансы поступить в Симбирскую чувашскую школу.

Часть окончивших двухклассные школы умудрялась поступить в городские училища, после завершения которых имели право держать экзамен на звание народного учителя при редких тогда учительских семинариях (в Казани, Самаре и т. д.). Из двуклассного училища узкая тропа вела в духовное училище, готовящее псаломщиков, а из духовного училища можно было уже поступать в духовную семинарию, готовящую попов, а оттуда в высшую школу – в духовную академию. Чтобы окончить духовную академию такими окольными путями, нужно было затратить от 17 до 20 лет, нужны были деньги. Не всякий, даже зажиточный чуваш, мог в течение 20 лет содержать своего сына в городе. Понятно, вот почему чуваш, окончивших вуз, в дореволюционное время было так мало.

Мало-Яльчиковское женское инородческое (чувашское) училище было открыто 26 января 1908 г.

Личный состав этой школы на 1913год:

Законоучитель- священник Анатолий Григорьевич Григорьев,

Учительница – Анастасия Васильевна Колсанова

Сводня ведомость

количества учащихся Мало – Яльчиковского двух-

классного инородческого училища

Министерства народного просвещения.

Учебный год окончило окончило II класса

нач. училище (нарастающие)

1901-1903 32

1903-1905 43

1905-1907 55

1907-1909 67

1909-1911 84

1911-1913 105

1913-1914 127

1914-1915 142

1915-1916 172

1916-1917 200 193

Грянула февральская революция. Власть перешла в руки буржуазии, которая проводила ту же великодержавную политику национального гнета, что и царизм. Никакого улучшения февральская революция в дело школы не внесла.

Октябрьскую революцию Мало – Яльчиковское двухклассное инородческое училище встретило на том же уровне, на каком застала её февральская революция, если не считать изменением то, что на место учителя Колсанова, сменившего должность учителя на должнось начальника милиции Временного правительства, т. е. заменившего полицейского пристава третьего стана, прибыл учитель Ребровский.

Только Великая Октябрьская социалистическая революция принесла школе коренные изменения.

II. Советский период.

Первый учебный год Советской единой трудовой школы.

1917-18 учебный год начался без всяких перемен в учебном плане. Занятия проводились по тем же учебникам, что и до революции. Священник Долматов все же заставлял долбить филаретовский катехизис. Но вот до Мало-Яльчиково дошла весть о Великой Октябрьской социалистической революции. Бывший учитель Колсанов, занявший место станового пристава и мало чем от него отличавшийся, сбежал в Тетюши. Школа перешла на самоуправление. Ребровский не являлся теперь заведующим школой, а считался лишь председателем педагогического совета. Управление школой было коллегиальным. В декабре школа переименовалась в Советскую единую трудовую школу второй ступени. Число учителей сразу увеличивается от 4 до 7 человек. Учебный план коренным образом изменяется. Декретом Совнаркома от 21 января 1918 года церковь отделяется от государства и школа от церкви. Эта весть доходит до яльчиковцев в начале февраля. За Долматовым шумно закрывается школьная дверь, чтобы больше никогда для него не открываться.