Смекни!
smekni.com

Р. А. Лубский политический менталитет (стр. 7 из 20)

Рассматривая структуру менталитета как частного случая коммуникативного акта, М.Ю.Шевяков считает, что центральным ее звеном является содержание передаваемого сообщения, состоящего из ряда бинарных оппозиций, что «в функциональном плане обеспечивает возможность использования наиболее подходящих к данным условиям злементов сознания»[83].

Анализируя смысловую структуру понятия «политический менталитет», И.В.Мостовая и А.П.Скорик дифференцируют его по «слоям». По мнению авторов, первый «слой» менталитета составляет партикулярная культура, которая формируется на уровне массового бессознательного. Это - «нерефлексируемый обыденный мир социальных взаимодействий с его устоявшимися традициями, особым языком, который практически интуитивно понимается «своими», с особой (только для внутреннего пользования) социальной символикой».

Второй «слой» политического менталитета предопределяет специфику и адаптивные возможности культуры локальной общности и предполагает генетическую связь духовной культуры, единую направленность социокультурной традиции различных общественных групп и слоев на рефлексивном уровне.

Третий «слой» структуры политического менталитета, по мнению исследователей, это - это общественная (национальная) культура, для которой характерны генерализующие символические представления.

Четвертый - метасоциальный - «слой» структуры российского политического менталитета характеризует этнокультурную ориентацию вовне, одновременно обращенную внутрь себя. Это - всеобъемлющая национальная идея и связанные с ее флуктуациями состояния сознания.

Каждый из рассматриваемых «слоев», выступая доминирующим в структуре менталитета той или иной социальной общности, предопределяет кульутрный архетип, социогенную матрицу соответствующих общественных групп и слоев[84].

Е.Б.Шестопал, рассматривая политический менталитет в контексте сознания, в его структуре выделяет два блока элементов: мотивационные и познавательные. К мотивационным относятся потребности, ценности, установки, чувства. К познавательным - знания о политике, информированность, интерес, убеждения, способ мышления (когнитивный стиль). При этом она подчеркивает, что разделение это во многом условно, так как в жизни оба эти блока элементов тесно переплетены[85].

Представляя менталитет как выражение «упорядоченности ментальности», В.В.Козловский в ее структуре выделяет: 1) системы значений, 2) ценности, 3) типичные, интеллектуальные и аффективные реакции, 4) коды культуры, 5) формы принятого и отвергаемого поведения, 6) социальные представления, 7) габитус[86].

Для определение сущностных характеристик политического менталитета необходимо соотнести его с другими категориями политической философии, такими как политическое сознание, политическая культура и политическая идеология.

В современной научной литературе по вопросу о сущности политического сознания существуют различные точки зрения. Термин «политическое сознание» используется в основном в отечественной науке, так как в западноевропейской и американской традиции не принято подразделять общественное сознание на формы. Это обусловлено рядом причин методологического и лингвистического характера. Термин «политическое сознание» за рубежом находит свое выражение в совокупности рядоположных категорий: «политический разум» (political mind), «политическая идеология», «массовое сознание», «общественное мнение» и др.[87] При этом в структуре «political mind» в качестве базовых элементов выделяются «политические установки» и «политические убеждения» (political attitudes и political beliefs).[88]

В современной отечественной литературе в содержание политического сознания включаются, как правило, осознанные и неосознанные элементы. Политическое сознание при этом рассматривается как совокупность чувственных, рациональных, эмпирических и теоретических, осознанных и неосознанных образов или представлений, с помощью которых регламентируется отношение субъектов политических отношений к различным проявлениям политической реальности[89]. При этом в структуре политического сознания обычно выделяют два уровня: политическую идеологию и массовое политическое сознание.

Однако существует и иная точка зрения, согласно которой политическое сознание содержательно включает только осознанные элементы, что вполне согласуется с семантической природой описываемого феномена. Политическое сознание в этом случае рассматривается как система рациональных представлений о политической реальности, включающих в себя как специализированные теоретические, так и обыденные знания.

Понятие политической культуры также носит неоднозначный характер. Так, ряд зарубежных исследователей определяют политическую культуру как совокупность специфических политических ориентаций в отношении политической системы. Другие ученые рассматривают политическую культуру как своеобразное проявление психологических и субъективных намерений политики в агрегатной форме. Третьи, считая, что культура - это своеобразный устойчивый образ жизни общества, включающий в себя принятые формы мышления и шаблоны поведения, полагают, что политическая культура содержит такие ее элементы, которые имеют отношение к правлению и политике[90].

В связи с этим можно констатировать, что в западной политической науке сформировались два устойчивых определения политической культуры. В первом политическая культура ограничивается сугубо субъективными ориентациями на политическую систему. Во втором политическая культура рассматривается как элемент политического поведения. В «политическую культуру» включают не только политическое сознание, но и политическое поведение[91].

В современной литературе отмечается, что с помощью понятия «политическая культура» пытаются описать, как люди занимаются политикой, почему они участвуют в политических акциях и социально-политических конфликтах, как они относятся к демократии и правящему режиму, каковы личностные качества политических лидеров и граждан, каков тип и характер функционирования политической системы, особенности деятельности властных институтов, стиль правления и т.д.[92]

В отечественной литературе под политической культурой (в узком смысле слова) чаще всего понимается совокупность общепринятых правил политического поведения, которые обусловлены ценностными ориентациями и предпочтениями, связанными с различными проявлениями политической жизни. Политическая культура обусловливает общезначимость политических ценностей, которые носят универсальный характер для определенной общности людей. Политическая культура предусматривает наличие разнообразных ценностных образцов, которые оказывают влияние на различные виды политической деятельности. Среди уровней политической культуры обычно выделяют тот, на котором функционируют ценности общеполитического характера, и тот, на котором воспроизводятся ценностные ориентации в отношении к специфическим политическим феноменам[93].

В зарубежной литературе политическая идеология рассматривается как упорядоченная совокупность идей, которые обосновывают отдельные политические доктрины, а также дают более или менее целостное представление об определенном политическом устройстве.

Большинство зарубежных исследователей политическую идеологию отождествляют с политическим поведением и с политикой в целом. Так, К.Ленк под политической идеологией подразумевает такую систему ценностей, которая легитимизирует существующий политический порядок[94]. По словам Г.Моргентау, «сама сущность политики требует от актера политической сцены использовать идеологию с намерением замаскировать непосредственную цель своих действий»[95].

В отечественной литературе под политической идеологией понимают совокупность упорядоченных и систематизированных политических идеалов определенной политической общности, которые интериоризованы в систему ее представлений различными способами, в частности, могут быть октроированы государством[96].

Политическая идеология представляет собой систему провозглашенных политических идей и ценностей, которые оправдывают сложившиеся политические отношения в обществе, способы и нормы их политического регулирования, а также перспективы развития.

Развести эти категории с понятием политического менталитета позволяют, на наш взгляд, такие оппозиции как «теоретическое - повседневное (обыденное)», «сознательное - бессознательное (архетипическое)».

В отличие от политического сознания и политической идеологии политический менталитет не включает специализированные знания теоретического характера. Политический менталитет - это сфера обыденного опыта. В политическом менталитете теоретические знания переинтерпретируются в тезаурусе повседневности. Кроме того, в отличие от политического сознания и политической идеологии политический менталитет включает в себя неосознанное - «коллективно-архетипическое».