Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации к занятиям по дисциплине «История костюма» Составитель (стр. 2 из 5)

5. Украшения и аксессуары. Обувь, головные уборы.

Вопрос 1

Проанализируйте исторические предпосылки возникновения античного костюма. Свобода и непринужденность античного костюма в сочетании с эстетическими принципами греков и римлян.

Вопрос 2

Вазовая живопись. Скульптура. Танагрские статуэтки. Этрусская живопись.

Вопрос 3

Особенности построения античного костюма. Способы наложения полотнища на тело. Искусство драпировки. Ткачество в Древней Греции и Риме. Этрусские (тосканские) ткани. Шерстяные ткани. Льняные ткани. Виссон. Шелк. Цвета греческой и, особенно, римской одежды, зависимость от обстоятельств и положения носителя.

Вопрос 4

Опишите виды античной одежды: экзомиду, хитон, пеплос, гиматий, хламиду, хлену, тогу. Сопоставьте данные виды. Найдите образцы скульптуры и живописи, демонстрирующие соответствующие костюмы. Выясните историю возникновения и эволюции тоги в Древнем Риме: связь с греческими традициями, эстетика формы тоги.

Вопрос 5

Обувь в Древней Греции и Древнем Риме. От чего зависит использование / неиспользование обуви. Сословные характеристики обуви в Древнем Риме. Головные уборы: шляпы, колпаки, венки (в Древнем Риме). Геммы. Перстни – особенности использования. Косметика.

Литература

1. Борев, Ю. Б. Эстетика: Учебник / Ю. Б. Бореев – М. : Высш. шк., 2002. – 511с. – ISBN 5-06-004105-0.

2. Брун, В., Тильке, М. История костюма (от древности до нашего времени): Пер. с нем. / В. Брун, М. Тильке – М. : ЭКСМО-Пресс, 2005. – 463 с. – ISBN: 5-699-09402-4.

3. Горина, Г. С. Моделирование формы одежды / Г. С. Горина – М.: Легкая и пищевая промышленность, 1981.-184 с.: ил.

4. Дмитриева, Н. А., Акимова, Л. И. Античное искусство: очерки / Н. А. Дмитриева, Л. И. Акимова – М., 1988.

5. Дмитриева, Н. А. Краткая история искусств / Н. А. Дмитриева – М. : «Искусство», 1985.

6. Захаржевская, Р. В. Костюм для сцены / Р. В. Захаржевская – М. : Советская Россия, 1973. – 112 с.

7. Захаржевская, Р. В. История костюма. От античности до современности / Р. В. Захаржевская. – [3-е изд., доп.]. – М. : Рипол Классик, 2006. – 288 с.: ил.. – ISBN 5-7905-1398-0.

8. Каминская, Н. М. История костюма / Н. М. Каминская – М. : Легпромбытиздат, 1986. – 168 с.

9. Кибалова, Л., Гербенова, О., Ламарова, М. Иллюстрированная энциклопедия моды / Л. Кибалова, О. Гербенова, М. Ламарова – Изд. 4-е. – Прага. Артия, 1989. – 608 с., илл.

10. Киреева, Е. В. История костюма. Европейский костюм от античности до XX в. [Текст] : учебное пособие для сред. театр. учеб. заведений / Е. В. Киреева – 2-е изд., испр. – М. : Просвещение, 1976. – 174 с. : ил.

11. Комиссаржевский, Ф. Ф. История костюма / Ф. Ф. Коммиссаржевский – М. : АСТ, 2006 – 240 с. – ISBN: 5-17-034361-2, 985-13-4739-6.

12. Мерцалова, М. Н. Костюм разных времен и народов [Текст] / М. Н. Мерцалова; Худож. Ю. Владимиров и Ф. Терлецкий; Гл. ред. Н. В. Галайбо. – М. : АО "Академия моды", 1993. – 544 с. – ISBN 5-900136-01-9.

13. Мерцалова, М. Н. История костюма / М. Н. Мерцалова – М., 1972. – 195 с. : ил.

Тема 3. Греческий и римский театр. Костюм Византии

Античный театр – театральное искусство Древней Греции, Древнего Рима, а также ряда стран Ближнего Востока, культура которых развивалась под сильным греческим влиянием в эпоху эллинизма – период, начавшийся в IV веке до н. э. и завершившийся в 30 годы до н. э. завоеванием этих стран Римом. История античного театра охватывает почти целое тысячелетие (VI в. до н. э. – IV-V вв. н. э.). В эту пору возникло европейское театральное искусство в том его качестве, в каком оно живёт сейчас: появилась драматургия, сформировались основные принципы актёрского искусства, сценическая техника и основы оформления театра и спектакля, возникли стационарные театральные сооружения.

«Культура Византийской империи складывалась и развивалась под влиянием античной и эллинистической. Но становление этой культуры тесно связано с развитием новой религии – христианства. Коренным образом изменяется теперь и отношение к человеческому телу. По учению церкви, оно является вместилищем и источником греха, а не предметом любования и преклонения, как в античном мире. Искусство приобретает все большую отвлеченность и символичность. Человек изображается схематично, почти лишенным объемности, облаченным в одежды, имеющие орнаментальных характер. Вырабатываются некоторые стандарты изображений и трактовки одежды». (М.Н. Мерцалова «История костюма»)

План

1. а). Греческий театр:

– костюмы хора;

– костюмы актеров;

– костюмы актеров комедии, ранней и поздней;

– маски.

б). Римский театр:

– костюмы актеров, обувь;

– костюмы мимических актеров, костюмы танцовщиц, костюмы участников пантомимы;

– маски.

в). Античная драма в современных постановках.

2. Одежда Византии. Сословные различия. Мужской костюм. Женский костюм.

3. Одежда Византии. Ткани, орнаменты.

4. Прически, обувь, украшения.

Вопрос 1

Рекомендуется использовать сведения о современных постановках греческих и римских драм. Обратите внимание на древние трактаты о театре, в частности, работы Аристотеля. Проанализируйте соотношение между ролями и костюмами: как связано одно с другим. Костюм как визуальное отражение роли. Костюмы актеров и зрители: смысл деталей костюма. Маски.

Вопрос 2

Костюм Византии начала 1 тысячелетия н.э.: связь с традициями костюма Римской империи. Влияние Азии и восточных традиций. Эволюция костюма. Сословные различия: материалы и разновидности одежды, костюм вельможи и простолюдина. Костюм императора, его особенности; фрески Сан-Витале в Равенне. Костюмы придворных. Одежда духовенства, ее эволюция. Мужской костюм Византии. Женский костюм.

Вопрос 3

Шерсть, парча, шелк, эволюция использования тканей – от заимствований из греческой и римской моды до моды местной. Орнаменты: от восточных к исконно византийским.

Вопрос 4

Головные уборы: сословные различия. Особенности головных уборов для высших сословий. Обувь. Прически: женские прически, разновидности. Украшения: сетки, лобные повязки, серьги, ожерелья с медальонами, браслеты.

Литература

1. Борев, Ю. Б. Эстетика: Учебник / Ю. Б. Бореев – М. : Высш. шк., 2002. – 511с. – ISBN 5-06-004105-0.

2. Брун, В., Тильке, М. История костюма (от древности до нашего времени): Пер. с нем. / В. Брун, М. Тильке – М. : ЭКСМО-Пресс, 2005. – 463 с. – ISBN: 5-699-09402-4.

3. Горина, Г. С. Моделирование формы одежды / Г. С. Горина – М.: Легкая и пищевая промышленность, 1981.-184 с.: ил.

4. Захаржевская, Р. В. Костюм для сцены / Р. В. Захаржевская – М. : Советская Россия, 1973. – 112 с.

5. Захаржевская, Р. В. История костюма. От античности до современности / Р. В. Захаржевская. – [3-е изд., доп.]. – М. : Рипол Классик, 2006. – 288 с.: ил.. – ISBN 5-7905-1398-0.

6. Каминская, Н. М. История костюма / Н. М. Каминская – М. : Легпромбытиздат, 1986. – 168 с.

7. Кибалова, Л., Гербенова, О., Ламарова, М. Иллюстрированная энциклопедия моды / Л. Кибалова, О. Гербенова, М. Ламарова – Изд. 4-е. – Прага. Артия, 1989. – 608 с., илл.

8. Киреева, Е. В. История костюма. Европейский костюм от античности до XX в. [Текст] : учебное пособие для сред. театр. учеб. заведений / Е. В. Киреева – 2-е изд., испр. – М. : Просвещение, 1976. – 174 с. : ил.

9. Комиссаржевский, Ф. Ф. История костюма / Ф. Ф. Коммиссаржевский – М. : АСТ, 2006. – 240 с. – ISBN: 5-17-034361-2, 985-13-4739-6.

10. Мерцалова, М. Н. Костюм разных времен и народов [Текст] / М. Н. Мерцалова; Худож. Ю. Владимиров и Ф. Терлецкий; Гл. ред. Н. В. Галайбо. – М. : АО "Академия моды", 1993. – 544 с. – ISBN 5-900136-01-9.

11. Мерцалова, М. Н. История костюма / М. Н. Мерцалова – М., 1972. – 195 с. : ил.

12. Пармон, Ф. М. Композиция костюма / Ф. М. Пармон – М. : Легпромбытиздат, 1997. – 318 с. — ISBN 5-7088-0724-5

13. Сыромятникова, И. С. История прически. Учебник для театр, худож.-технич. училищ / И. С. Сыромятникова – Изд. 2-е, доп. М. : «Искусство», 1989, 303 с., ил.

14. Школьников, С. П. Прически, головные уборы и украшения для сцены / С. П. Школьников – Минск : Высшая школа, 1975.

15. Яковлев, Е. Г. Эстетика [] : учебное пособие / Е. Г. Яковлев. – М. : Гардарики, 1999. – 464 с. – ISBN 5-7975-0121-Х.

Тема 4. Костюм Средних веков. (VIII-XI вв.)

«Жившие на юге [Скандинавии] племена одевались, вероятно, по германскому образцу: меховой плащ и куртка из двух шкур. Украшения – янтарные бусы и зубы животных. Благодаря сношениям с поселившимися на юге народами, а также с финикиянами и племенами германского происхождения, в страну стали проникать оружие и ремесленные инструменты из бронзы (вошли во всеобщее употребление только тогда, когда сами научились плавить этот металл)».

«Карл Великий издал несколько строгих эдиктов против роскоши и сам подавал пример простоты. «Этот костюм был национальным франкским костюмом. Карл носил на теле льняную рубашку и такие же штаны; поверх этого он надевал тунику, обшитую шелковой бахромой; а на ноги – узкие чулки с перевязью и сапоги. Зимой он носил еще полукафтан из куньего или выдрового меха; поверх него он надевал венетский плащ и всегда был опоясан мечом с серебряной или золотой рукояткой и перевязью. Иногда, в торжественных случаях или для приема депутатов, он надевал более парадный, украшенный драгоценными каменьями костюм. Ему не нравились одежды иностранцев, и он их никогда не носил; только однажды, будучи в Риме, по просьбе Папы Адриана и затем его преемника Папы Льва, он позволил надеть на себя длинную тунику, хламиду и римскую обувь. В большие праздники он носил одежду, вышитую золотом, и сапоги, украшенные драгоценные каменьями; его плащ прикреплялся золотым аграфом, а на его голове сверкала золотая, украшенная драгоценными каменьями корона; в обыкновенные дни он носил самый простой костюм, мало отличавшийся от простонародного». (Ф. Коммиссаржевский. «История костюма».)

Одежда норманнов, перебравшихся из Нормандии в Англию под начальством Вильгельма Завоевателя – о ней дает понятие ковер, вышитый, по преданию, Матильдой Фландрской, женой Вильгельма, в честь завоевания Англии.