Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации к занятиям по дисциплине «История костюма» Составитель (стр. 5 из 5)

16. Яковлев, Е. Г. Эстетика [] : учебное пособие / Е. Г. Яковлев. – М. : Гардарики, 1999. – 464 с. – ISBN 5-7975-0121-Х.

Тема 8. Моды и костюмы XIX века.

«Новая эпоха в развитии костюма началась уже в условиях капиталистического общества. Промышленный прогресс, рост техники изменяют экономику Европы XIX века, особенно Англии и Франции. Обособленность экономической и культурной жизни, сохранявшаяся еще в XVIII веке, почти исчезает. Технические, научные достижения, искусство быстро делаются всеобщим достоянием. Изменяется и социальная структура общества. Власть, богатство, торговля сосредоточиваются главным образом в руках буржуазии…

Все это, по существу, определило путь развития европейского костюма XIX века и сказалось в ряде его характерных особенностей. Прежде всего именно в XIX веке завершился процесс образования единого европейского костюма, который в различных странах в тех или иных социальных слоях мог иметь черты своеобразия, созданные национальным характером или местным укладом жизни». (М.Н. Мерцалова. «История костюма»)

«В угоду моде изменялся лишь характер отдельных частей туалета; новых костюмов в течение XIX века не было создано; довольствовались тем, что старые подергали несущественным изменениям, периодически возвращаясь через некоторое время к тому, что когда-то уже носилось». (Ф.Ф. Коммиссаржевский. «История костюма»)

План

1. Эпоха Консульства во Франции и Регентства – в Англии. Эпоха Директории.

2. Аристократичность и респектабельность. «Модный герой» и «модная героиня» XIX века. Однообразие мужского и разнообразие женского костюмов.

3. Материалы по истории костюма XIX века. Ткани, разнообразие отделки. Мастерство кроя.

4. Костюм XIX века как отражение разнообразных родов деятельности.

Вопрос 1

Стиль ампир. Национальные мотивы в костюме. Подражание античности в эпоху Директории. Своеобразие женского костюма – нагота как показатель красоты; строгость мужского костюма в противовес женскому. Мода на тонкие ткани. Увлечение шалями. Обувь – античная мода. Короткие стрижки и парики. Телесные «накладки» – античный идеал фигуры.

Вопрос 2

Эволюция мужского костюма XIX века: от военного – к деловому. Женский костюм – естественность и искусственность: разные идеалы в разные периоды XIX века, зависимость от изменений в культуре. Цикличность моды. Первенство французской женской моды и английской мужской. Романтизация костюма в 20-30-е годы XIX века, мужская и женская мода, стремление к небрежному изяществу; принцип живописности в женской моде 30-х годов. Упрощение мужского костюма в 40-70-х годах и усложнение женского костюма 40-50-х – стиль XVIII века. Женский костюм 70-80-х годов – изменения силуэта. Деловой мужской костюм 90-х и появление спортивной одежды. Эволюция головных уборов, аксессуары. Парадные и обычные украшения.

Вопрос 3

Художественная литература, изобразительное искусство, журналы мод и фотографии, периодическая печать, промышленные выставки как источники сведений о костюме XIX века. Увеличение производства тканей и их удешевление.

Вопрос 4

Костюм как визитная карточка владельца. Изменения, связанные с расширением родов деятельности людей в XIX веке, смешение сословий – мода поведения и хобби и связанное с этим возникновение новых разновидностей костюма.

Литература

2. Андреева А. Ю. История костюма: эпоха, стиль, мода / А. Ю. Андреева – СПб. : «Паритет», 2005. – 120 с. : ил.

3. Андреева А. Ю. Костюм русской знати: от Византии до модерна / А. Ю. Андреева – СПб. : «Паритет», 2008. – 176 с. : ил.

4. Бирюкова, Н. Ю. Западноевропейские набивные ткани XVI – XVIII веков / Н. Б. Бирюкова – М. : «Искусство», 1973. — 175 с.

5. Брун, В., Тильке, М. История костюма (от древности до нашего времени): Пер. с нем. / В. Брун, М. Тильке – М. : ЭКСМО-Пресс, 2005. – 463 с. – ISBN: 5-699-09402-4.

6. Горина, Г. С. Моделирование формы одежды / Г. С. Горина – М.: Легкая и пищевая промышленность, 1981.-184 с.: ил.

7. Дмитриева, Н. А. Краткая история искусств / Н. А. Дмитриева – М. : «Искусство», 1985.

8. Захаржевская, Р. В. История костюма. От античности до современности / Р. В. Захаржевская. – [3-е изд., доп.]. – М. : Рипол Классик, 2006. – 288 с.: ил.. – ISBN 5-7905-1398-0.

9. Каминская, Н. М. История костюма / Н. М. Каминская – М. : Легпромбытиздат, 1986. – 168 с.

10. Кибалова, Л., Гербенова, О., Ламарова, М. Иллюстрированная энциклопедия моды / Л. Кибалова, О. Гербенова, М. Ламарова – Изд. 4-е. – Прага. Артия, 1989. – 608 с., илл.

10. Киреева, Е. В. История костюма. Европейский костюм от античности до XX в. [Текст] : учебное пособие для сред. театр. учеб. заведений / Е. В. Киреева – 2-е изд., испр. – М. : Просвещение, 1976. – 174 с. : ил.

11. Комиссаржевский, Ф. Ф. История костюма / Ф. Ф. Коммиссаржевский – М. : АСТ, 2006 – 240 с. – ISBN: 5-17-034361-2, 985-13-4739-6.

12. Мерцалова, М. Н. Костюм разных времен и народов [Текст] / М. Н. Мерцалова; Худож. Ю. Владимиров и Ф. Терлецкий; Гл. ред. Н. В. Галайбо. – М. : АО "Академия моды", 1993. – 544 с. – ISBN 5-900136-01-9.

13. Мерцалова, М. Н. История костюма / М. Н. Мерцалова – М., 1972. – 195 с. : ил.

14. Мерцалова, М. Н. Поэзия народного костюма / М. Н. Мерцалова – М.: Молодая гвардия, 1975.- 192 с.: ил.

15. Неклюдова Т. История костюма / Т. Неклюдова – Ростов-на-Дону : Феникс, 2004. — 336 с. – ISBN 5-222-04188-3.

16. Пармон, Ф. М. Композиция костюма / Ф. М. Пармон – М. : Легпромбытиздат, 1997. – 318 с. — ISBN 5-7088-0724-5

17. Сыромятникова, И. С. История прически. Учебник для театр, худож.-технич. училищ / И. С. Сыромятникова – Изд. 2-е, доп. М. : «Искусство», 1989, 303 с., ил.

Тема 9. Моды и костюмы XX века.

«Двадцатый век – это век становления принципиально новых основ общественно-политической жизни, век становления новых идеалов не только духовных, но и внешних. В истории материальной культуры, в истории костюма этот период в своих основных принципиальных положениях остается неизменным и до сих пор может иметь значение единого стиля. Его основы уже достаточно ясно были сформулированы к 1915 году и развиты в 30-х годах, в период так называемого стиля конструктивизма. Эти принципы можно изложить в нескольких программных пунктах, которые являются коррективами быстро сменяющейся моды и держат ее в определенных нормах:

а) Революционное уничтожение социальных ограничений в моде и ее демократизация.

б) Революционная смена форм, особенно в женском костюме. Исчезновение искусственности, нагромождения, статуса длины ткани.

в) Целесообразность в большей или меньшей степени становится главным цензором моды.

г) Возникновения принципиально новых видов одежды, продиктованное появлением новых условий жизнедеятельности людей – прогресса техники, транспорта, спорта; изменением быта и режима времени; появлением новых профессий; изменившимся положением женщины и ее взаимоотношениями с мужчиной и обществом.

д) Господство массового производства в промышленности. Господство массовой формы потребления моды.

Таковы пять основных принципов, направивших моду XX века по новому руслу». (Р.В. Захаржевская. «История костюма»)

План

1. Стремительная эволюция костюма. Принципиально новые стили одежды. Театр и кинематограф, их воздействие на моду. Разнообразие причесок.

2. Начало века. Стиль модерн.

3. Особенности советской моды. Особенности европейской моды.

4. Мода, стиль и характер. Антагонизм поколений в 60-70 гг. XX века.

5. Костюм и технический прогресс (конвейер и ручная работа). Стиль ретро.

Вопрос 1

Эволюция костюма в связи со стремительными изменениями в мировоззрении людей. Влияние политических и экономических событий на изменение костюма. Актеры кинематографа и кино как модные эталоны. Курьезы моды.

Вопрос 2

Стабильность мужской моды. Изменения моды женской: связь с конкуренцией областей модного рынка. Движение за права женщин. Стиль модерн как официальная мода: графика и искусственность. Новая цветовая гамма. Балет и эстрада – создатели модных моментов.

Вопрос 3

Облик советской женщины: новая мода, параллели с модой мужской, унификация одежды и образа. молодежь рабочая и буржуазная. Подчеркнутая роскошь костюма Европы и подчеркнутая простота костюма советской женщины. Военная мода в мирное время.

Вопрос 4

Связь модных течений с сущностью людей в 60-70 годы: выбор одежды в соответствии с личностью и характером. Противостояние поколений – разница в моде для молодых и их родителей. Эпатаж как образ жизни, его отражение в моде.

Вопрос 5

Связь моды с развитием техники и технологий. Разнообразие тканей и орнаментов. Массовая одежда и одежда ручной работы. «Космическая» мода. Джинсы. Стиль ретро – обращение к прошлому.

Литература

1. Брун, В., Тильке, М. История костюма (от древности до нашего времени): Пер. с нем. / В. Брун, М. Тильке – М. : ЭКСМО-Пресс, 2005. – 463 с. – ISBN: 5-699-09402-4.

2. Горина, Г. С. Моделирование формы одежды / Г. С. Горина – М.: Легкая и пищевая промышленность, 1981.-184 с.: ил.

3. Захаржевская, Р. В. История костюма. От античности до современности / Р. В. Захаржевская. – [3-е изд., доп.]. – М. : Рипол Классик, 2006. – 288 с.: ил.. – ISBN 5-7905-1398-0.

4. Кибалова, Л., Гербенова, О., Ламарова, М. Иллюстрированная энциклопедия моды / Л. Кибалова, О. Гербенова, М. Ламарова – Изд. 4-е. – Прага. Артия, 1989. – 608 с., илл.

5. Киреева, Е. В. История костюма. Европейский костюм от античности до XX в. [Текст] : учебное пособие для сред. театр. учеб. заведений / Е. В. Киреева – 2-е изд., испр. – М. : Просвещение, 1976. – 174 с. : ил.

6. Костюм народов России в графике XVIII – ХХ веков (из фондов Государственной центральной театральной библиотеки). – М., 1990.

7. Мерцалова, М. Н. Костюм разных времен и народов [Текст] / М. Н. Мерцалова; Худож. Ю. Владимиров и Ф. Терлецкий; Гл. ред. Н. В. Галайбо. – М. : АО "Академия моды", 1993. – 544 с. – ISBN 5-900136-01-9.

8. Мерцалова, М. Н. История костюма / М. Н. Мерцалова – М., 1972. – 195 с. : ил.

9. Пармон, Ф. М. Композиция костюма / Ф. М. Пармон – М. : Легпромбытиздат, 1997. – 318 с. — ISBN 5-7088-0724-5

10. Сыромятникова, И. С. История прически. Учебник для театр, худож.-технич. училищ / И. С. Сыромятникова – Изд. 2-е, доп. М. : «Искусство», 1989, 303 с., ил.

11. Тарабукин, Н. М. Очерки по истории костюма [Текст] / Н. М. Тарабукин, предисл. и коммент. Л. М. Горбачевой. - М. : ГИТИС, 1994. - 155 с. : ил. - ISBN 5-7196-0243-7.

12. Бодо, Ф. Шик и шарм / Франсуа Бодо [пер. с фр. Е. Д. Богатыренко, О. Р. Будкиной, В. Д. Румянцева].— М. : Слово, 2006.— 400 с. : ил. — ISBN 5-85050-881-3.