Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации к занятиям по дисциплине «История костюма» Составитель (стр. 4 из 5)

XIV и XV века можно назвать карнавалом моды, потому что никогда народы Запада не одевались так дико и причудливо, как в период упадка средних веков. Это явление замечательно главным образом тем, что оно резко противоречит тому прогрессивному движению, которое сказалось в это время во всех областях жизни… в области моды царит хаос. Дамы и мужчины украшают свои платья и пояса бубенчиками и бантиками; рукава этих платьев спускаются до полу; на голову надеваются род монашеского клобука, конец которого свешивается до самых пят. Квинтэссенцией изящества считается все то, что является верхом нелепости, непрактичности и чудачества». (Ф.Ф. Коммиссаржевский. «История костюма»)

План

1. Указы против роскоши: XIII-XV вв. Нормирование костюма: ткани, формы. Двор Генриха II Плантагенета, королева Элеонора. Двор Эдуарда II Плантагенета.

2. Орден тамплиеров. Орден Золотого руна. Орден Подвязки. Тевтонский орден.

3. Костюмы духовенства. Связь их формы с предыдущим тысячелетием.

Вопрос 1

Замковая аристократия против буржуазии. Утверждение привилегий через костюм. Указы против роскоши: эдикты Филиппа Красивого. Английский и французский дворы XIII-XIV веков, монархи как законодатели мод. Отражение особенностей личности в костюме. Драгоценности и аксессуары как признаки социального статуса. Оружие как аксессуар.

Вопрос 2

Рыцарские ордена. Костюмы как воплощение принципов и законов орденов. Эволюция и традиции орденских костюмов. Своеобразие костюма в связи с особенностями мировоззрения.

Вопрос 3

Эволюция костюмов духовенства. Приход к регламентированному одеянию. Элементы костюма, свойственные предыдущему тысячелетию. Монашеские ордена: францисканцы, доминиканцы, капуцины и т.д.: зависимость костюма от направления и правил ордена.

Литература

1. Виоле-ле-Дюк, Э. Э. Жизнь и развлечения в средние века / Эжен Эмманюэль Виоле-ле-Дюк [пер. с фр. М. Ю, Некрасова].— СПб. : «Евразия», 2003.— 384 с. : ил. — ISBN 5-8071-0021-2.

2. Дмитриева, Н. А. Краткая история искусств / Н. А. Дмитриева – М. : «Искусство», 1985.

3. Захаржевская, Р. В. Костюм для сцены / Р .В. Захаржевская – М. : Советская Россия, 1973. – 112 с.

4. Захаржевская, Р. В. История костюма. От античности до современности / Р. В. Захаржевская. – [3-е изд., доп.]. – М. : Рипол Классик, 2006. – 288 с.: ил.. – ISBN 5-7905-1398-0.

5. Каминская, Н. М. История костюма / Н. М. Каминская – М. : Легпромбытиздат, 1986. – 168 с.

6. Келли, Фрэнсис. История костюма и доспехов: от крестоносцев до придворных щеголей / Фрэнсис Келли, Рэндольф Швабе; [пер. с англ. Т. Е. Любовской].— М.: Центрполиграф, 2007.— 215, [1] с., [40] л. ил.: ил. — ISBN 978-5-9524-2869-0.

7. Кибалова, Л., Гербенова, О., Ламарова, М. Иллюстрированная энциклопедия моды / Л. Кибалова, О. Гербенова, М. Ламарова – Изд. 4-е. – Прага. Артия, 1989. – 608 с., илл.

8. Киреева, Е. В. История костюма. Европейский костюм от античности до XX в. [Текст] : учебное пособие для сред. театр. учеб. заведений / Е. В. Киреева – 2-е изд., испр. – М. : Просвещение, 1976. – 174 с. : ил.

9. Комиссаржевский, Ф. Ф. История костюма / Ф. Ф. Коммиссаржевский – М. : АСТ, 2006 – 240 с. – ISBN: 5-17-034361-2, 985-13-4739-6.

10. Сыромятникова, И. С. История прически. Учебник для театр, худож.-технич. училищ / И. С. Сыромятникова – Изд. 2-е, доп. М. : «Искусство», 1989, 303 с., ил.

11. Тарабукин, Н. М. Очерки по истории костюма [Текст] / Н. М. Тарабукин, предисл. и коммент. Л. М. Горбачевой. - М. : ГИТИС, 1994. - 155 с. : ил. - ISBN 5-7196-0243-7.

Тема 7. Костюм эпохи Возрождения и Нового времени

(XV-XVIII вв.)

«Этот период в истории культуры знаменателен тем, что человек, открыв один раз самую великую книгу, какая вообще существует на земле, – книгу природы, так увлекся ею, что уже никогда больше не пожелал ее закрыть.

Интерес к человеку в эпоху Возрождения определил новый идеал красоты и, естественно, новую ее оболочку – костюм, над созданием которого трудятся не только портные, но и многие художники века… Верхняя одежда, а затем и нижняя становится широкой, удобной; на платье появляются разрезы, дающие свободу движения, разрезы, в которые выглядывают буфы ткани. Плечи расширяются, торс делается массивным, ноги обуваются в широкий просторный кожаный башмак». (Р.В. Захаржевская «История костюма»)

«Семнадцатый век… Это был век абсолютизма и расцвета дворянской культуры, век искусства, отмеченного печатью торжественности и высокопарности». (Р.В. Захаржевская «История костюма»)

«Мастерам моды и костюма XVIII века было легко уже потому, что предыдущий век, как хороший закройщик, создал модели, «выкройками которых будут пользоваться почти два столетия. Настало время отшлифовать формы, приладить детали, позаботиться о соблюдении вкуса». (Р.В. Захаржевская. «История костюма»)

«Конец XV века и XVI век отмечены в истории культуры как время величайших открытий, расцвета искусства, пробуждения человеческой мысли и творчества, спавших под спудом суеверий средних веков со дня гибели эллинов. Стремление к освобождению из средневековых оков заметно и в костюме. Итальянские изящные моды влияют на Францию, и здесь одеваются до наступления эпохи испанского влияния удобно и красиво. В реформатской Германии создается новая форма одежды, «одежда германского Возрождения»…» (Ф.Ф. Коммиссаржевский. «История костюма»)

План

1. Идеал красоты в эпоху Возрождения. Эстетика эпохи Возрождения.

2. Одежда разных сословий. Ткани, драгоценные украшения. Одежда Европы в XV-XVI вв.:

– Италия;

– Франция;

– Германия;

– Испания;

– Англия.

3. Одежда Европы в XVII в.

4. Мода – и европейские политические события XVII века.

5. Галантный XVIII век.

Вопрос 1

Скромность женского наряда, культ изящества и простоты форм, чистота линий и силуэта – подражание античности. Красота волос как один из главнейших признаков женской красоты, разнообразие причесок. Подчеркнутая женственность – и мужественность костюмов. Сложность и вычурность мужского костюма.

Вопрос 2

Разнообразие тканей. Ткани европейской выделки и привозные: Китай, Индия, Ближний Восток. Орнамент и его сословная принадлежность. Ткань и форма костюма: зависимость первой от сословия и второй – от моды. Мода Италии, различия по городам и областям, пестрота и асимметрия костюмов. Изящество и «отточенность» французского костюма, одежда вельмож – подчеркнутая роскошь материала и отделки. Одежда Германии; бюргеры – и ландскнехты, влияние костюма последних на общеевропейскую моду. Значимость периода Реформации. Испанская мода; «бронированный» костюм, влияние Испании на моды Европы. Английская мода; добротность и удобство.

Вопрос 3

Модные изображения и листки. Законы об одежде для сословий. Первая половина XVII века: господство испанской моды. Кружева. Разновидности париков и причесок. Мушки и аксессуары. Совершенствование профессии портного.

Вопрос 4

Тридцатилетняя война: одежда воина и ее влияние на гражданскую одежду. Королевские дворы Европы. Революция 1640 года в Англии: пуритане и кавалеры. Эпоха Реставрации. Моды при дворе Людовика XIV и Карла II.

Вопрос 5

Грация и элегантность костюма XVIII века, аристократический идеал облика. Мода высших слоев среди буржуазии. Парики и прически, головные уборы. Период Регентства, период рококо, период барокко. Костюм как реакция на политические и культурные события эпохи: Руссо и идеи эпохи Просвещения. Сентиментализм в костюме. Украшения и фантазия в костюме как привилегия женской моды – смещение акцентов.

Литература

1. Борев, Ю. Б. Эстетика: Учебник / Ю.Б. Бореев – М. : Высш. шк., 2002. – 511с. – ISBN 5-06-004105-0.

2. Брун, В., Тильке, М. История костюма (от древности до нашего времени): Пер. с нем. / В. Брун, М. Тильке – М. : ЭКСМО-Пресс, 2005. – 463 с. – ISBN: 5-699-09402-4.

3. Захаржевская, Р. В. Костюм для сцены / Р. В. Захаржевская – М. : Советская Россия, 1973. – 112 с.

4. Захаржевская, Р. В. История костюма. От античности до современности / Р. В. Захаржевская. – [3-е изд., доп.]. – М. : Рипол Классик, 2006. – 288 с.: ил.. – ISBN 5-7905-1398-0.

5. Каминская, Н. М. История костюма / Н. М. Каминская – М. : Легпромбытиздат, 1986. – 168 с.

6. Келли, Фрэнсис. История костюма и доспехов: от крестоносцев до придворных щеголей / Фрэнсис Келли, Рэндольф Швабе; [пер. с англ. Т. Е. Любовской].— М.: Центрполиграф, 2007.— 215, [1] с., [40] л. ил.: ил. — ISBN 978-5-9524-2869-0.

7. Кибалова, Л., Гербенова, О., Ламарова, М. Иллюстрированная энциклопедия моды / Л. Кибалова, О. Гербенова, М. Ламарова – Изд. 4-е. – Прага. Артия, 1989. – 608 с., илл.

8. Киреева, Е. В. История костюма. Европейский костюм от античности до XX в. [Текст] : учебное пособие для сред. театр. учеб. заведений / Е. В. Киреева – 2-е изд., испр. – М. : Просвещение, 1976. – 174 с. : ил.

9. Комиссаржевский, Ф. Ф. История костюма / Ф. Ф. Коммиссаржевский – М. : АСТ, 2006 – 240 с. – ISBN: 5-17-034361-2, 985-13-4739-6.

10. Мерцалова, М. Н. История костюма / М. Н. Мерцалова – М., 1972. – 195 с. : ил.

11. Кузнецова, Л. Петербургские ювелиры: век восемнадцатый, бриллиантовый… / Л. Кузнецова – М. : Центрполиграф, 2009. — 542 с. : ил.

12. Маккаи, Л. Мир Ренессанса (иллюстрированная история) / Л. Маккаи – Будапешт : Корвина, 1980. – 160 с. : ил.

13. Никулин, Н. Н. Нидерландская живопись XV - XVI веков в Эрмитаже : очерк-путеводитель / Н. Н. Никулин ; Государственный Эрмитаж. — 2-е изд., доп. — Л. : Искусство, 1980. – 249 с.

14. Ротенберг, Е. И. Западноевропейское искусство XVII века / Е. И. Ротенберг – М., 1971. – 164 с.

15. Степанова, К. А. Костюм и эпоха. (О художественной выразительности костюма на сцене на примере истории костюма Западной Европы XV-XVIII вв.) Учебное пособие. / К. А. Степанова — М., 1978, 96 с., ил.