Смекни!
smekni.com

Основы психиатрии для врача общей практики (стр. 14 из 17)

С приходом ребенка в школу одним из главных объектов позна­ния для него становится поведение товарищей. С ростом опыта вза­имодействия с одноклассниками у младшего школьника все время происходит накопление знаний о возможных формах поведения в раз­ной обстановке; идет осознание причин, вызывающих те или иные действия; раскрывается возможность увидеть поведение других лю­дей с таких сторон, которые в условиях учения не проявляются. Развивается умение все более глубоко и правильно расшифровывать психологический подтекст сложных действий и поступков и объек­тивно оценивать личность в целом. Чем старше возрастная группа, тем чаще высказывания учащихся об убеждениях и кругозоре, об ин­дивидуальных личностных особенностях, об отношении к самому себе. Увеличение объема знаний об окружающих идет параллельно с про­цессом переноса этих знаний на свою собственную личность, что и составляет основу становления самосознания. Процесс этот идет не равномерно; наибольшей интенсивности он достигает в подрост­ковом возрасте, особенно в 13-14 лет. К концу этого периода под­росток начинает воспринимать и осмысливать свои побуждения, же­лания, эмоции уже не как производные от каких-то внешних собы­тий, а как состояния своего Я. В этот же период резко возраста­ет роль саморегулирующей функции самосознания: подросток начи­нает руководствоваться в своем поведении исходя не только из внешних стимулов, но и в соответствии с его представлениями о собственной личности, сообразуясь с понятиями чести, долга, мо­рали, психических и физических возможностей. Искажение формиро­вания самосознания, его низкий уровень препятствуют оптимальной саморегуляции и приводят к различным формам девиантного поведе­ния.

Как уже отмечалось, для правильного формирования самосознания необходима система воспитательных воздействий на протяжении всего периода развития ребенка, меняющая свои формы соответст­венно возрастным психологическим особенностям.

I. Младенческий возраст (до I года)

Важнейшей задачей в этот период является формирование у ре­бенка способности "понимать" эмоциональное состояние окружающих и прежде всего настроение родителей. Это, в свою очередь, спо­собствует развитию способности к сопереживанию, сочувствию, без которой формирование гармоничной личности с высоким уровнем са­мосознания невозможно. Для направленного воздействия на форми­рование сопереживания необходимо в первые же дни и месяцы жиз­ни создать такие условия в семье, чтобы ребенок постоянно ощу­щал любовь своих родителей. Если потребности ребенка в любви, в эмоциональном контакте не удовлетворяются, если он не чувст­вует себя защищенным, то возникает состояние внутреннего беспо­койства, тревоги, нередко сопровождающееся сомато-вегетативными расстройствами. Такое состояние будет создавать серьезные препятствия к формированию эмпатии, то есть способности "наст­роиться на эмоциональную волну" других людей, почувствовать их душевное состояние. Недостаточность эмпатических свойств в по­следующие возрастные периоды обязательно создаст серьезные труд­ности в понимании личностных особенностей окружающих, а, следо­вательно, и в понимании свойств собственной личности, тем самым препятствуя развитию функции самосознания. Важнейшими условия­ми для формирования эмпатии являются любовь родителей, спокой­ная атмосфера в семье, доброжелательное общение с ребенком. При каждом контакте с ним необходимо, чтобы мать ласкала ребенка, поглаживала и тормошила его, улыбалась, говорила нежные слова, держала на руках. Избаловать ребенка в первые месяцы жизни лас­кой и вниманием просто невозможно. Желательно (даже необходимо), чтобы не только мать, но и отец ухаживал за ребенком: менял ему пеленки, ласкал его. Если в семье имеются старшие дети, то и их следует привлекать к уходу за младенцем, конечно не пере­кладывая все заботы на их плечи. Это не только благотворно ска­зывается на развитии ребенка, но и повышает способность к эм­патии у более старших детей.

К 6 месяцам у ребенка формируется особо прочная связь с матерью; он начинает различать "своих" и "чужих", чувствовать эмо­циональное отношение к нему посторонних. Не ощущая того же ду­шевного тепла, которое он привык испытывать от родителей, ре­бенок старается уклониться от контактов с другими людьми и на­чинает остро переживать разлуки с родителями. Полностью изоли­ровать детей от посторонних нецелесообразно, так как именно ситуация общения с другими людьми создает условия для формирова­ния дифференцированных эмоциональных реакций и различных чувст­венных отношений к действительности, что необходимо для гармо­ничного развития личности с высоким уровнем самосознания.

Проведение в жизнь данных рекомендаций будет возможно лишь после осознания будущей матерью необходимости именно такого от­ношения к ребенку, именно такого поведения с ним. В связи с этим в процессе бесед с будущими матерями (родителями), которые про­водятся в женских консультациях, необходимо отражать не только правила ухода за ребенком, но и правила поведения с ним, осно­ванные на психологических особенностях младенчества.

2. Раннее детство (1-3 года)

В этот период малыш покидает коляску и приступает к активно­му исследованию окружающего мира. Его привлекают все новые пред­меты, а поскольку восприятие в этот период неотделимо от дейст­вия, то ребенок должен все потрогать своими руками, пощупать, рассмотреть, повертеть, даже сломать. Категорические запреты взрослых в отношении тех или иных действий ребенка как правило не достигают цели. Более того, эти запреты могут вызвать отри­цательное отношение к родителям, нарушить эмоциональный кон­такт между ними. Учитывая эти особенности, основной задачей в плане дальнейшего формирования функции самосознания в этот воз­растной период является поддержание и дальнейшее укрепление по­ложительного эмоционального контакта родителей с ребенком.

С этой целью необходимо внимательно и (по возможности) по­стоянно следить за действиями ребенка, пытаться понять их нап­равленность, в необходимых случаях не столько запрещать какие--то действия, сколько отвлекать его внимание на другие предме­ты, вовлекать в совместные игры. Необходимо поощрять ребенка, если он делает что-то хорошее и наказывать при противоположных действиях. Однако, наказание должно носить не "физический", а психологический характер в виде изменения тона эмоционального общения, обиженного лица, расстроенного вида, отказа от совмест­ной игры ж т.п. Такие формы "наказания" особенно необходимы при проявлении ребенком жестокости по отношению к окружающим, при­чем не только к людям, но даже и к игрушкам. Правда, здесь не­обходимо четко отличать проявления жестокости от любознательно­сти, когда ребенок ломает игрушки (главным образом куклы) не из-за агрессивных тенденций, а с целью исследования. Очень важно, чтобы наказание или поощрение наступало бы непосредственно за теми или иными действиями ребенка и не было бы отставлено по времени. Абсолютно неприемлемо, когда, например, вечером отец заявляет малышу, что не пойдет с ним на прогулку так как мама жаловалась на его утренние капризы. К этому периоду ребенок уже успел забыть, что было утром; для него актуально лишь то, с чем он непосредственно соприкасается сейчас, в связи с чем ему про­сто непонятен смысл наказания. Такие ситуации всегда вызывают появление негативного отношения к родителям, приводят к наруше­нию межличностных эмоциональных контактов. Нередко родители реагируют на действия своих детей лишь в случаях шалости, шум­ного поведения, или тогда, когда они мешают взрослым занимать­ся своими делами. Такие родительские реакции обычно связаны с различными формами наказания. В то же время примерное поведение ребенка не замечается и, следовательно, не поощряется, что явля­ется грубой ошибкой. Родители обязаны отмечать в своих детях больше хорошего, чем плохого, причем, как одно, так и другое оттенять соответствующей реакцией. Только при таком подходе эмо­циональный контакт с ребенком будет становиться все более проч­ным и все более дифференцированным. Установление такого контак­та крайне важно для формирования самосознания, так как способ­ствует дальнейшему развитию эмпатических свойств личности и препятствует возникновению непреодолимых барьеров в межличност­ных отношениях. Только такое положение будет способствовать пробуждению интереса ребенка к духовному миру других людей, не даст ему замкнуться в своем собственном мире, научит его чувст­вовать эмоциональное состояние окружающих.

Особые трудности представляет период, когда ребенок прибли­жается к трехлетнему возрасту. В это время, ранее ласковый и жизнерадостный, он становится упрямым, капризным, непослушным. Этот период физиологического негативизма или упрямства продол­жается около 3-6 месяцев и характеризуется изменением поведения ребенка в виде отрицательного отношения к родителям, отказа от выполнения их указаний и просьб. Отказ может быть как пассив­ным (отсутствие действия), так и активным (действия ребенка прямо противоположные просьбам). Суть кризиса трехлетних опи­сана Л.С.Выготским (1984) и заключается в том, что ребенок предпринимает попытку эмансипироваться, так как неосознанно на­чинает чувствовать свою индивидуальность, как бы делая попытку осознать свое Я. Он начинает пытаться разобраться в своих желаниях, главное из которых "Я хочу!", и действовать в соответ­ствии с ними. Однако, желания еще элементарны и сиюминутны, а "Чего хочу?" осознается смутно; отсюда поведение становится из­менчивым и определяется подсознательным стремлением к самостоя­тельности, что внешне выглядит как упрямство и своеволие Это "упрямство" не всеобъемлюще, а достаточно дифференцировано и в основном проявляется по отношению к тем, кто наиболее полно опе­кает ребенка.. Так, он может без каких-либо конфликтов играть со сверстниками, без протеста подчиняться требованиям или просьбам малознакомых взрослых или воспитателей в детском саду, но в то же время будет непокорным и строптивым с родителями. Иными словами у ребенка имеется выраженное противодействие опеке. В связи с тем, что описываемый период чрезвычайно важен для фор­мирования самосознания, ему в плане воспитательных мероприятий следует уделить особое внимание. Дело в том, что этот период требует изменения структуры отношений между родителями и ребен­ком, который уже не может принять опеку в той форме, в которой она осуществлялась ранее. Теперь ребенок начинает нуждаться не только в любви, но и в уважении и (как это ни парадоксально звучит) в отношении к нему как к личности со своими индивидуальными требованиями и желаниями. Изменить уже сложившиеся отно­шения в системе ребенок-родители трудно для обеих сторон. Дать родителям строго регламентированные рекомендации по формирова­нию личности ребенка в этот период - значит заранее обречь их воспитательное воздействие на неудачу. В.Н.Соколова и Г.Я.Юзефович 1991) утверждают (и с ними следует согласиться), что основная задача состоит в том, чтобы "упрямство ребенка преоб­разовать в настойчивость, в самостоятельность, трудолюбие, не­податливость дурным влияниям. Эгоцентризм должен превратиться в чувство собственного достоинства. Трудно ценить человека ес­ли он сам себя не уважает. Нет рецептов на все случаи жизни, но есть подходы к ребенку, проверенные опытом многих поколений. Ребенок нуждается не только в любви, но и в уважении. Можно лю­бить сына и считать его беспомощным, неспособным, не доверять ему и поэтому ограничивать,. Ситуация в семье должна быть прямо противоположной. Внимательно выслушивать, проявить уважение к просьбам и желаниям ребенка, разрешить все, что безвредно, всегда выполнять обещанное, не злоупотреблять запретами. На каждое "нельзя" должно приходиться минимум два "можно", которые необходимо предлагать тот час же вместо запрета. Полезно поощрять, похвалить все хорошее, что делает ребенок. В отношении неудач­ных поступков следует поступать по-разному. Во всяком случае, не всегда нужно торопиться с наказанием. Приносит пользу и та­кое отношение, когда их игнорируют, не замечают. Это оправдано, если ребенок капризами и дерзкими поступками стремится привлечь к себе внимание. Родители хорошо знают своего ребенка и долж­ны предвидеть силу его противодействия при запрете. Если вы не уверены в своей твердости, лучше уступите сразу. При отказе не сердитесь, не придавайте себе уверенности гневными словами, грозным тоном. Гнев тоже заразителен. Разговаривайте ласково, спокойно, уверено".