Смекни!
smekni.com

Н. К. Рерих ― Водитель Культуры (стр. 10 из 12)

Всем нам известны слова великого русского писателя Ф.М.Достоевского: “Красота спасет мир”. Н.К.Рерих добавил одно слово. “Сознание Красоты спасет мир”. Что же вкладывали великий писатель и великий художник в эти слова? Вновь обратимся к Л.В.Шапошниковой: “Согласно концепции энергетического мировоззрения, любое явление в пространстве нашей космической реальности имеет свою энергетику. Красота, как явление, обладает наиболее тонкой и высоковибрационной энергетикой. Греческое слово “Космос” кроме значения “порядок” имеет еще одно ― “красота”. Через Красоту мы идем от хаоса к Космосу, от беспорядка к упорядочению в любой области человеческой деятельности. И наше так называемое спасение, наше эволюционное продвижение находятся именно в этом творческом пространстве: хаос ― Космос. По своей энергетической сути Красота есть гармония духа, выраженная в различных областях человеческой деятельности и окружающего мира, и в первую очередь, в искусстве и природе… <…> Лицезрение Красоты и особенно осознание нами ее скрытого и сокровенного смысла дает нам возможность воспринимать не только ее совершенные формы, но и ее тонкую высшую энергетику. Последняя способствует совершенствованию нашей материи, утончению ее и повышению частотности ее вибраций. Иными словами, Красота есть один из важнейших факторов, превращающих хаос в Космос во внутренней Вселенной самого человека… <…> Красота есть одно из формообразующих условий в энергетическом поле Культуры… <…> Культура лежит в основе цивилизации. Если такой основы нет, то возникает бездуховная цивилизация свидетелями которой мы являемся в наш ХХ век. <…> Люди забывают о том, что какой бы изощренной и материально обеспеченной ни была цивилизация, она не в состоянии создать того внутреннего духовного человека, на котором держится Космическая эволюция. Предавая забвению Культуру, как таковую, отводя ей второстепенное место в системе общественных ценностей, а зачастую и сводя к псевдоценностям массовой Культуры, многие не понимают одного обстоятельства ― любой кризис в стране ― экономический, социальный, политический, научный и т.д., есть, прежде всего, кризис самой Культуры и его носителя ― духа. Выход из любого кризиса должен начинаться с понимания эволюционной роли духовной Культуры и создания благоприятных условий для ее развития”[34].

Н.К.Рерих, в статье “Женскому Сердцу” писал: “А ведь сейчас трудно, очень трудно в большом доме планеты. Смутился дух человеческий, смутился во взаимовредительстве. И даже сами силы природы словно бы возмутились. Землетрясения, извержения, потопы, смещения климата ― все вносит еще больше смущения и в без того смятенный дух человеческий. Но история знала такие периоды, и человечество уже знает и панацею в бедствиях этих. И эта панацея ― Культура. Там, где рука и мозг обессиливают, там непобедимо сердце, а сердце есть Держава Света, есть средоточие Культуры…”[35].

О значении Знамени Мира и Пакта Рериха было написано очень много. Но в завершении мне хотелось бы привести здесь слова Е.И.Рерих: “Значение Знамени Мира прежде всего в том, что путем охраны человеческого творчества в сознании масс и подрастающего поколения закладывается уважение к духовным ценностям, которыми жило человечество”[36].

Со дня принятия Договора прошло почти 70 лет и может сегодня некоторым показаться, что положения его мертвы. Но это далеко не так. Более 60 лет назад Рерих напомнил нам: “Идеи не умирают, они порою дремлют, но они просыпаются еще более сильными, чем были до своего сна”. Не умерло Знамя Мира. Оно свернулось, пока зверствует война. Но придет час, когда вновь сознания обратятся к заботе об охране культурных ценностей, к этой истинной основе мира. И не об одних только культурных ценностях трепещет Знамя Мира. Оно трепещет о сердце человеческом, о том великом сокровище, где созидается обновленное будущее. Сердце человеческое жаждет мира, и, может быть, этот мир уже близится…”[37].

И вот этот час пришел. Международная программа “Из древних чудесных камней сложите ступени грядущего”, посвященная 100-летию путешествия Н.К.Рериха по древним русским городам, может и должна стать началом широкого культурного движения за охрану святынь народных, за утверждение Знамени Мира, за утверждение рериховских идей Красоты и Знания, этой истинной основы мира.

Волченков Б.А.

Старший научный сотрудник Гаврилово-Посадского

муниципального краеведческого музея

БОГАТСТВО ГАВРИЛОВО-ПОСАДСКОГО КРАЯ

В силу сложных хитросплетений местных исторических обстоятельств ХХ века и, в первую очередь, череды административно-территориальных перемен, земли Гаврилово-Посадского района (а это центр древней Ростово-Суздальской земли) претерпели экономическое и этнографическое разорение, сопоставимое с батыевым. К примеру, на территории нашего района раньше находилось 55 храмов. До наших дней в нормальном состоянии дошли только пять-шесть. Остальные разграблены. И даже сейчас не все благополучно в этом плане. Идущие сегодня процессы коммерциализации туризма и культуры, грозят нам не меньшими последствиями и заводят в тупик все общество. Тем не менее, эти земли меньше всех соседних подверглись нашествию пристрастных и тенденциозных толкователей нашей отечественной истории.

Как легендарный зачарованный град ― Китеж (который, кстати, некоторые исследователи отождествляли с находящейся чуть ниже от нас по Нерли Кидекшей) пребывали скрытыми от чужого недоброго глаза Гаврилово-Посадские земли. Лишь теперь они понемногу стали приоткрывать свои сокровенные тайны. А раскинулись они почти на тысячу квадратных километров, поровну включив в себя две почвенно-природные зоны, два лика центральной России ― опольную и лесную.

Уже в глубокой древности, в эпоху неолита, наша земля привлекла первых поселенцев благодатными природными условиями, защищенностью от враждебных племен, что подтверждается многочисленными археологическими находками памятников фатьяновской культуры.

Огромную роль в дальнейшем освоении края сыграли удобные пути сообщения. Первоначально этими путями служили медленные, полноводные, величественные в ту пору равнинные реки и, в первую очередь, красавица Нерль, являвшаяся одним из важнейших участков древней речной системы великого Волжского пути “Из варяг в арабы”, пути миграций многих племен, а также связующего Европу с Арабским Востоком моста, через который осуществлялся синтез культур и торговые связи.

Происходившие более тысячи лет назад на нашей территории сложные этнические процессы, процессы взаимодействия древних цивилизаций, культур и религий, вылившиеся, в конечном счете, в создание русской государственности (Ростово-Суздальская Русь), давно привлекали сюда исследователей, в том числе графа А.С.Уварова, возглавившего беспрецедентную по масштабам археологическую экспедицию (1851―1854 гг.), которая исследовала 7729 курганных захоронений и других археологических объектов, а полувеком позже ― Н.К. и Е.И. Рерихов, побывавших с научными целями в селах Торки и Шекшово.

К сожалению, эта работа не была продолжена, а утрата результатов раскопок А.С.Уварова привела к тому, что в этнической истории нашего края образовалась огромная лакуна, огромный пробел. А ведь только в окрестностях Шекшово и Шельбово были вскрыты сотни и сотни курганов.

У меня было предложение создать на территории нашего района этнографический музей для исследования процессов генезиса русского народа. Но для руководства это, видимо, слишком сложная задача. Нет понимания необходимости этого.

Земля Гаврилово-Посадского района, в древности бывшая центром территории Ростово-Суздальской Руси, видела дружины первых русских князей, былинных героев, междоусобные раздоры и нашествия вражеских полчищ. В 1238 году через нее прошли полчища Батыя, а в начале XVII века здесь бесчинствовали польские интервенты.

За последние четыре столетия на Гаврилово-Посадскую землю ни разу не ступила нога чужеземного захватчика. Тем не менее отсюда, из сердца России, множество раз отправлялись на защиту Отечества ее верные сыны. Земля наша неразрывно связана с именем А.В.Суворова. Наши ратники проявляли героизм в войне 1812 года, защищали Порт-Артур, участвовали во всех великих и малых войнах, которые вела Россия. Только на Великую Отечественную войну из района ушло 13116 человек, 6359 из них остались на полях сражений. Четыре века экономика района развивалась на мирной территории.