Смекни!
smekni.com

Н. К. Рерих ― Водитель Культуры (стр. 2 из 12)

"Колумб открыл Америку, еще один кусочек все той же знакомой земли, продолжил уже начертанную линию ― и его до сих пор славят за это. Что же сказать о человеке, который среди видимого открывает невидимое и дарит людям не продолжение старого, а совсем новый, прекраснейший мир!.. Да, он существует, этот прекрасный мир, эта держава Рериха... Не занесенный ни на какие карты, он действителен и существует не менее, чем Орловская губерния или Королевство Испанское. И туда можно ездить, как ездят люди за границу, чтобы потом долго рассказывать о его богатстве и особенной красоте, о его людях, о его странах, радостях и страданиях, о небесах, облаках и молитвах… " Так писал о Рерихе известный русский писатель Леонид Андреев.

"Величайший интуитивист современности", ― говорил о Рерихе Горький.

Всеволод Иванов писал, что "Рерих подключил человечество к генератору величайшего тока, к России".

Великий индийский поэт, философ Рабиндранат Тагор впервые увидев полотна Рериха, написал ему: "Ваши картины глубоко тронули меня. Они заставили меня осознать нечто очевидное, но нуждающееся в постоянном раскрытии: что истина беспредельна… Картины ваши ясны и все же не выразимы словами, ― ваше искусство ограждает свою независимость, потому что оно велико".

Доктор Радхакришнан, выдающийся ученый и мыслитель, президент Индии заявил: “Индия и мир не забудут его деяний”.

Джавахарлал Неру, с которым Рериха связывали узы дружбы сказал: "Когда я думаю о Николае Рерихе, я поражаюсь размаху и богатству его деятельности и творческого гения… Уже само количество картин изумительно ― тысячи картин, и каждая из них ― великое произведение искусства. Когда вы смотрите на эти полотна, из которых многие изображают Гималаи, кажется, что вы улавливаете дух этих великих гор... искусство и труд Рериха являются более долговечными, нежели человеческая жизнь".

Индира Ганди писала: "Нам с отцом посчастливилось знать профессора Рериха, который совмещал в себе современного ученого и древнего монаха".

Выдающийся индийский художник Биресвар Сен утверждал: “Далеко над оглушительным грохотом неистовствующих народов звучит его голос — голос истины, красоты и культуры. Велик Рерих — и еще более велики его труды, прекрасные провозвестники мира и доброй воли среди людей…”

Посмотрим, что писала о художнике в его время мировая пресса. Возьмем издания 20―30-х годов и перелистаем пожелтевшие страницы газет и журналов.

Китай. Национальный музей в Пекине направляет приветствие в адрес Рериха: "Мы всегда почитали Ваше западное и восточное знание, и слава Ваша выросла подобно Тянь-Шаню…".

Монголия. "Такие великие всемирные личности, как Рерих, шествуют как светочи столетий. В наш век эгоизма их великие дела приносят безграничное благо тем странам, через которые проходят эти великие души".

Япония. "Рерих ― творец, писатель, мыслитель и водитель ― предвидит приближение его Нового Мира... Любовь, красота, действие ― щиты Рериха, и во имя их он одержал свои великие победы".

Известный французский писатель Барнет Д. Конлан пишет: "Если Фидий был творцом божественной формы и Джотто ― живописцем души, то можно сказать, что Рерих раскрывает дух Космоса".

Американец Теодор Хеллин о Рерихе: "...История предоставит ему в нашей эпохе такое же место, какое было предоставлено, например, Микеланджело и Леонардо да Винчи ― этим наивысшим светочам эпохи Возрождения, или Периклу ― этому синониму великолепия Греции".

“Великий художник! ― восклицает знаменитый испанский портретист Игнасио Сулоага, ― Его искусство свидетельствует, что из России на весь мир исходит некая сила, ― я не могу измерить ее, не могу определить ее словами, но она налицо”.

Как видите, мир объединился в своем признании великого русского человека.

Ввиду ограниченности времени, я не стану обращаться к подробной биографии Н.К.Рериха, многие из присутствующих ее знают. Отмечу лишь, что Николай Константинович по существу своему был путником. Путь его начался в России и прошел по странам Европы, Америки, Азии. И в любой стране Рерих находил общий язык с людьми и везде оставлял после себя добрые следы ― картины, книги, созданные им музеи и культурные общества. Завершающей точкой этого пути стали Гималаи.

Мне хотелось бы особо выделить тему “Рерих и Россия”, поскольку именно здесь начало начал искусства и творчества Рериха.

Искусствоведы обычно разделяют творчество Рериха на два периода; "русский" и "индийский". Конечно, такое разделение диктует сама биография художника. И все же оно условно. Сам Николай Константинович никогда не ставил вопрос так: Россия или Индия? Он решал его иначе: Россия и Индия. Его жизнь была подчинена цели: найти общие корни этих двух великих культур. И в его записной книжке мы видим слова: "Повсюду сочетались две темы ― Русь и Гималаи". Поэтому, в "русский период", он неоднократно обращается к индийским сюжетам, а на склоне лет, живя в Индии и трудясь над ''Гималайской серией", он пишет знаменитые картины на русские темы: "Сергий-строитель", "Святогор", "Настасья Микулична", "Богатыри проснулись" и многие другие.

Прожив около 30 лет за рубежом, Рерих остался верен лучшим традициям русского искусства. Он воспринял непреходящую мудрость и доблесть русской истории, дивные образы русских подвижников, проследил и вобрал в себя пути и судьбы России. К России обращены его вдохновенные слова: "Великая Родина, все духовные сокровища твои, все неизреченные красоты твои, всю твою неисчерпаемость во всех просторах и вершинах мы будем оборонять".

Своим талантом живописца Рерих воскресил древний лик славянской земли и неожиданно по-новому показал историю древней Руси. Люди славянской земли ― отнюдь не примитивные дикари. Может быть, впервые в русской живописи Рериху по-настоящему удалось раскрыть строгий, суровый и истинно прекрасный лик народа ― строителя жизни. Его полотна древнерусской серии показывают нам то прошлое, которому обязано своим величием настоящее. Показывая те далекие времена, художник как бы задает нам вопросы: не растеряли ли мы на пройденных путях нечто очень важное, не пренебрегли ли той “стариной”, которая никогда не стареет?

Мысли Н.К.Рериха о общечеловеческих духовных ценностях, об особой роли России как связующего звена между Востоком и Западом были созвучны идеям таких замечательных русских философов, как Н.А.Бердяев, П.А.Флоренский, Н.О.Лосский, В.С.Соловьев.

В 1903—1904 годах Николай Константинович вместе с Еленой Ивановной совершили путешествие по России, “за стариной”, юбилей которого мы с вами отмечаем сегодня. Они посетили более 40 городов, теснейшим образом связанных с русской историей: Ярославль, Кострому, Казань, Нижний Новгород, Владимир, Изборск, Псков, Смоленск... В слове и живописи увековечил Рерих каменную гармонию русской архитектуры. Некоторые из сохранившихся в бесценной серии его этюдов и картин стали теперь единственным источником исторического воспроизведения разрушенных временем или “человеческим заблуждением" былых памятников зодчества.

Это путешествие оказало глубокое влияние на всю дальнейшую деятельность Н.К.Рериха, так как по возвращении в Санкт-Петербург он начал развивать план, который, как он надеялся, должен был привести к организации повсеместной защиты культурных ценностей. Тридцать один год спустя эта его деятельность увенчалась принятием международного Пакта Рериха.

Сегодня уже говорилось о том[1], как много Николай Константинович сделал для христианской культуры, расписывая храмы, обращаясь к образам русских святых. Я хотела бы еще отметить его вклад в исследования русской иконы. Ведь в то время, когда Николай Константинович обращал внимание общественности на чистую красоту русской иконы, к ней относились, как к чему-то грубому и примитивному. Но Рерих утверждал, что наступит время, когда весь мир склонится перед русской иконой. Он оказался прав.

Н.К.Рерих знал, что России предопределена особая роль в эволюции. Он писал: "…Россия, идя своим трудным путем, просветит себя светом, который озарит весь мир".

О патриотизме Николая Константиновича Рериха свидетельствуют его сыновья.

Святослав Николаевич Рерих: “Николай Константинович всегда творил русское дело. Где бы он ни был, кого бы он ни встречал, он всегда нёс слово и завет о России”.

Юрий Николаевич Рерих: “Прожив долгие годы вдали от родной Земли, он всегда чувствовал кровную связь с Россией. Не случайно в годы Отечественной войны отец по памяти писал архитектурные памятники Новгорода, разрушенные гитлеровцами..."

Безусловно, Рерих принадлежал всему человечеству, но оставался при этом русским человеком, чувствовавшим ответственность за судьбу своей Родины. Николай Константинович мечтал вернуться на Родину. Но ему так и не суждено было это сделать. Он завещал передать свое наследие России, что и сделал его сын, художник Святослав Николаевич Рерих, передав это наследие Международному Центру Рерихов.

Я бы хотела напомнить Вам ключевые мысли Н.К.Рериха, его основные заветы, которые он оставил нам для того, чтобы мы приблизились к пониманию искусства, культуры, красоты и творчества так, как сумел понять это Рерих.

Сам Николай Константинович Рерих так выразил свое жизненное кредо: “Искусство объединит человечество”. Он считал искусство истинным международным языком, который, минуя все различия речи, непосредственно говорит от сердца сердцу. Рембрандт, Рафаэль, Ван Дейк, Леонардо да Винчи ― их одинаково ценят во всех уголках земного шара.