Смекни!
smekni.com

Н. К. Рерих ― Водитель Культуры (стр. 5 из 12)

Впечатления от икон и фресковой живописи повлияли не только на выбор сюжетов, но также и на поиски Николаем Константиновичем собственной техники написания картин и создание знаменитой "рериховской палитры" красок. Из всех русских художников (да и не только русских!), Н.К.Рерих, пожалуй, ближе всех подошел в своих полотнах к иконописи (достаточно сравнить изображения святого Сергия Радонежского кисти Рериха и Нестерова или изображения Христа различных художников Серебряного века).

Изучение старинных костюмов найдет свое продолжение в театрально-декорационном творчестве Николая Константиновича, а также в изучении национальной одежды других народов во время последующих экспедиций.

Вообще, если мы обратимся к научной работе Н.К.Рериха во время Центрально-Азиатской экспедиции, то мы увидим, что практически все направления научной деятельности, за исключением, может быть, сбора лекарственных трав, имели своеобразный прототип в экспедиции 1903 года.

Кроме того, картины, написанные во время путешествия по древнерусским городам, выступления Николая Константиновича в печати и на заседаниях различных обществ и комиссий привлекли всеобщее внимание. Вслед за Рерихом по этим городам поедут многие деятели искусства и культуры, такие, как, например, Игорь Эммануилович Грабарь.

Став директором Школы Общества поощрения художеств, Н.К.Рерих начнет организовывать, для повышения культурного уровня своих учащихся, экскурсии по старинным городам. Вслед за Школой Общества поощрения художеств этот опыт начнут перенимать и другие учебные заведения. В конце концов, это стихийное движение, в котором примут участие многие деятели культуры, ознаменуется созданием целой концепции под названием: "Золотое кольцо России".

Но, конечно же, главной, той самой, "смешной", целью экспедиции была охрана памятников культуры и исторических пейзажей.

Рассказать обо всех инициативах Николая Константиновича в этой области сегодня просто невозможно. Одно то, что Н.К.Рерих был приглашен в комиссию по реставрации храма Василия Блаженного, дает понять, каким авторитетом он пользовался. Но хотелось бы отметить, что во многих действиях Николая Константиновича внешне, казалось бы, не связанных с охраной памятников, она играла, тем не менее, далеко не последнюю роль.

Анализируя бедственное положение памятников культуры в нашей стране, он пришел в выводу, что причина его лежит не столько в отсутствии внимания властей к этой проблеме (соответствующих постановлений было довольно много), сколько в отсутствии любви к старине. Становилось понятно, что необходимо воспитывать вкусы народа, просвещать, прививать бережное отношение к старине.

Став в 1906 году директором Школы Общества поощрения художеств, Н.К.Рерих начинает проводить в ней реформу, которая сделает эту Школу самым большим в России, самым доступным для народных масс художественным учебным заведением. Кроме традиционных дисциплин в Школе появляются классы по изучению прикладных искусств, иконописи. На примере мебели, украшений, посуды учащиеся учились находить и создавать красоту, высокий стиль во всем, что окружает простого человека.

Стремясь затронуть просвещением как можно большие слои населения, Николай Константинович работает над большим издательским проектом, рассказывающим о культурных сокровищах русских городов и монастырей. И это лишь единичные примеры.

Таким образом, можно сказать, что в экспедиции 1903 года не только зародилась, по признанию самого Рериха, мысль об особом охранении культурных сокровищ, но и был пройден определенный этап, когда идеи, в том числе и возникавшие ранее, теперь начали получать практическое осуществление, приведя в 1935 году к принятию Пакта Рериха ― первого в истории международного документа об охране культурных ценностей.

Однако сообщение не будет полным, если не сказать для чего, собственно, охране памятников придается такое значение. По мнению Николая Константиновича, бережное отношение к культурным сокровищам есть непременное условие и один из первых шагов, который люди должны сделать на пути от человека разумного к человеку духовному.

"Для того, чтобы сковалась стройная эпоха творчества, нужно, чтобы вслед за художниками все общество приняло участие в постройке храма. Не холодными зрителями должны быть все люди, но сотрудниками работы..."[10]

"Всему народу пора начать понимать, что искусство не только там было, где оно ясно всем: пора верить, что гораздо большее искусство сейчас скрыто от нас временем. И многое ― будто скучное ― озарится тогда радостью проникновений, и зритель сделается творцом"[11].

Скородумов С.В.

Председатель Ярославского Рериховского общества “Орион”.

Н.К.РЕРИХ И ЯРОСЛАВСКИЙ КРАЙ

Экспедиция Николая Константиновича Рериха 1903―1904 гг. по Руси во многом остается для нас “терра инкогнита”, и мы еще, к сожалению, не можем выстроить точный маршрут, по которому она проходила. Публикаций на эту тему пока очень мало, а работа в архивах еще только начинается, поэтому многое, по-прежнему, остается на уровне предположений. Тем не менее, некоторые предварительные выводы мы уже можем сделать.

Экспедиция Н.К.Рериха 1903―1904 гг. имела в его жизни огромное значение. Достаточно сказать, что память о посещении городов Центральной Руси отзывается в очерках Николая Константиновича Рериха даже через три семилетия. Так, например, будучи в Индии, в княжестве Сикким, он в восхищении восклицает: “Вот они, мои милые новгородские и ярославские дверки. Вот она, прекрасная фресковая живопись”[12]. На маршруте Центрально-Азиатской экспедиции, в Кашмире, дворец махараджи вызывает у Николая Константиновича воспоминания о России: “Пузатые белые колонки; мелкая роспись орнаментов; крутые каменные лесенки; золоченая крыша храма; скрипучие расписные ставни окон; заржавленные замки; низкие дверки “с поклоном”, резные балюстрады, покосившиеся плиты каменных полов, запах старого лака, мелкие стекла оконцев. Где же мы? В Ростовском Кремле? В суздальских монастырях? В ярославских храмах?”[13]

Другими словами, экспедиция 1903―1904 гг., и мне хотелось бы подчеркнуть это, имела гораздо большее значение, чем нам это сегодня представляется.

Посещение Н.К.Рерихом Ярославского края имеет несколько интересных особенностей. Наш край ― это земля Преподобного Сергия Радонежского, который родился и провел юные годы под Ростовом. Мы уже знаем, какую огромную роль играет Преподобный Сергий в творчестве всей семьи Рерихов. В какой-то мере, можно сказать, что под знаком Преподобного Сергия проходила вся экспедиция. У Людмилы Васильевны Шапошниковой, в книге “Мастер”, все это описано очень образно, емко и глубоко.

В истории Николая Константиновича интересуют в первую очередь строительные моменты, т.е. моменты, связанные с культурным строительством Руси. Все города, которые он посещает, имеют отношение к этим строительным моментам, а любое строительство нуждается в Строителе. Н.К.Рерих Строителем русской духовной культуры называл Преподобного Сергия Радонежского[14].

Хотелось бы отметить, что во время путешествия Н.К.Рериха по Ярославскому краю раскрываются, пожалуй, все грани его деятельности. Это, во-первых, прекрасные живописные полотна; во-вторых, археологические раскопки и, конечно же, общественная деятельность по защите памятников культуры.

В последнее время сформировалось мнение, что экспедиция 1903 года началась с г.Владимира[15], однако я считаю, что именно Ярославль стал первым городом, который посещает Николай Константинович Рерих во время своего путешествия. В подтверждение этого я бы привел такой факт: публикация во “Владимирской газете” о предстоящем визите Н.К.Рериха состоялась на две недели позже, чем в ярославской газете “Северный край”[16]. Кроме того, между Санкт-Петербургом и Ярославлем уже в 1903 году существовало прямое железнодорожное сообщение. И начать маршрут с Ярославля было бы особенно удобно.

Вероятно, Николай Константинович проводит в Ярославле всего несколько дней, но за это время он успевает изобразить на своих полотнах прекрасные очертания ярославских храмов. Церковь Святого Власия в Ярославле уже не существует и осталась только на полотне художника. На этом месте сейчас находится гостиница “Ярославль”.

“Церковь Рождества Христова” ― как раз та самая картина, любуясь которой, мы можем поговорить о судьбе “Архитектурной серии”. Напомню: в 1904 году в Америке предполагалась большая выставка картин русских художников. В числе этих работ были 83 этюда Рериха. Импресарио выставки некто Э.М.Гринбальд (или Гринвальд), не смог уладить все формальности, и с американской таможней возникли большие проблемы. В конце концов, выставка была распродана с аукциона в Сент-Луи[17].

В середине ХХ в. ближайшая сотрудница Николая Константиновича, Кэтрин Кемпбэлл-Стиббе, выкупает часть этих картин и впоследствии дарит их Музею Востока. Вероятно, в результате всех этих передвижений многие картины меняют свое первоначальное название.

В результате многие картины Н.К.Рериха (“Архитектурная серия”) экспонируются в Музее Востока и репродуцируются под неправильными названиями. Характерным примером может служить так называемая “Церковь Рождества Богородицы”. На самом деле на этой картине изображена ярославская церковь Рождества Христова. Конечно, Николай Константинович такой неточности в названии допустить не мог, тем более что церковь Рождества Богородицы в Ярославле на самом деле существовала на расстоянии около километра от церкви Рождества Христова.