Смекни!
smekni.com

Ценности иудейского наследия (стр. 3 из 6)

З.Фуксон цитирует мидраш: Чем возбуждены народы? На что похоже нечестивые? На кузнечиков в банке, которые скребутся, чтобы выпрыгнуть (Мидраш 2,2)

«Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной; Твой жезл и Твой посох - они успокаивают меня.» (Пс. 22:4)

4. "Не убоюсь…" – одного праведника спросили, почему он не боится диких животных. Тот ответил, что если сердце человека преисполнено страхом перед Всевышним, то в нем не остается страха ни перед чем иным (Ялкуи Элиэзер).

«Как стадо, вел Ты народ Твой рукою Моше (Моисея) и Аарона.» (Пс. 76:21)

"Как стадо… Моше и Аарон" – как овец не пускают под крышу, так и народ Израиля 40 лет после Исхода из Египта ходил по пустыне. Как овцам в пустыне не делают запасов, так и народ Израиля во время пребывания в пустыне не делал запасов (в пустыне израильтяне собирали манну ровно на один день). Как овцы идет туда, куда ведет их пастух, так 40 лет народ Израиля шел за Моше и Аароном (Танхума)." (Комментарий Меира Левинова http://machanaim.org/tanach/n3-thil/indn3_077.htm)

«Все наши праотцы были пастухами овец, и Мидраш говорит о них: «Кто ощущал себя подобным овцам? Это Авраам, Ицхак и Яаков…» И подлинная природа человека – его сущность – быть как овца, следующая за пастухом, у которой нет никаких вопросов и сомнений, ибо она проникнута абсолютным доверием.» (Рав Штерн. Имрей Ицхак. Цит. по: Самуил Ципен. И будут говорить, что это я… Не верьте. Рига, 2005, с. 273)

Молитва - как фимиам (воскурение - кторет)

«Да направится молитва моя, как фимиам (воскурение - кторет), пред лице Твое, воздеяние рук моих - как жертва вечерняя.» (Пс. 140:2)

"Мидраш Танхума устанавливает, что еврейское слово кторет составляет акростих, состоящий из начальных букв следующих четырех еврейских слов: К — «кдуша» (святость), Т — «таара» (чистота), Р — «рахамим» (милость) и Т — «тиква» (надежда)." (http://www.moshiach.ru/lesson/prayer/1120_64_19.html)

"А в Иерусалиме даже невесты не пользовались ароматизированной косметикой, потому что воздух в городе был буквально пропитан запахом кеторет (благовоний), исходящим из Храма." (Талмуд. Трактат Йома. Лист 39 http://www.evrey.com/sitep/talm/index.php3?trkt=yomah&menu=82#36)

В Вавилоне

«При реках Вавилона, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе;» (Пс. 136:1)

Раби Йоханан бен Заккай говорил:

- Почему местом изгнания народа Израильского избран был Вавилон преимущественно перед другими странами ? Потому что род Авраама происходил оттуда. Куда отсылает муж согрешившую перед ним жену?

- В дом отца ее. (Тосеф., Б.К.)

Почему Израиль назван червем?

«Не бойся, червь Иаков, малолюдный Израиль, - Я помогаю тебе, говорит Господь и Искупитель твой, Святый Израилев.» (Ис. 41:14)

В Мидраше Танхума можно прочитать такой комментарий: "Не бойся, червь Иаков," - говорит пророк (Исайя, 41). Почему Израиль сравнивается с червем? Поскольку маленький червь способен разрушить большой кедр, не имея никакого иного оружия, чем свой маленький слабенький ротик, так и Израиль способен одержать победу над своими врагами безо всякого оружия, с помощью сильных молитв, исходящих из пламенеющих сердец.

Как величественна вера! Она дает счастье и спасение. Вера Авраама была вменена ему в праведность. По вере израильтяне были избавлены из Египта. (Исх. 14:31) По вере у Красного моря они перешли его и пришли в Землю Обетованную. Господь хранит верных. (Пс. 30:24) Праведный своею верою жив будет. (Авв. 2:4) Спасение Израиля произойдет по вере. <...> О вере Давид говорит: «Вот врата Господа; праведные войдут в них.» (Пс. 117:20) (Мидраш Танхума http://sacred-texts.com/jud/midrash.htm)

Иудейская традиция о Святом Духе

«Благочестие ведет к Духу Святому.» (Мишна Сота 9:15) (Шапиро Рами. Хасидские притчи. М.: София, 2005, с.142)

"Рабби Йошуа бен Леви сказал: "Когда человек идет по дороге, ангелы идут впереди него и говорят: "Верши путь именем Святого Духа, будь Он благословен" (Дварим Рабба) (Мудрость иудаизма/Дэн Кон-Шербок., М.: АСТ: Астрель, 2008, с.96)

"Святой Дух не остается там, где праздность, или печаль, или сквернословие, или фривольность, или пустословие. Но только там, где живет радость." (Мидраш на Псалмы) (Там же, с.91)

"И не расслышал он (Ицхак) голоса Духа Святого..." (Пиркей де-рабби Элиэзер; Танхума) (к Быт. 27) (Притчи мидрашей. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005 - с.60)

«Все, что делают цадики, делают они силой Духа Святого.» (Танхума, Ва-Йехи 13) (Шапиро Рами. Хасидские притчи. М.: София, с.142)

Кумранская община о Святом Духе

"6. Благодарю Тебя, Господи, что Ты поддержал меня своей силою и Дух
7. Твой Святой вдохнул Ты в меня, и не пошатнусь." (Благодарственные гимны. Гл. 7 http://apokrif.fullweb.ru/kumran/gymns.shtml)

"От юности моей Ты сиял мне разумом Твоего суда,
32. и прямой истиной Ты поддержал меня. Твоим Святым Духом Ты тешишь меня и доныне..." (Гл. 9, там же)

"6. И оно (свидетельство) пребудет,
10. и нет иного, и, кроме Него, не было и не будет больше, ибо Бог з[на]ний
11. утвердил это и никто другой узнал я Тебя, Боже мой, духом,
12. [ко]торый Ты дал мне. И удостоверенное я услышал ради Твоей дивной тайны. Твоим Святым Духом

13. [рас]крыл Ты внутри меня знание в тайне Твоего разума, и источник мо[щи]..." (Гл. 12, там же)

"7. и укрепиться Духом Св[ятым]... и прильнуть к истине Твоего Завета и... истиной и полным сердцем и любить..."

"И да знаю я, что неправ человек, помимо Тебя, и да умолю Тебя духом, который дал Ты [мне], чтобы исполнить
12. [мило]сти Твои вместе с... очистить меня Твоим Святым Духом и приблизить меня к Твоему благоволению, по великой милости Твоей..." (Гл. 16, там же)

Порец (Стенорушитель) (Миха, 2:13)

"Непременно соберу всего тебя, Иаков, непременно соединю остатки Израиля, совокуплю их воедино, как овец в Восоре, как стадо в овечьем загоне; зашумят они от многолюдства. Перед ними пойдет стенорушитель (порец); они сокрушат преграды, войдут сквозь ворота и выйдут ими; и царь их пойдет перед ними, а во главе их Господь." (Мих. 2:12,13)

Немного другой перевод стиха 13 в Танахе (перевод Давида Йосифона):

"Поднялся пред ними проламывающий (стены); проломили и прошли; (проломили) ворота и прошли в них; и царь прошел пред ними, и Господь - во главе них."

Параллельные места в Танахе и Брит Хадаша

«И сказал: поднимайте, поднимайте, ровняйте путь, убирайте преграду с пути народа Моего. Ибо так говорит Высокий и Превознесенный, вечно Живущий, - Святый имя Его: Я живу на высоте [небес] и во святилище, и также с сокрушенными и смиренными духом, чтобы оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушенных. Ибо не вечно буду Я вести тяжбу и не до конца гневаться; иначе изнеможет предо Мною дух и всякое дыхание, Мною сотворенное. За грех корыстолюбия его Я гневался и поражал его, скрывал лице и негодовал; но он, отвратившись, пошел по пути своего сердца. Я видел пути его, и исцелю его, и буду водить его и утешать его и сетующих его.» (Ис. 57:14-18)

«Итак помните, что вы, некогда язычники по плоти, которых называли необрезанными так называемые обрезанные плотским [обрезанием], совершаемым руками, что вы были в то время без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире. А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою. Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением (точнее: закон заповедей в учении), дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир,» (Еф. 2:11-15)

Здесь "закон заповедей" - человеческие установления.

Как раввины понимали слово "стенорушитель"?

"Стенорушитель поднялся: Их спаситель, который разрушит ограду... чтобы выпрямить путь перед ними." (Раши http://www.chabad.org/library/bible_cdo/aid/16188/showrashi/true)

"Метсудат Давид, популярное иудейское толкование пророческих и исторических книг XVII века, объясняет пророчество Михея следующим образом: «Перед спасением явится Илия, чтобы обратить сердца народа Израильского к их Небесному Отцу и чтобы стать предвестником спасения для них... но под “царем” подразумевается Мессия-Царь, и Господь придет еще до них всех, потому что в то время Он также пошлет Свой Святой Дух обратно на Сион»." (Ристо Сантала. Мессия в Ветхом Завете в свете раввинистических писаний http://www.myzion.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=317&Itemid=25)

Бен Перец (сын Фареса)

«Но он возвратил руку свою; и вот, вышел брат его. И она сказала: как ты расторг себе преграду (прорвался (пошел напролом) - Раши)? И наречено ему имя: Перец (Фарес).» (Быт. 38:29)

Имя Перец (Фарес) мы встречаем в родословной Мессии Йешуа: «Йеhуда (Иуда) родил Переца (Фареса)...» (Мф. 1:3)

"«Печать Мидраша» — р.Танхума Бар Абба (R.Tanhuma Bar Abba) снова и снова говорит о Мессии в связи с Фаресом. «Он — окончательный Спаситель, Мессия-Царь». Танхума констатирует, что существуют такие грешники, которые в результате своего падения теряют очень много, и такие, которые в результате своих преступлений выигрывают. «Таким образом, Иуда выиграл, потому что от него произошел Фарес и Есром, от которого, в свою очередь, произошел Давид и Мессия-Царь — Тот, Кто спасет Израиль. Посмотрите, как велики трудности, произведенные Святым Богом до того, как Он произвел Мессию-Царя от Иуды, Мессию, о Котором написано: “Дух Господа Бога на Мне...”»

Мидраш Рабба (Брейшит 85:1) обсуждает этот стих более глубоко. Прежде всего, делается наполовину шуточное замечание, что «Иуда был озабочен своей женитьбой, в то время как Святой Бог, да будет Он благословен, создавал свет Мессии». Одна из раввинистических толковательских работ, известная под названием «Священнический дар» (The Priestly Gift), говорит об этом следующее: «Последний Спаситель — это Мессия, Сын Давидов, Который происходит от сына Иуды — Фареса», и Мидраш продолжает: «Это Мессия-Царь, как написано: “И произойдет отрасль от корня Иессеева...” и “Жезл силы Твоей пошлет Господь с Сиона...”» (Ис.11:1 и Пс.109:2).