Смекни!
smekni.com

Ценности иудейского наследия (стр. 4 из 6)

Раввинистические истолкования добавляют: «Это Мессия, Который явится вскоре, ибо о Нем написано: “Перед ними пойдет стенорушитель (в еврейском языке это слово porets, которое имеет тот же корень, что и слово Фарес); они сокрушат преграды...”» (Мих.2:13). РаМБаН (рабби Моше бен Нахман), живший ближе к концу XIII столетия, описывает рождение Фареса следующим образом:«Он был окружен барьером, и заключен внутри этого кольца. Вот почему сказано: “...как ты расторг себе преграду?”». Фарес был первенцем: «Первенцем, силой Всевышнего, как написано: “... Я дам ему первенца сына”. Это было написано о святом человеке, который должен прийти, — Давиде, Царе Израильском, да продлятся годы его. Имеющий мудрость да поймет»." (Ристо Сантала. Мeссия в Ветхом Завете в свете раввинистических писаний. Глава 3, часть 1 http://www.myzion.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=317&Itemid=25)

"Говорит Мидраш: «Прежде чем родился первый поработитель - фараон, родился последний спаситель» - Перец, от потомков которого произойдет Машиах. Рождением Переца Всевышний создал, говоря языком Мидраша, «свет Машиаха» и, тем самым, ограничил египетское изгнание и все последующие изгнания вплоть до сегодняшнего - «послал лекарство прежде болезни». «Свет Мошиаха» дает евреям силу на то, чтобы, даже находясь в голусе, «прорвать» [»лифроц» -отсюда и имя Перец] все границы и продолжить, несмотря ни на что, служение Всевышнему, приблизить приход Машиаха, про которого сказано: «Поднялся прорывающий (порец) пред ними»." (http://www.chassidus.ru/nedelnaya_glava/voschozhdeniye/sicha/vayeshev.htm)

"[2. И это начало пути Машиаха]

История Иеhуды и Тамар, даже прочитанная просто как семейная драма, захватывает читателя динамичностью сюжета, величием и благородством поступков. Однако, мы будем впечатлены еще более, когда осознаем эту драму как первый шаг в появлении Машиаха: ведь именно от брака Иеhуды и Тамар родился Перец, а от него произошли Боаз, Давид, Соломон и далее весь род еврейских царей, вплоть до будущего царя-Мессии. История возникновения еврейского царского дома не предстает перед нами здесь простой и спокойно-добропорядочной, она постоянно балансирует на грани нравственно допустимого (правда, не переходя ее). Но именно в такой пограничной ситуации рождаются энергия и сила, способные далее дать жизненный импульс миру и повести его за собой." (Рав Яаков Фильбер. Обработка Пинхаса Полонского. Два урока еврейскому царю http://www.machanaim.org/tanach/_weekly/vayeshf0.htm)

Имена Машиаха в Талмуде и мидрашах

Талмуд

В Талмуде (трактат Сангедрин 98б) перечисляются пять имен Машиаха: Шило, Йиннон, Ханина, Менахем, "прокаженный".

“Рав сказал: мир был сотворен только ради достоинства Давида, и Шмуэль сказал: ради достоинства Моисея, и р.Йоханан сказал: ради Мессии. Как его имя? В школе р.Шелы говорили: его имя Шило, как сказано: “покуда не придет Шило (примиритель ?)” (Быт. XLIX,10).

В школе р.Янная говорили: его имя Йиннон, как сказано: “Будет имя его вовек, доколе пребывает солнце, имя его Йиннон (пребудет)” (Пс. LXXII,17). В школе р.Ханины говорили: имя его Ханина, как сказано: “ибо Я не дам вам Ханина (милости)” (Иер. XVI,13). Есть также и такие, которые говорят, что имя его Менахем сын Хизкийи, как сказано: “ибо далек от меня утешитель, который оживит душу мою” (Плач Иер. I,16) (Сангедрин 98б)." (http://iampolsk.narod.ru/contacts.htm)

Еще одно имя Машиаха, упомянутое в этом трактате - "прокаженный": «Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, [что] Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом.» (Ис. 53:4)

Имена Машиаха в мидрашах

"Мидраш (Мидраш Мишле 57а) добавляет: "Мессия назван восьмью именами: йинон, цемах, пеле, йо'ец, машиах, эль, гибор и ави ад шалом". Мессия также описан в Иеремии 23:5-6, где ему дано имя "ГОСПОДЬ - оправдание наше", снова указывающее на его сверхъестественную природу. Мидраш (на Плач Иерем.1:16) принимает это во внимание и комментирует: "Каково имя Царя Мессии? Рабба Абба, сын Каханы, говорит: 'ГОСПОДЬ - имя его, ибо написано: "...вот - имя его, которым будут называть его: "ГОСПОДЬ - оправдание наше" "Талмуд (Бава Батра 75б) также отмечает, что одним из имён Мессии является "ГОСПОДЬ - оправдание наше"." (Джон Фишер. Комментарии раввинов к мессианским пророчествам http://www.orhaolam.org/new/yeshua/commentaries.htm)

"Согласно Мидрашу, Царь, который избавит нищего и угнетенного, — это Мессия, «ибо написано: “Произойдет отрасль от корня Иессеева... Он будет судить бедных по правде...”» (Ис.11:1,4). Весь псалом, говорит Мидраш, — это «прославление Мессии-Царя». Стих 17 на иврите звучит следующим образом: «Еще до того, как было солнце, Его имя было Yinnon», что значит: «да будет он расти» — одно из восьми ветхозаветных имен, означающих «отрасль», как в приведенном фрагменте Книги Исаии. Мидраш также считает, что это имя было дано Мессии «до сотворения мира».

РаШИ ссылается на 71-й псалом в своем истолковании Михея 5:2, где говорится о Владыке Израиля, Который родится в Вифлееме и «Которого происхождение из начала, от дней вечных». Согласно РаШИ, Он является «Мессией, Сыном Давидовым, как говорит псалом 117, он есть “камень, который отвергли строители”, и Его происхождение от древних времен, ибо “еще до того, как было солнце, Его имя было Yinnon”»." (Ристо Сантала. Мессия в Ветхом Завете в свете раввинистических писаний http://www.myzion.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=319&Itemid=25)

Ценности еврейской семьи

Кто богат? "...Тот, чья жена ласкова и добра"

В Брит Хадаша (Новом Завете) сказано: «Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя.» (Еф. 5:28)

В еврейской традиции любовь и уважение к жене играет большую роль. В Талмуде сказано, что муж должен любить свою жену, как самого себя, а уважать больше, чем самого себя (Йевамот, 62б, Сангедрин, 76б).

'' "Мужчина должен есть и пить меньше, чем ему позволяют средства; одеваться так, как ему позволяют средства; уважать жену и детей больше, чем позволяют ему средства" (Хулин, 846). Это значит, что человек должен прилагать все силы (даже в ущерб своим собственным потребностям), чтобы его жена и дети получали все необходимое.

"В делах домашних... мужчина должен следовать совету жены..." (Бава мециа, 59а).

"Мужчина должен быть добр и непривередлив в доме своем" (Бемидбар раба, 89).

"Кто богат?" <...> Раби Акива сказал: "Тот, чья жена ласкова и добра" (Шабат, 25б). " (Хаим Донин. Быть евреем. Глава 7. Семейная жизнь: ключ к счастью http://www.istok.ru/jews-n-world/Donin/Donin_7.shtml)

Роль брака

В еврейской традиции брак играет важную роль. "Согласно еврейскому представлению, взаимоотношениями, похожими на взаимоотношения между человеком и Б-гом, является брачный союз между мужчиной и женщиной. "Если муж и жена этого заслуживают, Божье Присутствие пребывает с ними" (Сота 17а). "Человек не может жить без жены, женщина не может жить без мужа, и двое не могут жить без присутствия Б-га" (Брахот 9:1)" (http://members.aol.com/Agunah/marriage.htm)

"На каждой еврейской свадьбе мы слышим молитву о том, чтобы Всевышний сделал новую супружескую пару такой же счастливой, какими были первые мужчина и женщина в саду Эдена. В этом благословении первая на свете пара, Адам и Хава, называется реим ааувим (возлюбленные друзья). Эти слова описывают два основных предназначения, во имя которых создается семья: муж и жена помогают друг другу (реим), и они любят друг друга (ааувим). <...> Муж и жена заслуживают права стать реим ааувим, то есть идеальными и идиллическими возлюбленными друзьями, которые олицетворяют человечество в его совершенном состоянии. Подробнее: (р. Аарон Фельдман "Река, котел и птица". ч.13: Скрепляя узы http://toldot.ru/rus/articles/art/4728)

Когда в семье существуют хорошие взаимоотношения, существует баланс между собственными интересами и интересами супруга(и). Отличный пример мы видим в еврейской традиции. Хорошо известны три вопроса Гиллеля:

"Если не я за себя, кто за меня?

И если я только за себя, то кто же я?

И если не сейчас, то когда?" (William Berkson. Jewish Family Values Today http://mentsh.com/PDFwebfiles/Jewish_Family_Values_Today.pdf)

Рамбан говорил: "Знайте, что акт соединения (брачный союз - прим. В.Н.) чист и священен, если осуществлен должным образом, в должное время и с должными намерениями." ((Рамбан, Игерет ха-Кодеш). Цит. по: Теила Абрамов. Секрет еврейской женственности. Израиль, с.24)

Молитва о детях

Хана Сара Редклиф в статье "Быть еврейскими родителями - что это значит?" приводит молитву о детях, которую составил Хазон Иш:

"Да будет Твоя воля, Ашем, наш Б-г, сжалиться над моим ребенком (имя), склонить его сердце к любви к Тебе, и к страху перед Тобой, и к желанию усердно трудиться над Твоей Торой. Устрани с его пути все препятствия, которые могут сломить это желание, и сделай так, чтобы все и вся на этом пути приближало его к Твоей Святой Торе." (Хазон Иш, Ковец игрот N 74. Цит. по: Хана Сара Редклиф "Быть еврейскими родителями - что это значит?" http://toldot.ru/rus_articles.php?art_id=1084)

О воспитании

Ниже помещены несколько важных советов о воспитании из Танаха (Ветхого Завета), Брит Хадаша (Нового Завета) и других источников.

«Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится.» (Прит. 22:6)

«И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем.» (Еф. 6:4)

"То, что ребенок говорит на улице, — он слышит у себя дома". (Сукка 65б. Цит. по: Хана Сара Редклиф. "Любовь и власть в еврейском воспитании. Чистота речи." http://toldot.ru/rus_articles.php?art_id=1046)

"7. <...> (а) Каковы обязанности отца по отношению к сыну? Он обязан обрезать его, выкупить (если он первенец), преподать ему Тору, научить его ремеслу и женить его; некоторые говорят: он обязан также научить его плавать. Р.Иуда говорит: кто не научил сына своего ремеслу, научил его разбою.

Раббан Гамалиил говорит: чему подобен тот, кто знает ремесло? Винограднику, окруженному забором, или арису (5 лоз, посаженных в ряд), окруженному оградой. <...> Р.Иосе говорит от имени раббана Гамалиила: чему подобен тот, кто владеет ремеслом? - Женщине, у которой есть муж: наряжается ли она или не наряжается, на нее мало кто обращает внимания, а если она и не наряжается, то не боится (невнимания мужчины); а чему подобен тот, кто не владеет ремеслом? - Женщине, у которой нет мужа: наряжается ли она или не наряжается, все следят за ней, а если она не наряжается, то боится (невнимания мужчины). <...>