Смекни!
smekni.com

Ценности иудейского наследия (стр. 6 из 6)

Зависть

Коhелет (Экклезиаст) говорил:

«Видел я также, что всякий труд и всякий успех в делах производят взаимную между людьми зависть. И это - суета и томление духа!» (Еккл. 4:4)

Из-за чего братья продали Йосефа (Иосифа) в Египет? Из-за зависти.

С чего начинается зависть? Вспомним, как царь Шаул (Саул) начал завидовать Давиду:

7 И восклицали игравшие женщины, говоря: Шаул (Саул) победил тысячи, а Давид - десятки тысяч!
8 И Шаул (Саул) сильно огорчился, и неприятно было ему это слово, и он сказал: Давиду дали десятки тысяч, а мне тысячи; ему недостает только царства.
9 И с того дня и потом подозрительно смотрел Шаул (Саул) на Давида.
(1Цар.18:7-9)

Гордыня, свое "я" у Шаула (Саула) возбудили зависть.

Давайте обратим внимание и на эти строки:

28 И увидел Шаул (Саул) и узнал, что Господь с Давидом, и что Михаль (Мелхола), дочь Шаула (Саула), любила [Давида].
29 И стал Шаул (Саул) еще больше бояться Давида и сделался врагом его на всю жизнь.
(1Цар. 18:28,29)

«Кроткое сердце - жизнь для тела, а зависть - гниль для костей.» (Прит. 14:30)

«Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину. Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская, ибо где зависть и сварливость, там неустройство и всё худое.» (Иак. 3:14-16)

Обратите внимание: ни Йосеф (Иосиф), ни Давид не отвечали злом за зло. Они отвечали добром, а не злом!

Первосвященники предали Мессию Йешуа из-за зависти: "Ибо знал, что первосвященники предали Его из зависти." (Мар.15:10)

Зависть, как и другие дела плоти, перечислены в Послании Галатам. Рав Шауль говорит: «<...> Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют.» (Гал. 5:21)

Из традиции

Раби Эльазар Гакапар говорил: «Зависть, сладострастие и честолюбие сживают человека со света» (Пиркей авот, 4:21) (http://www.chassidus.ru/library/avot/4.htm)

"Зависть /кин'а/ - это ветвь гнева, и никто не избежал ее. Ибо мы видим, что люди тянутся друг за другом, подражают друг другу: видя, что другой приобрел нечто - еду или одежду, или новый дом, или деньги, - человек старается добыть такое же. Потому что он думает: "У него это есть, - так и у меня будет такое же!" Об этом говорит царь Шломо: "И видел я, что всякий труд и всякое умение в работе - от взаимной зависти" (Коэлет 4; 4). Тот, в ком это качество преобладает, - достоин порицания. Потому что зависть приводит к возжеланию чужого. А если человек не обращает внимания на то, что есть у других, - он не желает чужого. Но вот он тянется за чужим и завидует тому, что есть у ближнего, - значит, он желает чужого. А ведь Закон гласит: "Не возжелай жены ближнего твоего <...> и ничего, что у ближнего твоего" (Шмот 20; 14). А когда желает, то отбирает, как написано: "И возжелали поля, и ограбили" (Миха 2; 2). Тот, в ком преобладает желание чужого, близок к тому, чтобы преступить все Десять Заповедей." (Орхот цадиким http://toldot.ru/rus/articles/art/2781)