Смекни!
smekni.com

Тимофеевой Светланы Ученицы Лыкошинской школы инт. №2 «История Иверского храма» (стр. 6 из 7)

Встречали икону всем селом, съезжались люди из деревень. Звонили колокола. Было очень торжественно и красиво. В храме проходило богослужение и монахи отправлялись дальше, а народ сопровождал их на всём пути, присоединяясь к крестному ходу.

Архимандрит Лаврентий погребён в западном притворе Успенского собора.

Валдайский Иверский Святоозёрский Богородицкий мужской монастырь.

Основал Святейший Патриарх Никон. За долгие годы своего Патриаршества он основал три великих монастыря: Иверский Святоозёрский (по образу и подобию Иверского монастыря на Святой горе Афон), Воскресенский Ново – Иерусалимский (по образу и подобию Храма Гроба Господня в Иерусалиме) и Кийский Крестный монастырь в Архангельской области.

Святейший Патриарх Никон был архитектором, устроителем как материального, так и духовного великолепия созданных им обителей.

Святейший Патриарх ещё будучи митрополитом Новгородским во время своих поездок через Валдай в Москву обратил внимание на красоту озера и решил устроить здесь обитель. Запросил план одного из старейших монастырей на Святой Горе Афон, учреждённого в 980 году выходцами из Иверии (Грузии) - Иверского Афонского монастыря.

Это был один из первых монастырей, который строился строго по плану. Целиком воспроизвести Иверский монастырь на Святой горе Афон не удалось, так как рельеф имеет свои особенности.

В 1653 году начали постройку монастырских храмов и зданий. Главный храм Никон решил не копировать, он хотел, чтобы храм был выдержан в русском стиле. Тогда за основу были взяты чертежи Успенского собора Московского Кремля. Построен был храм за два года.

Грандиозный пятиглавый собор, сооружённый в 1655 – 1656 годах московским зодчим Мокеевым, первоначально был освящён во имя Иверской иконы Божией Матери, а с 1710 года стал именоваться Успенским.

15 (28) августа 1656 года

в монастырь прибыла

Иверская икона

Божией Матери. Это был

список с чудотворной

иконы – «Вратарницы»

Афонского Иверского

монастыря.

Принято считать, что этот

список был выполнен

в 1656 году русскими

мастерами, направленными

Патриархом Никоном

В Афон. Но есть другое мнение, что Никон заказал этот список афонскому монаху Иамвлиху Романову.

Патриарх Никон торжественно освятил новосозданную обитель, приказал перенести сюда из Боровичского монастыря мощи святого Иакова.

Первыми монахами монастыря были монахи – белорусы, которых притясняли католики. Никон перевёл их в Иверский монастырь. Они на память о родине привезли 2 воза семян тюльпанов. Именно с этого момента тюльпаны стали визитной карточкой монастыря.

Во время нашей поездки в монастырь, мы видели напротив алтаря сохранившуюся фреску 19 века, где изображён Святейший Патриарх Никон.

Иверский монастырь долгое время не действовал, в советские годы в его стенах располагались различные учреждения, но с 1992 года монастырь возвращён церкви. С этого года началось восстановление монастыря. Благодаря В. В. Путину эта реставрация не затянулась как в других монастырях на долгие годы, а практически завершена. Долгая кропотливая работы предстоит только по восстановлению внутреннего убранства Успенского собора.

Священноархимандритом обители является в настоящее время архиепископ Новгородский и Срарорусский Лев, а наместником – архимандрит Ефрем – благочинный Боровического округа.

Храм во имя Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла на станции Любань Тосненского района Ленинградской области.

В 1867 году на станции Любань по проекту архитектора К. А. Тона была выстроена каменная церковь, в которой установлена мраморная доска с именами строителей Николаевской железной дороги.

Помещение под алтарём было предназначено как усыпальница Павла Петровича Мельникова – первого министра путей сообщения ( в 1862 году Мельников возглавил Главное управление путей сообщения и публичных зданий, которое в 1865 году было переименовано в Министерство путей сообщения. В связи с этим принято считать, что он являлся первым министром путей сообщения).

Вот как вспоминал день похорон любаньский учитель Константин Иванович Смирнов в 1951 году : « Был солнечный летний день 1880 года. Из столицы прибыл специальный поезд. Среди прибывших было много генералов и высших чинов. Собралась и вся Любань. От стоящего на горе, за рекой Тигодой, дома П. П. Мельникова к церкви на полтора километра растянулась похоронная процессия. По обеим сторонам дороги стояла масса народа. Впереди процессии несли подносы с серебряной и медной мелочью. Эту мелочь кидали пригоршнями на дорогу ребятишкам. Дальше шли военные с венками. За ними старшие офицеры и генералы держали на руках гроб с телом покойного. За ними ехал катафалк, запряжённый четвёркой лошадей. Дальше шли высокие чины с лентами через плечо и при орденах, военные средних и младших званий и множество простого народа.

Позади – духовой оркестр.

В церкви после заупокойной службы гроб был предан земле под алтарём церкви. Позже на могиле установили мраморную плиту с надписью».

В 1954 году Мельников был перезахоронен в сквере на привокзальной площади.

На месте нового захоронения установили бронзовый бюст.

3 августа 2002 года в день рождения, совпадающий с днём смерти по благославлению правящего архиерея митрополита Владимира и с разрешения Министерства Путей Сообщения, местных властей, тело Павла Петровича было возвращено на место первоначального захоронения под алтарём церкви. Установлена плита с соответствующей надписью. У могилы Мельникова установлен канон, где настоятель храма и прихожане совершают панихиды в установленные дни: 12 июля святых апостолов Петра и Павла день Его Ангела , а также 3 августа в день рождения, смерти и перезахоронения праха первого министра.

Восстановление церкви велось в 1989 – 1999 годах на средства МПС и Октябрьской железной дороги. Освящена в сентябре 1999 года.

Любаньская Петропавловская церковь – это единственная Железнодорожная церковь России. Поэтому здесь «произносятся прошения о здравии всех начальствующих, труждающихся и путешествующих» по Октябрьской железной дороге и «об упокоении Раба Божьего Павла и всех погибших на этой дороге».

Легенды, связанные с Иверским храмом.

Легенда первая.

В начале 80-х годов XIX века одна жительница станции Валдайка полоскала бельё на речке и вдруг увидела, как по реке плывёт икона. Она выловила её. Это была икона из Иверского монастыря. Сбежавшиеся на зов женщины, жители станции решили, что это знак свыше и решили напротив этого места возвести храм.

Это событие случилось

на этом месте.

Легенда вторая.

Иверский храм имеет подземный ход из усыпальницы Панаевых в лес. Многие поколения жителей посёлка искали этот ход. Ребятишки ищут этот подземный ход до сих пор.

Легенда третья.

В берёзовой роще, окружающей храм, зарыт шрифт рукописи Владимира Ильича Ленина. Случилось это в 1896 году. Тогда Надежда Константиновна Крупская, жившая на Валдайке, узнала о намечающемся обыске, и чтобы сохранить шрифт, закопала его с родственницей Книповичей курсисткой Лидией Лиморенко в роще. Шрифт этот искали неоднократно краеведы Окуловки , Ленинграда и местные жители. Но он до сих пор не найден. Возможно, это только легенда.

Легенда четвёртая.

Храм построили масоны. Это утверждали гости из Германии, осматривающие храм. Они считают, что храм имел выходы из алтаря, а это характерно для масонских храмов. Запасные выходы из храма они делали для того, чтобы в любой момент можно было скрыться от преследования.

Легенда пятая.

Панаевы, похороненные под алтарём, лежали в хрустальных гробах, которые висели на цепях. Об этом нам поведала Бурмистрова Вера Алексеевна, которая якобы сама это видела, когда, будучи ещё ребёнком, спускалась после закрытия храма в усыпальницу. А пол и стены усыпальницы , по её словам, были выложены чёрным мрамором. В это время храм уже был превращен в склад и там хранили зерно. Отец девочки был завскладом и она там часто бывала.

Легенда шестая.

В усыпальнице Панаевых спрятан клад. Его долго и упорно искали местные жители, перерыли весь склеп, вскрывали гробы. Клада, естественно, не нашли.

Легенда седьмая.

Монахи, сажавшие берёзовую рощу вокруг храма, посадили берёзки так, чтобы аллеи были в виде креста. В данный момент аллеи в роще вообще не просматриваются.

Заключение.

Ценой израненного сердца,

Ценой унынья и обмана –

Встают разрушенные церкви,

Встают поруганные храмы.

Хоть чем-нибудь

помочь России,

Хоть как – нибудь пробиться

к Свету!

И, может быть,

найдутся силы,

И век бесстыдства

канет в лету…

«… Встают разрушенные церкви, Встают поруганные храмы…». Ольга Алексеевна Маркова была права, когда писала эти строки: на Руси началось новое время – возводятся новые храмы, реставрируются старые. Вот ведь отреставрировали Петропавловский храм в городе Любани, построенный по такому же проекту К. А. Тона, что и наш Иверский храм, вновь возвели Храм Христа Спасителя в Москве, взорванный в годы борьбы с религией, бологовцы восстановили Поминальную часовню, часовню Тихона Задонского, идёт речь о восстановлении Храма Цесаревича. Этот перечень можно продолжать, а наш храм ещё ждёт своей очереди. Дождётся ли?..