Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие по дисциплине «Отечественная история» Новосибирск, 2008 (стр. 5 из 31)

Литовские племена жили здесь в глубокой древности, их быт отличался грубостью, дикостью, славяне легко захватывали здесь новые земли.

Варяги (древние скандинавы) не были прямыми соседями славян, но живя за морем оказали большое влияние на становление древнерусской государственности. Они появились среди славян в IX веке в виде военных и торговых дружин. Согласно одной из версий, они и явились тем катализатором, благодаря которому ускорился процесс образования государства Киевская Русь. Как и почему это произошло?

Легенда гласит, а история подтверждает, что славянские народы долгое время платили дань своим соседям. Так, киевляне платили дань Хазарскому каганату, за что хазары прикрывали южные и восточные границы Руси от набегов кочевников. Новгородцы же платили дань воинственным племенам варягов. В IX веке, отказавшись платить им дань, новгородцы оказались неспособными решать свои внутренние проблемы без посторонней помощи. Они обратились к варягам и пригласили их править здесь. Так здесь появились варяжский князь Рюрик с дружиной. После смерти Рюрика его родственник Олег покорил Киев и объединил в своих руках главные города по Великому водному пути «из варяг в греки». Он сбросил Хазарское иго, наладил связи с Византией, укрепил свою страну границами и крепостями, строил новые города. Таким образом, создается мощное и крупное государство.

Принятие Христианства.

Одним из поворотных событий в истории нашего народа было крещение Руси. Принятие христианства (православия) на Руси всегда рассматривалось как событие, которое принесло ей новую историческую судьбу, позволив покончить с языческим варварством и на равных войти в семью христианских народов Европы. До середины Х века на Руси господствовало язычество, поэтому власть первых русских князей носила не только государственный, военно-политический, но и сакральный характер. Прозвище князя Олега «Вещий» свидетельствует о том, что, вероятно князья одновременно являлись жрецами. Первые упоминания о христианах на Руси появляются уже при князе Игоре, его жена княгиня Ольга стала первой христианкой в княжеской династии. Летопись описывает её крещение во время посещения Царьграда (Константинополя). В середине Х веке в Киеве уже существовала христианская община, однако Древняя Русь еще долго была языческой. Переход к монотеистической религии сопровождался становлением нового типа государства на Руси. С принятием православия оно становится доминантной формой объединения (интеграции) Древнерусского государства.

Летописные источники сообщают нам подробности «крещения Руси»: В 987 г. византийский император Василий II просил помощи у русского князя Владимира в подавлении мятежа Варды Фоки, который пытался захватить императорский трон. За эту помощь он обещал отдать в жены киевскому князю свою сестру Анну, но при условии обращения его в православную веру. Князь Владимир помог византийскому императору, окрестился сам и окрестил свою дружину в Византии. А по возвращении из похода женился и в 988 г. окрестил киевлян.

Принятие христианства из Византии, скрепленное браком с представительницей императорского дома, подняло международный престиж Древнерусского государства. Коренным образом изменился международный статус Древней Руси. Об этом свидетельствуют многочисленные династические браки княжеского рода на Руси практически со всеми королевскими домами Западной, Центральной и Северной Европы.

Можно выделить 5 этапов в развитии Киевской Руси:

1. до 882 г. - образование феодального государства со столицей в г. Киеве, которое охватывало еще не всех славян;

2. 882-911 гг.- власть в Киеве захватывает князь Олег;

3. 911-1054 гг.- расцвет Киевской Руси, принятие Христианства Владимиром I в 988 году, принятие первого кодекса законов «Русская правда» Ярославом Мудрым и его сыновьями;

4. 1054-1093 гг. - появление первых элементов распада (политической дезинтеграции);

5. 1093-1132 гг. - последнее усиление Киевской Руси, однако из-за многих причин в 1134 году государство распадается.

Социальный состав Киевской Руси:

- Элита общества - это князья, дружина, из которой формируется совет при князе Боярская Дума;

- Основное население Киевской Руси составляли горожане (ремесленники и купцы), сельчане (крестьяне и ремесленники разных категорий),

- К бесправным слоям населения относятся челядь и холопы.

Политическая структура государства выглядит следующим образом:

- Во главе государства - Великий князь;

- На местах - его наместники;

- Главная опора князя - дружина, старшая часть которой формирует Боярскую Думу и боярство, а младшая - впоследствии составит дворянское сословие,

- В городах князем посажены тысяцкие, сотские, десятские, городские военачальники «старцы градские».

Так выглядит высший военно-правительственный класс.

Следует обратить внимание на внутренние и внешние факторы, способствовавшие возникновению на исходе IX в. политического образования, которое мы, в соответствии с давней научной традицией, именуем Древнерусским государством. В этой связи необходимо обратить внимание на полемику «норманнистов» и «антинорманнистов», о происхождении государственности у восточных славян.

Также стоит иметь в виду, что история Древней Руси, которую обычно начинают со второй половины IX в. и завершают годами монголо-татарского нашествия (1237–1241), – одна из самых дискуссионных областей национального прошлого.

В историографии последних десятилетий утвердилось мнение о том, что древнерусское общество было классовым, развивалось в рамках феодальной общественной формации. Соответственно, и древнерусскую государственность предпочитали рассматривать как политическую систему, оберегавшую классовые интересы феодалов (князей, бояр, церкви). Это мнение восходит к 1930-м гг., когда советские историки разрабатывали марксистско-ленинскую концепцию русской истории.

Однако уже в 50-х гг. учеными была выдвинута гипотеза о верховной феодальной собственности в древней Руси. Так, уже первые известные нам русские князья были верховными собственниками всей русской территории на феодальном праве, а дани, которые они собирали с подвластного населения, были не контрибуцией (платой за мир), а феодальной рентой.

Профессор И.Я. Фроянов выносит начало становления феодализма за пределы древнерусского периода (т.е. IX – первой трети XIII в.). До монголо-татарского нашествия с этой точки зрения русское общество прошло две основные стадии развития. В IX – Х вв. Русь еще оставалась совокупностью племенных союзов. С XI века стала складываться новая социальная система, основанная на территориальных связях. Данная система может быть определена как общинная, но без первобытности.

Таким образом, в XI веке Киевская Русь представляла собой мощное объединение, конфедерацию восточно-славянских племен, объединенных одним языком, единой верой, единой территорией, единой системой налогов киевскому князю, единой системой управления, единым кодексом законов.

Контрольные вопросы к теме № 2:

1. Что такое «норманнская теория» образования древнерусского государства?

2. Какие племена повлияли на этногенез восточных славян?

3. Когда и как образовалось Древнерусское государство?

4. Кто считается основателем Древнерусского государства?

5. Как проходит принятие христианства в Киевской Руси?

6. Каков социальный состав Киевской Руси?

7. Какова политическая структура Киевской Руси?

Рекомендуемая литература к теме № 2:

1. Александров В.Н. Очерки истории княжеской власти на Руси IX-XV в. М., 1995.

2. Вдовина Л.Н., Козлова Н.В., Флоря Б.Н. История России с древнейших времен до конца XVII века. УП. / Милов Л.В. М., 2006 - 762c.

3. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. М., 1989.

4. Ключевский В.О. Курс русской истории // Сочинения, в 9 томах. Т.1. Лекции 8 и 12. М., 1989.

5. Леванов Б.В., Чунаков А.В. История России. Курс лекций. Учебное пособие. М., 2002.

6. Мунчаев Ш.М. История России: учеб. для вузов. / Устинов В.М. - М.: НОРМА, 2003.

7. Орлов А.С. История России: учеб. для вузов. / Георгиев В.А., Георгиева Н.Г. - М.: Проспект, 2006.

8. Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII-XIII в. - М., 1982.

9. Фроянов И.Я. Киевская Русь: Очерки отечественной историографии. - Л., 1990.

Тест к теме № 2

1. В IХ-Х вв. у восточных славян происходит:

А. Норманнское завоевание;

Б. Хазарское завоевание;

В. формирование государства и этноса.

2. Когда христианство стало государственной религией Киевской Руси:

А. В 882 г.;

Б. В 988 г.;

В. в 862 г.

3. При каком князе произошла кодификация законов Древней Руси:

А. Владимир I;

Б. Ярослав Мудрый;

В. Святослав.

4. Бог скота и торговли у восточных славян:

А. Даждьбог;

Б. Макошь;

В. Перун.

5. Укажите правильную последовательность смены первых древнерусских князей:

А. Игорь, Ольга, Олег, Святослав;

Б. Олег, Игорь, Святослав, Ольга;

В. Олег, Игорь, Ольга, Святослав.

6. Что такое «полюдье»:

А. Отработка зависимыми крестьянами полевых работ у князя;

Б. Категория зависимых крестьян;

В. Объезд князем зависимых племен с целью сбора дани.

7. При каком князе Древней Руси приняло христианство:

А. Святославе;

Б. Владимире I;

В. Игоре.

8. Право наследования Великого Киевского стола было основано:

А. На лествичном праве (старшинства в роду);

Б. На праве силы;

В. На вотчинном праве.

4.3. Тема № 3: Государство Русь в XIIXV веках. Татаро-монгольское нашествие