Смекни!
smekni.com

«Римский театр. Характер зрелищ в Риме. Комедия паллиата и тогата. Плавт. Теренций.» (стр. 2 из 5)

Плавту было десять лет, когда за­кончилась Первая Пуническая война. Мальчиком и юношей он слушал рас­сказы об этой войне от ее непосред­ственных участников или от людей старших по возрасту — о сухопутных и морских сражениях, о страшном вра­ге римлян Карфагене. Вторую Пуни­ческую войну Плавт переживал уже зрелым человеком, когда она окончи­лась, ему было пятьдесят лет. Плавт был современником поражения Маке­донии в войне и провозглашения «не­зависимости» Греции. При его жизни произошла потеря Сирией ее прежнего значения в результате разгрома войск сирийского царя Антиоха III. Таким образом, время Плавта было насыщено богатыми политическими событиями. Однако непосредственного отражения в творчестве драматурга эти события не нашли. Современная Плавту жизнь отражается в его пьесах почти исклю­чительно через изображение быта — и даже в значительной степени не рим­ского, а греческого. Дело в том, что Плавт. как и его старший современник Невий. взял себе за образец новую греческую комедию, и именно ее обра­батывал и ей подражал. II это совер­шенно естественно. Новая комедия и театр эллинистической эпохи были современными для Плавта (или недале­ко еще отошедшими в прошлое) фактами культурной жизни Греции. К тому же и в Риме, превращавшемся в мировую столицу Средиземноморья, стали созда­ваться такие устои жизни, которые во многом напоминали жизнь греческих городов эллинистической эпохи.

Плавт не мог взять себе за образец Аристофана. Создать и Риме полити­ческую комедию в условиях преобла­дающего влияния аристократического сената было бы невозможно; притом политическая комедия Аристофана со всем богатством ее идейного содержа­ния едва ли была бы понятна и интерес­на для среднего римлянина. Изобра­жение быта оказывалось более прием­лемым для властей и понятным для публики. Вот почему Невий, Плавт и другие комедиографы Рима подра­жают новой аттической комедии.

Плавт происходил из умбрийского городка Сарсины. Согласно преданию, идущему еще от знаменитого римского филолога и писателя I в. до н. э. Варрона, в молодости Плавт был акте­ром (или слугой) в какой-то бродячей труппе. Скопив немного денег, Плавт занялся торговлей, но скоро разорился и будто бы поступил на работу к мель­нику. Работая, он написал между делом три комедии, которые оказались удач­ными. Плавт бросил мельницу и за­нялся литературной деятельностью. Под именем Плавта в I в. до н. э. было известно сто тридцать комедий; но под­линными из них еще Варрон признавал только двадцать одну. Семнадцать из этих отобранных Варроиом комедий дошли в полном виде, три — с частич­ными лакунами (утратами текста), одна («Чемодан») — в отрывках.

Плавт — представитель того литера­турного жанра, который был известен под именем «комедии греческого плаща». или «паллиаты» (от слова «паллий», обозначающего греческий плащ). Все персонажи комедий Плавта носят гре­ческую одежду и греческие имена. Само действие пьесы происходит также в каком-либо греческом городе. В ко­медиях Плавта выводятся те же пер­сонажи, что у Менандра и у других представителей новой аттической ко­медии. В общих чертах сюжеты пьес Плавта такие же. как в новой комедии. Осмеивается хвастун-офицер, от которо­го с помощью хитрого раба уходит к своему прежнему возлюбленному девушка, обманом увезенная этим офи­цером. Два потерявших друг друга брата-близнеца в конце концов снова встречаются. Сводники, гетеры, хитрые рабы, помогающие своим молодым хо­зяевам в их любовных делах, богатые старики — то снисходительные к про­казам .своих детей, то ворчливые — постоянно встречаются в комедиях Плавта. Хотя Плавт брал сюжеты для своих комедий у греков, он сумел отобразить в них черты и римской жизни. Иногда в его комедиях про­скальзывают политические намеки, хо­тя о многом приходилось говорить очень осторожно. Судьба Невия была перед глазами Плавта. Господствовав­ший в государстве нобилитет никогда не допустил бы выпадов против властей или обсуждения в комедии политиче­ских вопросов.

Комедия паллиата в том виде, как она вышла из рук Плавта, отличалась от новой комедии Менандра как стро­ением, так и некоторыми другими чер­тами. Новая аттическая комедия была чисто разговорной пьесой. Римская же комедия напоминала скорее всего нашу оперетту. Сообразно с исполнением римская паллиата распадалась на части, которые просто произносились, и на такие, которые исполнялись под музы­кальный аккомпанемент. Эти части име­ли название «кантики» (от глагола «canto»— пою). Манера их исполнения была различной: одни кантики декламировались под музыку, другие пред­ставляли собой настоящие арии. Хора в римской комедии не было, и антрак­ты заполнялись игрой на флейте.

В паллиате обычно пять актов. Им предшествует пролог, в котором полно­стью или частично раскрывается содер­жание пьесы и указывается ее гре­ческий оригинал. Роль пролога испол­нял либо особый актер, либо одно из действующих лиц, либо какое-нибудь божество.

Римская паллиата для своего испол­нения требовала обычно от четырех до шести актеров. Во времена Плавта актеры выступали еще без масок 1. Жен­ские роли исполнялись мужчинами.

Постоянного театра во времена Плав­та. как и позже, вплоть до середины I в. до н. э., в Риме не существовало. Для представлений воздвигался дере­вянный помост высотой в половину чело­веческого роста. На помост вела узкая лесенка в четыре-пять ступенек; зад­ний фон образовывал размалеванный занавес или деревянная стенка с наве­сом и вырезами для окон и дверей. Примитивные декорации почти всегда изображали городскую улицу с вы­ходящими на нее фасадами двух-трех домов. Все действие развертывалось пе­ред домом. Здесь происходили сцены и разговоры иногда самого интимного ха­рактера, которые по ходу сцениче­ского действия, казалось надлежало бы скрывать.

Организация театральных представлений в Риме.

В Риме, как и в Греции, театр был связан с государственными праздниками. Однако в Риме театр не имел такой тесной связи с религией, как некогда в Греции. С того времени, как римский театр становится нам известным, он выступает перед нами как чисто светское учреждение, хотя внешне и связан с религиозными праздни­ками.

Театральные представления стави­лись не только в дни общегосудар­ственных праздников, но и по инициа­тиве того или иного знатного лица. Пьесы могли ставиться по случаю по­беды, одержанной полководцем, кан­дидатами на соискание общественных должностей, или на похоронах какого-либо знатного гражданина, а также и при освящении храма. В эпоху рес­публики сценические игры происхо­дили на нескольких праздниках. Пре­жде всего драматические представления ставились на древнейшем празднике, установленном в честь капитолийских богов — Римских играх, происходив­ших в сентябре. Именно на этих играх в 240 г. до н. э. Ливии Андроник дебю­тировал со своими двумя пьесами. С 214 г. представления продолжались четыре дня. Ими ведали курульные эдилы (магистраты, ведавшие городским благосостоянием и развлечениями). Около 220 г. были установлены Плебей­ские игры, происходившие в ноябре: на них распоряжались плебейские эдилы, В 200 г. на этом празднике была пред­ставлена комедия Плавта «Стих». В 212 г. учредили Аполлоновы игры, справлявшиеся в июле. Ведал ими городской претор (важнейшая город­ская магистратура).

Сценические игры происходили так­же во время Мегалесий. справлявших­ся, начиная с 204 г., в начале апреля в честь великой матери богов Реи-Кибелы. Этот праздник считался празд­ником патрициев. Во время Мегалесий

оскопленные жрецы-«галлы», пришель­цы из Фригии, проходили с шумной фригийской музыкой по улицам Рима. Первые сценические игры были постав­лены на этом празднике, по свидетельству Тита Ливия, в 194 г. Заведовали играми курульные эдилы.

С 173 г. в конце апреля — начале мая справлялись Флоралии. Это был праздник в честь Флоры, богини цветов и весны. Во время Флоралии двери домов украшались венками из цветов и все предавались веселью: женщины наряжались в пестрые платья, что в другое время строго запрещалось. На этом празднике происходили, по-видимому, только представления мимов; распоряжались на играх курульные эдилы.

Должностные лица, ведавшие орга­низацией игр, договаривались с актер­скими труппами и следили за порядком во время представлений. Костюмы, бу­тафорию и все прочее доставляли спе­циальные подрядчики (хораги). которым эдилы сдавали подряд на поставку костюмов. Актерами в Риме были рабы и вольноотпущенники. Оли составля­ли труппы, или «стадо», с особым хозя­ином во главе. Хозяин труппы, с кото­рым, собственно, и договаривался эдил, был нередко в то же время и первым актером труппы. В противополож­ность Греции актеры занимали в Риме чрезвычайно низкое общественное по­ложение. За плохое исполнение пьесы актера-раба подвергали порке. Только позже (не ранее I в. до н. э.) отдель­ным актерам удавалось добиться почетного положения в обществе.


Комедия тоги

Комедия паллиата, как уже извест­но, заимствовала свое содержание из греческой жизни. Приблизительно во второй половине II в. до н. э. у римлян появляется и своя национальная коме­дия. Ее называют «тогатой», так как персонажи ее носят римскую тогу (верхняя одежда граждан). Появление новой комедии, которая стала пользо­ваться не меньшей славой, чем преж­няя, было связано с переменами в обще­ственно-политической жизни Рима. К середине II в. до н. э. Рим объединя­ет все Средиземноморье и превращается из небольшой земледельческой общи­ны, какой он был еще в начале III в. до н. э., в громадное государство. В Рим поступают огромные суммы в ви­де контрибуций с покоренных народов. Эти суммы исчислялись на наши день­ги десятками миллионов рублей. Круп­ные состояния попадают в руки победо­носных полководцев, а также к ростов­щикам и откупщикам налогов. Вместе с тем растет и число рабов в государ­стве, причем рабский труд развивается, как было уже упомянуто, главным образом в сельском хозяйстве. Возни­кают огромные латифундии, на кото­рых работают тысячи рабов. С разви­тием крупного рабовладельческого хо­зяйства происходит разорение мелких