Смекни!
smekni.com

«Римский театр. Характер зрелищ в Риме. Комедия паллиата и тогата. Плавт. Теренций.» (стр. 3 из 5)

италийских землевладельцев. Их хозяйство, подорванное продолжительны­ми войнами, к концу II в. до н. э окончательно приходит в упадок. Разо­ренные земледельцы уходят в города и здесь превращаются в античных пролетариев, которые нигде не работают, а, наоборот, сами содержатся за счет общества, то есть, в сущности, за счет рабского труда. Экономические пере­мены, происходившие в Риме, сопро­вождаются напряженной социальной борьбой. С начала II в. до н. э. уча­щаются попытки рабов поднять вос­стание. Некоторые из этих восстаний отличаются огромным размахом. Во второй половине II и в I в. до н. э. обостряется и борьба среди самих сво­бодных. В среде имущих — между но­билями (аристократы) и всадниками (второе сословие, игравшее ведущую роль в финансовых делах) из-за дележа добычи, получаемой от эксплуатации провинций, а в низах общества, осо­бенно среди разоряемых земледель­цев.— протест против их дальнейшего обезземеливания. Эти перемены в об­щественно-политической жизни Рима не могли не найти отражения в ли­тературе и театре. Растущее участие в общественной борьбе мелкоземледель­ческих и пролетарских элементов приводит к тому, что театр начинает больше интересоваться жизнью народных низов. Действующими лицами тогаты вы­ступают ремесленники: сукновалы, са­пожники, ткачи, мельники и другой люд. В комедиях даются образы жен­щин — не рабынь и не гетер: это жены, дочери, падчерицы ремесленников. Все это отражает перемену, происшедшую в общественных отношениях. Женщина во II в. до н. э. освободилась от креп­ких семейных уз и вышла за порог своего дома, где до этого времени, по­корная своему мужу, она жила исклю­чительно домашними интересами. Если в тогате выводятся рабы, то они держат себя так, как это и подобает римским рабам: они не смеют быть умнее своих господ. Выдающимися представителя­ми тогаты были Титиний, Афраний и Атта. Титиний был младшим современ­ником Теренция, Атта умер в 66 г. до н. э., Афраний жил около 100 г. до н. э. От них дошли до нас лишь около семи­десяти заглавий их комедий и около четырехсот пятидесяти кратких отрыв­ков из них. Произведения этих драма­тургов находили высокую оценку как у современников, так и в более позднее время. Гораций, например, ставит Афрания выше Плавта и Теренция. Коме­дии Афрания, от которого до нас дошло больше сорока заглавий пьес, давались еще при Нероне. В его комедии «Ав­гур», по-видимому, осмеивались жрецы-авгуры с их гаданиями по полету и крикам птиц, на что указывают сохра­нившиеся два стиха:

Как только нашего авгура охватит бес­нование,

Подумаешь, что море, небо и земля дрожат

и рушатся..

В отрывке другой комедии — «Близнец» — поднята чисто бытовая тема от­ношений между супругами и стремле­ний властолюбивой жены:

Я то послушна, то капризна с ним, Подчас стараюсь я нарочно ссору завести. Оскорбляю иногда его ругательством.

Как известно, мотив подобной тактики по отношению к мужьям неодно­кратно разрабатывался в новоевропейской комедии.

Из пьесы «Близнец» сохранился еще и такой отрывок:

Если б можно было чарами людей пленять. То все старухи бы нашли себе любовников. Но юность, нежность тела и приятность

в обхождении —

Вот чем нас отравляют женщины. Увядшие лета не могут уж ничем приворо­жить к себе.

Другой представитель тогаты, Атта. пользовался большой известностью зл свои драматические произведения еще во времена Августа. Гораций в одном из своих «Посланий» (ст. 79) говорит, что, если выразить сомнение насчет достоинства его комедий, которые разы­грывались такими мастерами, как, на­пример, Росций, то почти все сенаторы назовут это бесстыдством. В комедии «Горячие воды» изображались, по всей видимости, легкие нравы на курортах; замужние женщины жалуются на то. что «прелестницы» позволяют себе но­сить там костюм добродетельных матрон.

Сохранилось свидетельство, что Атти писал комедии, посвященные изображе­нию быта самых низших слоев свободнoгo населения, черпая содержание для них и самые обороты речи в повсе­дневной жизни мелких лавочников, владельцев харчевен, ремесленников и т. п. Такие комедии назывались «табернарии» («комедии харчевни»). Мож­но предполагать, что комедии Атты были новым шагом вперед в демократи­зации римского театра.

На основании дошедших до нас отрывков тогаты можно дать лишь самую общую характеристику этого театраль­ного жанра и его места в развитии рим­ского театра. Однако, насколько мож­но судить и по этим отрывкам и по сви­детельствам, идущим из древности, ко­медия тоги ничуть не уступала по своей форме комедии плаща, но превосходила ее, по всей вероятности, жизненностью своего содержания.


Теренций (ок. 185-159 гг. до н. э.)

Преемником Плавта в жанре комедии паллиата был Публий Теренций Афр (то есть «Африканец»). Как показывает последняя часть его имени, он был уроженцем северной Африки. Еще мальчиком его привезли в Рим, где он стал рабом римского сенатора Теренция Лукана. В доме хозяина Теренций получил образование и потом был от­пущен на волю. Теренций находился в тесной дружбе и в литературном об­щении с тогдашней римской знатью, особенно со Сципионом Африканским Младшим и Гаем Лелием, привержен­цами греческой культуры и греческого образования. Из-за этой близости лите­ратурные противники поэта распустили слух, будто за него пишут комедии его знатные покровители, которым мешает выступить на литературном поприще их высокое общественное положение. Пос­ле постановки шести своих комедий Теренций, желая пополнить образова­ние, предпринял путешествие в Гре­цию. На обратном пути он утонул во время кораблекрушения, а по другим сведениям умер в самой Греции двад­цати шести лет.

Все шесть написанных Теренцием ко­медий дошли до нас, причем известен даже год постановки каждой из них. «Девушка с Андроса» («Андриянка») была поставлена в 166 г. до н. э., «Самоистязатель»— в 163 г.. «Евнух» и «Формион»— в 161 г.. «Братья» — в 160 г., «Свекровь»— тоже в 160 г. (после двукратной неудачи в 165 и 160 гг.).

Сюжеты почти всех своих комедий Теренций заимствует у Менандра, при­чем старательно подчеркивает грече­ский колорит. Темы пьес Теренция — семейные конфликты. Два брата-стари­ка спорят о воспитании детей, старый отец терзается, что своей суровостью принудил сына уйти в наемники, и т. д. В комедиях Теренция выступают сводники, параситы, пронырливые ра­бы и гетеры, они обычно лишены тех жизненных черт, которыми наделяет их Плавт. Даже гетеры оказываются у Те­ренция похищенными в юности дочерь­ми почтенных родителей. У Теренция обычно нет такой динамики в развитии интриги, как у Плавта, зато он стре­мится дать более углубленную психологическую характеристику своим персо­нажам, создавая в таких случаях инте­ресные жизненные образы. Такова, на­пример, его гетера Фаида из комедии «Евнух», способная на искреннюю при­вязанность к своему возлюбленному и желающая уберечь свою названную се­стру от пути, испытанного ею самой. Однако таланту Теренция недостает комической силы — и это было отме­чено еще самими римлянами. Называя Теренция полу-Менандром, Цезарь вос­клицает:

Если бы к нежным твоим стихам приба,

вилась сила -

Чтобы полны они были таким же комиче-

ским духом - Как и у греков!..

Комедии Теренция нравились ари­стократии, тяготевшей к греческой культуре, но не всегда пользовались успехом у плебейского зрителя. Теренций сам говорит об этом в прологе к своей комедии «Свекровь». В первый раз народ не стал смотреть эту пьесу, увлекшись канатным плясуном. Во вто­рой раз. уже после первого акта, раз­несся слух, что будут гладиаторы. На­род бросил театр и побежал в цирк. И только в третий раз пьеса имела успех. Однако едва ли можно сказать, что Теренций писал чуть ли не для куч­ки грекоманов: ведь его комедии как-никак покупались эдилами для все­народного представления. К широкой публике апеллирует иногда и сам Те­ренций в борьбе со своими критиками. Комедия «Евнух» была поставлена в один день дважды, и поэт получил за нее крупный гонорар, далеко пре­восходящий все, что платилось до того времени драматургам. Комедия Теренция «Девушка с Андроса» несколько раз ставилась и после смерти поэта. Все эти факты, по мнению М. М. Покровского. позволяют думать, что к этом; времени, под усилившимся влияние: греческой культуры, произошел некоторый сдвиг и в эстетических вкуса: римского плебса. Не надо забывать и того, что Теренций стал писать для театра через два года после разгром; Македонии, когда особенно усилило приток в Рим образованных греков Каждая комедия Теренция начинается с пролога. Однако пролог у Теренция имеет другой характер, чем у Плавта. Прологи Плавта служат для того, чтобы ввести зрителей в курс про исходящего на сцене и ознакомить особенно с теми событиями, которые произошли до начала действия. В про­логах Теренция. произносимых или младшим актером, или хозяином труп­пы, сообщается только название пьесы, а затем начинается полемика с литера­турными противниками автора. Эту по­лемику выступающий в прологе ведет и от своего имени и от имени автора, да­вая зрителям общее представление о той борьбе, которая шла в первой поло­вине II в. до и. э. вокруг литературы и театра. Обвинения, которые возводи­ли на Теренция его литературные и театральные противники, и среди них прежде всего Лусций Ланувин, каса­лись применения им контаминации. За­тем Теренция упрекали в плагиате у Плавта и Невия. утверждали, что ему помогают при сочинении пьес его знат­ные покровители. Наконец, признава­ли сухим и вялым стиль Теренция и указывали на отсутствие у него талан­та. Теренций, в общем, удачно защищался в своих прологах против этих нападок, а временами и сам переходил в наступление, критикуя недостатки в пьесах своих противников. В этих литературных и театральных спорах для нас ясно не все, но несомненно од­но: в Риме уже зародилась литератур­ная и театральная критика, и драма­тург должен был считаться как с ней. так и с публикой, смотревшей в театре его пьесы. Публика интересовалась уже такими вопросами, как отношение рим­ской пьесы к ее греческому оригиналу и к предыдущим латинским переработкам этого оригинала.