Смекни!
smekni.com

Будущая эволюция человека (стр. 17 из 24)

Биолог Лоуренс Райт на основе изучений близнецов в Университете Миннесоты пришёл к такому выводу:

Взгляд на природу человека, принятый в конце века, во многом схож со взглядом, которого придерживались в его начале.[131]

Из-за жаркой природы спора, идеологические направления различных его участников часто кажутся смутными наблюдателю (а в некоторых случаях даже и самим участникам). Ниже приведены четыре основных позиции, две из которых – эгалитаристские: “наивный эгалитаризм” и “изощрённый антиинтервенционизм”.

Причина этого различия заключается в том, что изощрённые эгалитаристы в некоторых отношениях находятся в значительно большем согласии с евгениками, чем с наивными эгалитаристами. Наивные эгалитаристы могут, например, утверждать, что они твёрдые противники евгеники, но способны лишь смутно определить, что это такое, а то и вовсе не могут этого сделать. Эгалитаристы хорошо подкованные, в основном, неохотно высказывают и обсуждают свои собственные взгляды – из страха возможного злоупотребления генетическим знанием.

Читая следующую таблицу, имейте в виду, что любая подобная схема в определённой степени условна, поскольку не все люди вписываются в аккуратные, чётко определённые группы. Национал-социализм, например, пытался создать евгеническую супермодель на основе социального дарвинизма.


Евгеника Социальный дарвинизм Наивный эгалитаризм Изощрённый анти- Интервенционизм
Универсалист/ Трибалист Универсалист Трибалист Универсалист Смешанное отношение
Эволюция человека Признаёт Признаёт Смешанное признание- отрицание Признаёт
Естественный человеческий отбор Противостоит Приветствует Противостоит Противостоит
Искусственный человеческий отбор Приветствует Смешанное Отношение Противостоит Противостоит
Современные внутригрупповые различия Признаёт Признаёт Или отрицает, или признаёт нехотя Негласное признание, публичное отрицание
Современные межгрупповые различия Признаёт Признаёт Отрицает Негласное признание, публичное отрицание
Внутригрупповой отбор Осуществим и желателен Осуществим и желателен Неосуществим и нежелателен Негласное признание, публичное отрицание
Межгрупповой отбор Осуществим, но нежелателен Осуществим и желателен Неосуществим и нежелателен Негласное признание, публичное отрицание
Будущие внутригрупповые различия Признаёт Признаёт Смешанное признание-отрицание Негласное признание, публичное отрицание
Будущие межгрупповые различия Осуществимы и желательны Осуществимы но нежелательны Отрицаются как неосуществимые Негласное признание, публично отрицается как опасно
Долговременное сосуществование групп Желательно Нежелательно Желательно Желательно

Хотя круг лиц, озабоченных будущим генетическим построением человечества, небольшой, она единственная идеологическая искра в этой области способна породить всепоглощающий пожар. Потому-то враждебность слишком часто и вытесняет разумное обсуждение. Помимо конфликтующих идеологий, внутри различных лагерей сосуществуют самые различные уровни понимания темы. Ниже следует упрощённая разбивка по группам:

1) Социальные дарвинисты. Сейчас они уже утратили свою жизнеспособность как отдельная группа, хотя во второй половине девятнадцатого и первой половине двадцатого веков были “главными игроками”. Отбор через рождаемость превысил отбор смертностью, но такие эпидемии как СПИД и современное оружие вполне могут в один прекрасный день поменять это соотношение на обратное, и, быть может, даже скорее, чем мы думаем. Тем не менее, социальный дарвинизм всё ещё существует, как “остаточная” философия, пронизывающая идеологическую суть определённых групп.

2) Ревнители “нордической” или “арийской” идеи, загнанные в глубокое подполье движением памяти Холокоста, основанным после арабо-израильской войны 1967 года (в которое, кстати сказать, автор этой книги внёс свою скромную лепту), были низведены до ратования скорее за выживание белых, нежели за их гегемонию. Среднестатистическая женщина в Европе сейчас имеет лишь 1,4 детей, в то время как только для поддержания популяции необходимо – 2,1. Согласно “Информационному выпуску о населении 2003” от Population Reference Bureau, население Европы, к примеру, снизится к 2050 году с 11,5% от общего населения до 7,2%. И это – несмотря на предполагаемую крупную иммиграцию. Столь же угрожающими для этих теоретиков являются последствия скрещивания различных рас, неизбежного в “глобальной деревне” – ведь их взгляды зиждутся на этнических линиях, а не на классе. Их можно назвать трибалистами.

3. Изощрённые антиинтервенционисты. Эта группа возражает против вмешательства в геном человека, а некоторые её члены даже выступают против вмешательства в геном растений и других животных. Антиинтервенционисты были травмированы массовыми убийствами евреев во время Второй мировой войны и поддержкой – на словах – евгеники национал-социалистами. Именно эти обстоятельства соответствующим образом и сформировали их взгляды. Как это ни странно, неофициальная позиция этой группы имеет много общего с позицией евгеников. Существует значительный разрыв между истинными убеждениями представителей этой группы и теми взглядами, которые они проповедуют. Её влияние совершенно несоизмеримо с её размером. Некоторые изощрённые антиинтервенционисты являются по существу трибалистами – например, идеологизированные евреи, которые продвигают особую политическую повестку дня. Эли Вйзель, например, согласно газете “Вашингтон джуиш уик”, приравнял "дешёвый универсализм" к "антисемитизму".[132]

4. Наивные эгалитаристы. Это люди, которых особо не волнуют проблемы народонаселения и которые приняли за чистую монету эгалитаристскую доктрину, распространяемую изощрёнными антиинтервенционистами. Наивные эгалитаристы принимают, как должное, что умственное развитие – это исключительно результат образования, и что альтруистичное поведение или отсутствие такового – также являются исключительно результатом воспитания. Миллионы из них отрицают даже теорию эволюции.

5. Евгеники-универсалисты описаны в этой книге довольно подробно, поэтому их описание здесь было бы повторением. Достаточно сказать, что евгеники считают себя лоббистами будущих поколений.

6. Неомальтузианцы. По мере того как многие нации уже осуществили демографический переход к малым семействам, эта группа теряет большую часть того доверия, которым она лишь недавно наслаждалась. Большинство демографических прогнозов сейчас предсказывает снижение уровня роста народонаселения, но мальтузианцы возражают, что перенаселение, возможно, уже сегодня слишком велико для самообеспечения – хотя бы в отдельных странах. Большинство евгеников склонны к мальтузианству, но обратная тенденция вовсе не обязательна.

7. Антимальтузианцы. Эта группа утверждает, что человеческий капитал сам по себе является величайшим ресурсом и страхи перед истощением “несущей мощности” планеты безмерно преувеличены и неуместны. Теоретически евгеники, быть может, и могли бы быть антимальтузианцами, но исторически этого не произошло.

8. Технические специалисты по популяционным вопросам. Сюда входят генетики, демографы, антропологи, археологи, социологи, психологи – словом, представлены все отрасли знаний, целиком или частично посвящённые изучению человека. Эта группа болезненно знакома с неписаными правилами цензуры, так что они часто ищут убежища от идеологических бурь, уходя в изучение неспорных вопросов. Генетики, например, могут посвятить себя изучению специфических генных цепочек и тщательно избегать обсуждения социальных вопросов. Это можно сравнить с работой механика, который чинит карбюратор, совершенно не задумываясь о том, куда поедет автомобиль. Тем не менее, члены именно этой группы бывают более идеологизированы, чем другие, и часто позволяют своим личным убеждениям влиять на свои исследования, скрывая этот факт не только от публики, но даже от самих себя.

ЕВРЕИ

Евреи играли скромную, но активную роль в раннем евгеническом движении. В 1916 году раввин Макс Рейхлер опубликовал статью под заголовком “Еврейская евгеника”, в которой пытался показать, что религиозные обычаи евреев – по сути своей соответствуют духу евгеники. Через полтора десятка лет Элсуорт Хантингтон в своей книге “Дети завтра”, опубликованной совместно с директорами Американского общества евгеников, повторил аргументы Рейхлера, восхваляя евреев как уникальный, превосходный род и объясняя их достижения систематическим соблюдением основных принципов еврейского религиозного закона, который, как он считал, также совпадал с принципами евгеники.[133]