Смекни!
smekni.com

Предупреждение. Спасение. Помощь. Материалы (стр. 23 из 49)

Хотя за прошедший 2009 год количество стихийных бедствий в мире уменьшилось, но 2010 год уже показал, что надеяться на тенденцию снижения не стоит. Пожары в России, землетрясение на Гаити, наводнения в Пакистане и странах Европы, оползни в Китае и Гватемале, ураганы в США и Мексике, извержение вулкана и цунами в Индонезии – красноречиво свидетельствуют, о том, что снижение уязвимости к стихийным бедствиям по прежнему является одной из глобальных проблем, требующих решения на мировом уровне.

В 2005 году на Всемирной конференции по уменьшению опасности бедствий была принята Хиогская рамочная программа действий на 2005 – 2015 годы: Создание потенциала противодействия бедствиям на уровне государств [1]. В ней содержатся рекомендации правительствам принимать, при поддержке организаций системы ООН и гражданского общества, меры по сокращению риска стихийных бедствий на местном, национальном, региональном и глобальном уровнях.

Как показали исследования ученых [2], общими причинами усиления техногенной, экологической и природной опасности являются количественный и качественный рост мировой экономики, кризис природной среды, а также усугубление прочих биологических, экологических, демографических, экономических и социальных глобальных проблем.

Следует отметить, что особая опасность встает перед «слаборазвитыми» странами. Во-первых, многие из них расположены в климатических зонах, наиболее подверженных стихийным бедствиям. Они не имеют достаточных ресурсов и средств для защиты населения. Здесь крайне высока концентрация бедности, а беднота особенно уязвима с точки зрения климатических рисков. Большую роль играют такие социальные факторы, как сосредоточение населения в опасных районах – например, в городских трущобах на неукрепленных склонах, в деревнях, расположенных в районах возможных наводнений и т.п. Сильная экономическая зависимость от сельского хозяйства также повышает степень климатических рисков, от которых уже сегодня страдают сотни миллионов людей. Лишения, которые приносят малообеспеченным гражданам стихийные бедствия, приносят, как правило, утрату средств существования, сужают их жизненные возможности, обрекают на деградацию.

Прогнозы экспертов ООН в отношении последствий климатических изменений для развивающихся стран неутешительны. В Африке к югу от Сахары, Восточной и Южной Азии изменение климата скажется особенно сильно, это выразится в более частых засухах и обострении проблемы водоснабжения. Значительные потери сельскохозяйственной продукции приведут к росту недоедания и уменьшению возможностей сокращения бедности. Подсчитано, что к 2080 г. число людей, сталкивающихся с угрозой голода, может увеличиться на 600 млн. человек. Осложнятся перспективы развития образования, увеличится заболеваемость, ухудшится состояние здоровья людей.

Литература

1. Хиогская рамочная программа действий на 2005–2015 годы: Создание потенциала противодействия бедствиям на уровне государств и общин (принята на Всемирной конференции по уменьшению опасности бедствий 22 января 2005 года). Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/ decl_conv/conventions/hyogoframework.shtml.

2. Яковлев А.Т., Коваленко Т.Г. Медицина катастроф: основные понятия, термины и основы выживания: Учебно-методическое пособие. – Волгоград: ВолГУ, 2001. – С. 8.

Е.В. Кононенко, Е.П. Воробьева, Г.А.Черкасский, М.З. Максимова

ФГОУ ВПО «Уральский институт государственной противопожарной службы МЧС России»

ПОГРЕШНОСТЬ РАСЧЕТА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОЖАРНОГО РИСКА

Поскольку оценка пожарного риска является инженерным расчетом, результаты должны характеризоваться интервалом неопределенности или погрешностью. Определение индивидуального пожарного риска по утвержденным методикам предполагает анализ пожарной опасности объекта защиты, использование статистических данных о пожарах на данном типе объектов, рассмотрение неблагоприятных сценариев развития пожара с выбором наиболее опасного фактора блокирования путей эвакуации.

Для снижения трудоемкости расчетов привлекается программное обеспечение. На основе интегральной модели развития пожара разработаны программы расчета, в том числе: INTMODEL (ВНИИПО), СИТИС (ООО «СИТИС»), КИС РТП (УрИ ГПС МЧС России). Ни утвержденная методика, ни одна из известных программ не предполагает оценку погрешностей расчета. Цель исследования – установить степень влияния погрешности расчетного значения пожарного риска на принятие решения о соответствии объекта требованиям пожарной безопасности в условиях неопределенности.

Расчет погрешности проводился по двум методикам: суммирование погрешностей с учетом их статистических весов, в качестве которых использовались первые производные в базовых соотношениях (

, и геометрическое суммирование относительных погрешностей с предположением о равномерном распределении составляющих при доверительной вероятности 0,95 (γ2).

Объектом исследования являлось здание торгово-выставочного центра в г. Екатеринбурге; в качестве наиболее опасного помещения выбран выставочный зал с массовым пребыванием людей, расположенный на третьем этаже здания.

Установлено, что при использовании программ INTMODEL и КИС РТП наиболее опасным фактором пожара с минимальным временем блокирования является повышенная температура (4,40 и 8,97 минут соответственно). При прямом расчете по ГОСТ 12.1.004 с использованием разработанной программы и пакета МАТНСАD критическим фактором является потеря видимости с временем блокирования (2,98 ±0,09) мин.

Результаты расчета индивидуального пожарного риска по утвержденной методике с использованием разработанной программы и программных продуктов INTMODEL и КИС РТП для помещения выставочного зала приведены в таблице.

Таблица.

Используемая для расчета программа

Qв ± ∆ Qв, год-1

γ1 , %

γ2 , %

«Расчет необходимого времени эвакуации», MathCad

5,07∙10-5 ± 2,73∙10-5

53,89

13,19

Intmodel

3,35∙10-5 ± 1,8∙10-5

53,86

13,22

КИС РТП

5,07∙10-8 ± 3,73∙10-8

73,45

13,19

По результатам работы можно сделать следующие выводы.

1. При выполнении расчета индивидуального пожарного риска необходимо проводить оценку погрешности расчета, поскольку она влияет и на вероятность эвакуации людей, и на конечный результат.

2. Отсутствие измерительной информации при использовании метода косвенных измерений (γ1 =±50 %) может указывать на недостаточную обоснованность методики расчета индивидуального пожарного риска.

3. Для количественной оценки погрешности пожарного риска необходимо использовать метод прямого суммирования составляющих погрешности.

Полученные результаты подтверждают мнение практических работников о сложности расчетов, трудности их экспертной проверки и необходимости разработки упрощенных методов оценки риска. Кроме того, применение утвержденных методик требует их дополнительного информационно-методического обеспечения стандартными справочными данными.

Е.С. Корляков, Е.В. Русских, С.В. Широбоков

ГОУ ВПО «ИГЗ и ПБ УР» ООО «ИжРапид»

Метод РЕНТГЕНОВСКОЙ ФОТОЭЛЕКТРОННОЙ СПЕКТРОСКОПИИ

для установления причинно-следственной связи
возникновения короткого замыкания и возгорания

электрической проводки

Одной из возможных причин возникновения пожаров является короткое замыкание узлов электрической цепи, которое приводит к возгоранию находящихся в непосредственной близости от точки возникновения короткого замыкания контактной группы вследствие существенного локального перегрева проводника электрического тока и (или) возникновения электрической дуги. Однако целостность проводника электрического тока может быть нарушена вследствие значительного повышения температуры в области дальнейшего возникновения короткого замыкания. Автором рассмотрены методы определения причинно-следственной связи возникновения короткого замыкания электрической проводки.

Под термином короткое замыкание (далее – КЗ) понимается электрическое соединение двух точек электрической цепи с различными значениями потенциала, не предусмотренное конструкцией электрической проводки и нарушающее ее нормальную работу. Под первичным КЗ понимается КЗ, возникающее вследствие нарушения целостности изоляции электропроводки или слабого закрепления электрических контактов. Под вторичным КЗ понимается КЗ, возникшее после нарушения целостности изоляции электропроводки в результате повышения температуры окружающей среды в области возникновения КЗ, т.е. вторичное КЗ – это КЗ, возникшее в результате действующего в помещении пожара.

Применяемые методы.

Если электрическая дуга возникает до пожара или на начальной его стадии, то в условиях содержания в окружающей атмосфере кислорода, близкого к нормальному (первичное КЗ), в зоне оплавления медного проводника образуется преимущественно диоксид меди (Cu2O). На стадии же развившегося пожара, при относительном недостатке кислорода и в присутствии в атмосфере окислов углерода (вторичное КЗ), в значительном количестве образуется оксид меди (CuO). В случае алюминиевой проводки известно, что при вторичном КЗ, расплавленный дугой алюминий активно взаимодействует с окислами углерода, в результате чего содержание углерода в зоне оплавления алюминия в 2-5 раз больше, при первичном КЗ. Существует критерий оценки первичности-вторичности КЗ на медных проводниках – величина соотношения концентрации меди и оксида меди в двух зонах – непосредственно рядом с оплавлением и на определенном расстоянии от него [1].