Смекни!
smekni.com

Темы ов и сообщений тесты по отечественной истории (стр. 17 из 32)

«История государства Российского» Н. М. Карамзина – замечательный памятник не только исторической мысли, но и всей русской культуры.

М. П. Погодин относится к историкам следующего поколения. Сын крепостного, его отец выкупился на волю согласно указа 1803 г., Погодин первым возглавил организованную в 1830-е гг. кафедру русской истории историко-филологического факультета Московского университета. Труженик, настойчивый собиратель исторических документов по русской истории, Погодин имел репутацию умного и плутоватого мужика. Сторонник норманской теории, он противопоставлял русскую и европейскую историю: источник внутренней борьбы, конфликта между властью и народом на Западе – завоевание; а в России внутренняя борьба отсутствует, так как Российское государство основано без насилия, путём добровольного призвания варягов и объединения народов под монаршим скипетром. Богатым личным архивом Погодина пользовался его ученик С. М. Соловьев. Однако, когда ученик превзошёл учителя, отношения между ними были очень непростые.

Во второй половине XIX - начале XX в. важнейшие достижения в развитии исторической науки были связаны с историко-юридической (государственной) школой. Виднейшие представители этого научного направления – С. М. Соловьев, К. Д. Кавелин, Б. Н. Чичерин, В. О. Ключевский, С. Ф. Платонов, П. Н. Милюков. Большое влияние на развитие взглядов “государственников” оказал профессор всеобщей истории Московского университета даровитый Т. Н. Грановский; историко-юридическое направление под его воздействием стало западническим.

Учёные этой школы историю России освещали через призму становления и развития государственно-правовых институтов, таких как вече, дружина, боярская дума, приказы, земские соборы, Русская правда, Судебники, Соборное уложение, Жалованные грамоты. Государственные учреждения и правовые документы, считали они, являются стержнем исторического процесса, а все другие сферы - экономика, социальная жизнь, культура, внешняя политика – являются производными от процессов государственной жизни. Кроме того, выявить в историческом развитии существенное и закономерное можно, лишь анализируя правовые документы, издаваемые государством. Эти документы лучше других сохранило время.

Опираясь на философскую концепцию Гегеля, учёные этого направления рассматривали историю как процесс естественный, органический, развивающийся по своим внутренним законам. Развитие общества определяется тремя группами факторов: природно-климатический, менталитет народа («природа племени, к которому он принадлежит»), внешнее воздействие. Государство, его институты – это результат длительной эволюции. Концепция русской истории сводилась к следующим положениям: во-первых, русскую цивилизацию формировали своеобразные природные условия Поднепровья, а затем междуречья Волги и Оки; во- вторых, на этом пространстве сформировался противоречивый характер народа, сочетающий индивидуализм и коллективизм («Русский народ, - писал Бердяев, - народ государственный, он покорно согласен быть материалом для создания великого мирового государства, и он же склонен к бунту, к вольнице, к анархии»); в-третьих, неизбежной и оптимальной формой государственного устройства России была самодержавная монархия. Учёные признавали за самодержавием огромную исторически – созидательную, но преходящую роль.

Основоположниками историко-юридической школы являются К .Д. Кавелин (он первым изложил новые идеи в 1847 году в книге «Взгляд на юридический быт Древней Руси»), Б. Н. Чичерин (его позиция изложена в труде «О духовных и договорных грамотах князей великих и удельных»), С. М. Соловьев (автор монументального труда по истории России, в котором рассматриваются события русской жизни от Рюрика до 1774 г.).

С. М. Соловьев (1820-1879) – одна из двух центральных фигур отечественной историографии пореформенного периода (вторая фигура – В. О. Ключевский, ученик Соловьева). Ещё подростком Соловьев прекрасно знал «Историю…» Карамзина. В 1845 г. он защитил магистерскую диссертацию (современную кандидатскую) «Об отношениях Новгорода с великими князьями», а в следующем году – докторскую диссертацию «История отношений между русскими князьями Рюрикова дома». В 1851 г. вышел первый том его «Истории России с древнейших времён» и с тех пор ежегодно выходил очередной том. Последний том, 29-й, вышел в 1879 г. уже после смерти автора. «В области русской истории, - писал Ключевский, - трудно быть специалистом более Соловьева». Причём большинство томов посвящено истории XVII – XVIII вв., которые никто до Соловьёва не исследовал, и историк оставался один на один перед громадным массивом исторических документов. Но Соловьев не только ежегодно готовил к изданию очередной том «Истории России», он тридцать лет преподавал историю в Московском университете, шесть лет был деканом историко-филологического факультета, шесть следующих лет был ректором Московского университета. Одновременно был директором Оружейной палаты.

Государство, по мнению Соловьёва, необходимая, естественная и наиболее благоприятная форма существования народа. Основным содержанием русской жизни был постепенный переход родового быта в государственный, то есть последовательное превращение родов и племён, живущих этим бытом, в княжества, а княжеств в единое государственное целое. Государство помогло народу не только выстоять, сохранить свою самобытность, но наладить отношения с Европой и кочевой Азией. Любая народность, писал Соловьев, есть такой же живой организм, что и отдельная личность; народ тоже меняет свой внешний и духовный облик; эта смена происходит постепенно, почти незаметно. Принципиально важны и следующие два положения: в истории России нет второстепенных периодов, все они значимы, все они являются звеньями одной цепи русской исторической жизни; история России тесно связана с историей европейских народов.

«История России» Соловьева учит, во–первых, государственности, пониманию, исторической роли самодержавия; во-вторых, уважению к русской культуре, созданной народом, её лучшими представителями; в–третьих, пониманию исторической роли Русской православной церкви; в – четвёртых, признанию важности назревших перемен и необходимости их проведения; в-пятых, постижению, что современная Россия, Россия середины XIX в., её достижения - это плоды тысячелетнего труда наших великих предков; усилиями многих поколений россиян воздвигнуто здание Российской державы.

Модернизация взглядов историко-юридической школы связана с именем В. О. Ключевского (1841 – 1911). После смерти Соловьева Ключевский стал его преемником на кафедре русской истории Московского университета. Кроме того, Ключевский преподавал отечественную историю на Высших женских курсах, в Александровском военном училище, Московской духовной академии. В 1882 г. он защитил докторскую диссертацию «Боярская дума Древней Руси». Знаток исторических источников и фольклора, блестящий и остроумный лектор, Ключевский художественно владел русской речью и покорял слушателей оригинальным разбором источников, психологическим анализом, умением создавать запоминающиеся образы и бытовые картины прошлого, скептическими суждениями.

Над «Курсом русской истории» Ключевский работал почти тридцать лет. Тем самым личным примером он подтверждал собственный афоризм: «Кто не способен трудиться по шестнадцать часов в сутки, тот не имел права родиться и должен быть устранён из жизни как узурпатор бытия». С самого начала преподавания в Московском университете Ключевский непрерывно перерабатывал и совершенствовал свой курс лекции и только в начале XX в. решил его издать. Первая часть «Курса» вышла в свет в 1904 г., а последняя, пятая – уже после смерти историка. «Курс русской истории» был «обречён» на успех и бессмертие. «Курс» Ключевского – не последовательное изложение событий русской жизни, а анализ основных общественных процессов в России за её тысячелетний период. Правда, в советское время отношение к Ключевскому и его главному труду было двойственным.

Ключевский обогатил русскую историографию, во-первых, тем, что первым среди отечественных историков отошёл от периодизации истории по царствованиям монархов, то есть от традиции, идущей от “Степенной книги”. В его лекционном курсе главы намеренно никак не названы, а лишь пронумерованы

(лекции I, лекция II, лекция III,... лекция LXXXVI, последняя). По Ключевскому, история «по наблюдаемым в ней народным движениям» делится на четыре периода: днепровский, верхневолжский, великорусский, всероссийский. Во–вторых, он значительно больше внимания уделял анализу социально – экономических процессов русской народной жизни. Он считал, что крепостная зависимость в России была порождена экономической задолженностью крестьян землевладельцам и развивалась на основе частноправовых отношений, а государство лишь законодательно их оформляло. В – третьих, в отличие от своего учителя Ключевский рассматривал исторический процесс как многовариантный, определяемый многими факторами, в том числе случайными. Многое, считал он, зависит от личности. Человек либеральных взглядов, он достаточно критически относился к деятельности многих российских правителей, талантливо обосновывал историческую исчерпаемость монархии в России.