Смекни!
smekni.com

Темы ов и сообщений тесты по отечественной истории (стр. 3 из 32)

К. Маркс (1818 - 1883) – немецкий мыслитель и общественный деятель. Маркс и его соратник Фридрих Энгельс (1820 - 1895) создали философское, экономическое и политическое учение – марксизм. Марксизм рассматривает общество как организм, в структуре которого производительные силы определяют производственные отношения, формы собственности, которые, в свою очередь, обусловливают классовую структуру общества, политику, государство, право, мораль, философию, религию, искусство. Единство и взаимодействие этих сфер образуют определённый исторический тип общества - общественно-экономическую формацию или способ производства. Их пять – первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая. Развитие и смена формаций составляет процесс поступательного движения общества. Борьба господствующих и угнетенных классов – движущая сила истории, а её высшее выражение – социальная революция. Капитализм – последняя эксплуататорская формация, которая создаёт мощные стимулы развития общества и в условиях которой созревает пролетариат, призванный свергнуть господство буржуазии, установить свою власть и осуществить переход к коммунизму, первой ступенью которого является социализм.

У. Ростоу – американский социолог и экономист XX в. – выдвинул теорию «стадий экономического роста», по которой в основе мировой истории лежат изменения в материальной культуре (в технике, технологии). Ростоу выделил пять стадий роста: дикость, традиционное общество, индустриальное общество, постиндустриальное общество, технологический рай.

Наиболее известные представители цивилизационной концепции (её разновидностей – циклической, культурно – исторической) – мыслители XIX - XX вв. – Николай Данилевский, Освальд Шпенглер, Арнолд Тойнби. Однако идеи исторических циклов высказывались и раньше – в Древней Греции (Гераклит), в средние века (Ибн Хальдун), в новое время (Фрэнсис Бэкон).

Термин «цивилизация», как правило, употребляется в двух значениях. Во-первых, для обозначения высшего уровня общественного развития и материальной культуры, достигнутого данной страной, исторически сложившимися общностями. Во-вторых, для обозначения своеобразия жизни стран, исторически сложившихся общностей в определённые исторические периоды (например, цивилизации Древнего Востока, цивилизация Византии, Российская средневековая цивилизация, цивилизация на постсоветском пространстве).

Согласно представлениям сторонников цивилизационного подхода, каждый народ проходит свой неповторимый путь, обусловленный уникальными природными условиями, религией, традициями национальной культуры, а исторический процесс – это смена ряда цивилизаций, существовавших в прошлом в разных регионах Земли.

Н. Данилевский (1822 – 1885) – известный русский мыслитель – в работе «Россия и Европа» выдвинул теорию обособленных «культурно-исторических типов» (цивилизаций), развивающихся подобно биологическим организмам. Он утверждал, что каждая древняя цивилизация выразила себя в какой-то одной сфере (например, древнеиндийская – в философии). Российская цивилизация является особым историческим феноменом, не похожим на Европу, и может выразить себя во многих областях общественной жизни.

В России проблемами цивилизационного развития на рубеже XIX-XX вв. успешно занимались К. Леонтьев, Н. Бердяев, П. Сорокин. Поскольку в советское время государственной идеологией был марксизм - ленинизм, постольку исследования в русле цивилизационной парадигмы были немыслимы.

О. Шпенглер (1880 - 1936) – немецкий философ и историк, в труде «Закат Европы» развил учение о культуре как множестве замкнутых «организмов» (всего восемь – египетская, индийская, китайская и др.), проходящих определённый жизненный цикл, длящийся около тысячи лет.

А. Тойнби (1889 - 1975) – английский историк и социолог, в труде «Исследование истории» выдвинул теорию круговорота сменяющих друг друга локальных цивилизаций, движущей силой их развития он считал «творческую элиту», отвечающую на разные исторические «вызовы» и увлекающую за собой «инертное большинство». Своеобразие этих «вызовов» и «ответов» определяет специфику каждой цивилизации.

Многие сторонники цивилизационного подхода к истории полагали, что каждая цивилизация проходит через одинаковые ступени: детство – юность – зрелость – упадок.

У каждого из подходов – линейного и цивилизационного – есть свои достоинства и недостатки. Так, если цивилизационный подход позволяет воссоздать возможно более полную картину жизни на Земле в определённое историческое время, то линейный подход даёт возможность проследить динамику исторических процессов. В то же время многие исследователи указывают на плодотворность сочетания линейного и цивилизационного подходов. Такое соединение позволило ряду европейских мыслителей XX в. выделить четыре фазы общественного развития (примитивное общество, аграрное общество, индустриальное общество, постиндустриальное общество), в рамках которых, исключая примитивное общество, развиваются определённые цивилизации.

В XIX – XX вв. утвердилось деление цивилизаций на два типа – западный, Запад (Западная Европа и Северная Америка) и восточный, Восток (Азия, Африка, Латинская Америка).

В последнее время сторонники цивилизационной концепции предлагают, во-первых, современную глобальную цивилизацию разделить на четыре типа: Запад – Восток – Север – Юг. Во-вторых, указывают на целесообразность деления определённой цивилизации на таксономические цивилизационные уровни (таксономия от греч. слов расположение и закон). Например, Западную цивилизацию можно распределить по уровням: Запад – Европа – Франция – Аквитания (историческая область на Юго-западе Франции). Российскую цивилизацию при таком подходе можно расположить по уровням: Россия – Восточные районы (неевропейская часть страны) – Урал. Такой подход позволяет глубже, всесторонне исследовать в том числе региональные проблемы в контексте общенациональной и мировой истории.

3. ЭПОХИ И ПЕРИОДЫ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

История человечества насчитывает многие сотни тысяч лет. Если в середине XX в. считалось, что человек начал выделяться из животного мира 600 тыс. – 1 млн. лет назад, то современная антропология, наука о происхождении и эволюции человека, пришла к выводу, что человек появился около 2 миллионов лет назад. Это общепринятая точка зрения, хотя есть и другие. Согласно одной из гипотез, предки человека появились в Юго-Восточной Африке 6 млн. лет назад. Эти двуногие существа более 3 млн. лет не знали орудий труда. Первое орудие труда у них появилось 2,5 млн. лет назад. Около 1 млн. лет назад эти люди стали расселяться по всей Африке, а затем и за её пределами.

Двухмиллионную историю человечества принято разделять на две крайне неравномерные эпохи – первобытную и цивилизационную (рис. 2).

цивилизационная эпоха

Первобытная эпоха

около 2 млн.

лет до н. э.

IV тыс.

до н. э. рубеж

XX – XXI

вв. н. э.

Рис. 2. Эпохи в истории человечества

Эпоха первобытного общества составляет более 99 % истории человечества. Первобытную эпоху обычно разделяют на шесть неравных периодов: палеолит, мезолит, неолит, энеолит, бронзовый век, железный век.

Палеолит, древний каменный век, разделяют на ранний (нижний) палеолит (2 млн. лет до н. э. – 35 тыс. лет до н. э.) и поздний (верхний) палеолит (35 тыс. лет до н. э. – 10 тыс. лет до н. э.). В период раннего палеолита человек проник на территорию Восточной Европы и Урала. Борьба за существование в ледниковый период научила человека добывать огонь, делать каменные ножи; зародились праязык и первые религиозные представления. В период позднего палеолита человек умелый превратился в человека разумного; сформировались расы – европеоидная, негроидная, монголоидная. На смену первобытному стаду пришла более высокая форма организации общества – родовая община. До времени распространения металла господствовал матриархат.

Мезолит, средний каменный век, продолжался около 5 тыс. лет (X тыс. лет до н. э. – V тыс. лет до н. э.). В это время люди стали использовать каменный топор, лук и стрелы, началось одомашнивание животных (собаки, свиньи). Это время массового заселения Восточной Европы и Урала.

Неолит, новый каменный век (VI тыс. лет до н. э. – IV тыс. лет до н. э.), характеризуется значительными изменениями в технике и формах производства. Появились шлифованные и сверлёные каменные топоры, глиняная посуда, прядение и ткачество. Сложились различные типы хозяйственной деятельности – земледелие и скотоводство. Начался переход от собирательства , от присваивающего хозяйства к производящему. Учёные называют это время неолитической революцией.

Во время энеолита, медно-каменного века (IV тыс. лет до н. э. – III тыс. лет до н. э.), бронзового века (III тыс. лет до н. э. – I тыс. лет до н. э.), железного века (II тыс. лет до н. э. – конец I тыс. лет до н. э.) в наиболее благоприятном климатическом поясе Земли начался переход от первобытности к древним цивилизациям.

Появление металлических орудий и оружия в разных районах Земли происходило не одновременно, поэтому хронологические рамки трёх последних периодов первобытной эпохи варьируются в зависимости от конкретного региона. На Урале хронологические рамки энеолита определяются III тыс. лет до н. э.- начало II тыс. лет до н. э., бронзового века - начало II тыс. лет до н. э. – середина I тыс. лет до н. э., железного века – с середины I тыс. до н. э.