Смекни!
smekni.com

Методы расследования убийств (стр. 6 из 15)

Источником сведений для построения версий служат показания очевидцев, заявителей, свидетелей и участников расследуемого события, фактические данные, полученные в ходе осмотра места происшествия, другие материалы дела, а также сведения, полученные из других источников (в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий, из записок, писем, телефонных сообщений и т.д.).[32]

Вместе с тем некритическое использование сведений, полученных из внепроцессуальных источников, может привести к выдвижению необоснованных версий.

Поэтому для того, чтобы глубоко анализировать исходные данные и выдвигать обоснованные версии, следователь должен хорошо знать способы совершения и сокрытия преступлений, обладать способностью логически мыслить, уметь пользоваться такими логическими приемами, как аналогия, индукция, дедукция.

Например, расследуя дело об убийстве, возбужденное в связи с обнаружением частей трупа, и зная, что расчленение трупа в качестве способа сокрытия применяют, как правило, лица, близко связанные с потерпевшим, следователь может по аналогии выдвинуть версию о том, что и данное убийство, возможно, совершено кем-либо из близких потерпевшего.

Исходя из этого общего предположения, следователь может перейти к дедуктивному умозаключению, например, о том, что если эта версия верна, то кто-то из близких потерпевшему людей должен был отсутствовать дома в момент совершения убийства и т.д.

Выдвижение общих версий при обнаружении трупа или исчезновении человека преследует цель дать наиболее полное представление о происшедшем и дать наиболее полное объяснение с учетом как различных составов преступления, возможных при квалификации убийств, так и иных возможных объяснений смерти или исчезновения конкретного лица. Факт обнаружения трупа или исчезновения человека вследствие недостаточности, неполноты сведений, имеющихся на первом этапе расследования, позволяет обычно дать несколько различных объяснений всего происшедшего, подчас исключающих друг друга. В соответствии с этим выдвигается несколько общих версий. Например, при обнаружении в лесу трупа, висящего в петле, в зависимости от результатов осмотра и других первоначальных следственных действий могут быть выдвинуты версии о доведении до самоубийства, об убийстве с последующим подвешиванием трупа, о самоубийстве.[33]

Исходя из обстоятельств дела, выдвигаются также и частные версии относительно места времени, способа причинения смерти, механизма нанесения повреждений, мотивов убийства или самоубийства, орудий или средств убийства, места расчленения или сокрытия трупа или его частей; версии, объясняющие происхождение отдельных предметов и следов, обнаруженных при осмотре места происшествия и трупа.

Наибольшее значение при расследовании убийств имеет построение и проверка версий о способе совершения убийства, мотивах убийства и личности убийцы. Все эти три версии тесно связаны между собой.[34]

Выдвинуть версии о личности убийцы помогают обнаружение и исследование орудий и средств убийства. Характер примененного для убийства орудия или средства может иногда указывать на профессию и круг лиц, которым они, возможно, принадлежат. Такими орудиями могут быть, например, плотничный топор, сапожное шило, яды, заводная ручка от автомашины.

При осмотре орудия обращается внимание на его индивидуальные признаки, которые в дальнейшем могут помочь в установлении его владельца или использовавшего его лица. Такими признаками могут быть, например, инициалы на рукоятке ножа или иного инструмента, номер огнестрельного оружия, текст на бумажных пыжах – в случае применения охотничьего оружия.

Умелое расчленение трупа может свидетельствовать в какой-то мере об известных навыках и наличии специальных инструментов и дает возможность предположить, что лицо, расчленившее труп, может являться врачом-хирургом, мясником и т.п.

Большое значение для построения и проверки версий о личности виновного имеет установление мотива убийства. О мотивах убийства нередко можно судить уже по результатам осмотра места происшествия и трупа. Например, характерная для изнасилования поза трупа женщины и некоторые иные признаки дают основания полагать, что было совершено изнасилование и последующее убийство, возможно, с целью сокрытия изнасилования. Отсутствие имевшихся в квартире убитого ценностей, взломанные шкафы, ящики столов, вывернутые карманы одежды трупа могут свидетельствовать о корыстных мотивах убийства. Показания свидетелей о ненормальных взаимоотношениях в семье убитого, частых ссорах, драках, фактах супружеской неверности могут дать основания для предположения о возможном совершении убийства одним из членов семьи на почве этих взаимоотношений – из ревности, мести, в драке и т.п.

Вместе с тем практике расследования известны случаи, когда убийца, чтобы отвести от себя подозрения и направить следствие по ложному пути, умышленно инсценирует картину, типичную для убийства по тем или иным мотивам. Так, лицо, совершившее убийство из ревности, при попытке изнасилования, из мести может создать обстановку, характерную для ограбления. Поэтому версии о мотивах убийства, как и все другие следственные версии, подлежат тщательной проверке в ходе расследования.[35]

Разработка следственных версий начинается с того, что по каждой из них составляется план проверки.

Для разрешения поставленных вопросов следователь намечает соответствующие пути и средства, которые могут включать в себя как проведение первоначальных следственных действий, так и оперативно-розыскных мероприятий, поручаемых органам милиции. Для обеспечения полноты решения вопроса и экономии времени и средств целесообразно планирование нескольких следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, взаимно дополняющих друг друга.[36]

Т.о. проверка версий – это одновременно реализация плана расследования и сам процесс следствия, в ходе которого план расследования постоянно корректируется в соответствии с получаемой информацией. При этом основное условие успешной реализации плана следствия – параллельная проверка нескольких версий, что обеспечивает эффективность и быстроту расследования.

Вместе с тем, необходимость пресечения возможности дальнейшего совершения преступлений, быстрого установления лица, его совершившего, опасность утраты или повреждения вещественных доказательств или стирания в памяти свидетелей существенных фактов, имеющих значение для дела и т.п. факторы требуют от следователя быстрого проведения неотложных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, направленных как на раскрытие преступления, так и на сбор и закрепление доказательств.

Таким образом, первая задача, решаемая первоначальными следственными действиями и оперативно-розыскными мероприятиями, заключается в ориентировании лица, производящего расследование, в обстоятельствах того события, которое ему предстоит расследовать, получении исходных данных для развернутого планирования расследования.

Учитывая, что преступник может быть тем быстрее обнаружен и изобличен, чем меньше времени пройдет с момента совершения преступления до начала расследования, следовательно, принятие своевременных мер по розыску и установлению преступника является важнейшей задачей, решаемой с помощью первоначальных следственных действий, и обеспечивается путем взаимодействия следственных и оперативных аппаратов уже в самом начале расследования. Это контактирование осуществляется в форме одновременного проведения следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий под единым руководством лица, осуществляющего расследование.[37]

Таким образом, третья задача, решаемая с помощью первоначальных следственных действий и оперативных мероприятий, заключается в установлении, розыске и задержании преступника «по горячим следам». Методики, разработанные для расследования конкретных видов преступлений, основаны на анализе и обобщении практики производства первоначальных следственных действий по однородным делам, что позволяет выработать типичный перечень и установить обычную и целесообразную последовательность этих действий по каждой категории преступлений с учетом использования в процессе расследования оперативных данных.

Круг и тактика проведения первоначальных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий при расследовании конкретного преступления определяются с учетом получения сведений и осуществления действий, необходимых для предупреждения преступлений, предотвращения вредных последствий или уменьшения их объема.


2. МЕТОДИКА РАССЛЕДОВАНИЯ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ ОБ УБИЙСТВАХ

2.1. Первоначальный этап расследования убийства при наличии трупа

Дело об убийстве возбуждается по факту обнаружения трупа с признаками насильственной смерти или исчезновения человека при обстоятельствах, позволяющих предположить его насильственную смерть. Следует помнить, что несвоевременное возбуждение уголовного дела чревато весьма негативными последствиями. Остающийся на свободе убийца способен уничтожить следы содеянного, совершить другое тяжкое преступление. Следы могут необратимо измениться под воздействием неблагоприятных внешних сил. Обстоятельства преступления, воспринятые очевидцами, могут в значительной мере стереться из их памяти.

Осмотр места происшествия и трупа прежде всего позволяет уяснить общий характер произошедшего. Находится ли труп на открытой местности, например на территории населенного пункта, на улице, во дворе, на пустыре, в поле, на лугу, в лесу либо в помещении (в квартире, коридоре, на лестничной площадке, чердаке и т.д.). Необходимо обратить внимание на отсутствие или наличие признаков насильственного проникновения преступника в помещение, следов борьбы и самообороны, предшествовавших убийству, принять меры к обнаружению орудий, с помощью которых оно совершено, последствий их применения, например пуль, гильз, дроби, картечи, пыжей, огнестрельных повреждений, следов яда в пище, напитках.[38]