Смекни!
smekni.com

Психофизическая проблема 10 (стр. 1 из 174)

Содержание

Психика и сознание. 4

Психика и деятельность. 7

Психофизическая проблема. 10

а) Процесс, деятельность как основной способ существования психического. 15

б) Психические процессы и психические образования. 18

ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ В ПСИХОЛОГИИ.. 20

Введение. 20

Развитие психики и поведения. 28

Инстинкты.. 32

Индивидуально-изменчивые формы поведения. 37

Интеллект. 44

Общие выводы.. 47

РАЗВИТИЕ ПОВЕДЕНИЯ И ПСИХИКИ ЖИВОТНЫХ.. 54

Поведение низших организмов. 54

Развитие нервной системы у животных. 55

Образ жизни и психика. 57

СОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА.. 63

Историческое развитие сознания у человека. 63

Проблема антропогенеза. 63

Сознание и мозг. 66

Рефлекторная теория И.М.Сеченова и И.П.Павлова. 70

Развитие сознания. 73

Развитие сознания у ребенка. 80

Развитие сознания ребенка. 90

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ.. 93

Введение. 93

ОЩУЩЕНИЕ И ВОСПРИЯТИЕ.. 107

Ощущение. 107

Рецепторы.. 108

Элементы психофизики.. 109

Психофизиологические закономерности.. 112

Классификация ощущений.. 114

Органические ощущения. 117

Статические ощущения. 122

Кинестетические ощущения. 122

Кожная чувствительность. 123

Осязание. 126

Обонятельные ощущения. 129

Вкусовые ощущения. 130

Слуховые ощущения. 131

Теория слуха. 138

Восприятие речи и музыки.. 141

Зрительные ощущения. 144

Восприятие. 156

ПАМЯТЬ.. 187

Память и восприятие. 187

Органические основы памяти.. 190

Представления. 192

Ассоциации представлений.. 195

Теория памяти.. 196

Роль установок в запоминании.. 201

Запоминание. 204

Узнавание. 208

Воспроизведение. 210

Реконструкция в воспроизведении.. 211

Воспоминание. 213

Реминисценция в сохранении.. 218

Виды памяти.. 222

Уровни памяти.. 222

Типы памяти.. 224

ВООБРАЖЕНИЕ.. 226

Природа воображения. 226

Виды воображения. 230

Воображение и творчество. 232

"Техника" воображения. 235

Воображение и личность. 238

МЫШЛЕНИЕ.. 240

Природа мышления. 240

Психология и логика. 243

Психологические теории мышления. 244

Психологическая природа мыслительного процесса. 248

Основные фазы мыслительного процесса. 253

Основные операции как стороны мыслительной деятельности.. 256

Понятие и представление. 260

Умозаключение. 264

Основные виды мышления. 266

О генетически ранних ступенях мышления. 271

Развитие мышления ребенка. 275

РЕЧЬ.. 316

Речь и общение. Функции речи.. 316

Различные виды речи.. 325

Речь и мышление. 329

Развитие речи у детей.. 331

ВНИМАНИЕ.. 352

Введение. 352

Теория внимания. 354

Физиологические основы внимания. 357

Основные виды внимания. 358

Основные свойства внимания. 360

Развитие внимания. 367

ДЕЙСТВИЕ.. 371

Введение. 371

Различные виды действия. 373

Действие и движение. 375

Действие и навык. 382

Игра. 392

Учение. 402

ЧАСТЬ ПЯТАЯ.. 419

Введение. 419

СПОСОБНОСТИ.. 425

Введение. 425

Общая одаренность и специальные способности.. 429

Одаренность и уровень способностей.. 432

Теории одаренности.. 434

Развитие способностей у детей.. 439

ЭМОЦИИ.. 441

Эмоции и потребности.. 441

Эмоции и образ жизни.. 444

Эмоции и деятельность. 448

Выразительные движения. 456

ВОЛЯ.. 483

Природа воли.. 483

Волевой процесс. 490

Патология и психология воли.. 499

Волевые качества личности.. 502

ТЕМПЕРАМЕНТ И ХАРАКТЕР.. 509

Учение о темпераменте. 509

Учение о характере. 516

САМОСОЗНАНИЕ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ.. 529

Самосознание личности.. 529

Жизненный путь личности.. 536


Психика и сознание

Психическое имеет двоякую форму существования. Первая, объективная, форма существования психического выражается в жизни и деятельности: это первичная форма его существования. Вторая, субъективная, форма существования психического – это рефлексия, интроспекция, самосознание, отражение психического в самом себе: это вторичная, генетически более поздняя форма, появляющаяся у человека. Представители интроспективной психологии, определяя психическое как явление сознания, считая, что бытие психического исчерпывается его данностью сознанию или представленностью в нем, ошибочно принимали эту вторичную форму существования или проявления психического за первичную или, вернее, единственную форму его существования: сознание сводилось к самосознанию или выводилось из него.

Между тем ощущения, восприятия, представления, образующие как бы состав психики, и соответствующие психические процессы – это не то, что первично осознается, а то, посредством чего нечто – предмет – осознается. Сознание первично не означает смотрение внутрь на ощущения, восприятия и т.д., a смотрение ими или посредством них на мир, на его предметное бытие, порождающее эти ощущения и восприятия. Специфично для сознания как такового, в его отличие от психики в целом, предметное значение, смысловое, семантическое содержание, носителем которого являются психические образования. Семантическое же содержание сознания сформировалось у человека в процессе порождения у него языка, речи; оно сложилось в процессе общественно-исторического развития; семантическое содержание сознания – это общественное образование. Таким образом, сознание индивида размыкается не только по отношению к предметному миру, но вместе с тем и по отношению к общественному сознанию. Самая связь сознания с предметным миром, реализуемая его семантическим содержанием, опосредована его общественной сущностью.

Поскольку психическое, внутреннее определяется посредством своего отношения к внешнему, оно не "чистая", т.е. абстрактная, непосредственность, каковой она обычно представляется, а единство непосредственного и опосредованного. Между тем для идеалистической интроспективной психологии сознания всякий психический процесс есть то, чем он непосредственно представляется сознанию переживающего его субъекта; бытие психического исчерпывающе определяется его непосредственной данностью сознанию; оно поэтому превращается в сугубо личностное достояние: каждому субъекту даны только явления его сознания, и явления его сознания даны только ему; стороннему наблюдателю они принципиально недоступны; они замыкаются во внутреннем мире, доступном лишь для самонаблюдения, или интроспекции; психология должна поэтому изучать психические явления в пределах того индивидуального сознания, которому они непосредственно даны; сущность и явление будто бы совпадают в области психологии, т.е. собственно в ней сущность будто бы непосредственно сводится к явлению: все психическое – это лишь феноменальное, лишь явление сознания. Между тем в действительности бытие психического вовсе не исчерпывается его данностью сознанию субъекта, рефлектирующего на свои переживания. Психические факты – это прежде всего реальные свойства индивида и реальные процессы, выявляющиеся в его деятельности. Реальный биологический смысл возникновения и развития психики в процессе эволюции в том именно и заключался, что развитие психики животных, обусловленное изменением их взаимоотношений со средой, в свою очередь приводило к изменению этих взаимоотношений и их поведения. Развитие сознания у человека в процессе развития трудовой деятельности было и следствием и предпосылкой развития высших специфически человеческих форм деятельности. Психика не бездейственное сопутствующее явление реальных процессов; онареальный продукт эволюции; ее развитие вносит реальные и все более существенные изменения в реальное поведение.

Если проанализировать традиционную психологическую концепцию, то в основе как определяющее ее положение скрывается принцип непосредственной данности психического. Это по существу радикально-идеалистический тезис: все материальное, физическое, внешнее дано опосредованно через психику, психическое же переживание субъекта – единственная, первичная, непосредственная данность. Психическое как явление сознания замкнуто во внутреннем мире, оно исчерпывающе определяется отношением к самому себе, независимо от каких-либо опосредующих отношений к чему-либо внешнему.