Смекни!
smekni.com

«тематика и особенности образной системы лирики сергея есенина» (стр. 2 из 5)

« Печаль земли по браке земли с небом наполнены многие страницы есенинского творчества, поэт мечтает о том времени, когда «опрокинутость земли сольётся в браке с опрокинутостью неба»(3).

Как видим, К. Маринина углубляет в своих выводах наблюдения Д. Винивитинова._____________________________________________-

3)Образы луны, месяца и солнца.

В статье Д. Винивитинова отмечается: « Образы луны, солнца и неба- это символы ночи и дня, влияющие на человека. Однако более важным для поэта, особенно в этот период можно считать взаимосвязь, неразрывную обусловленность между людьми. Поэтому за образами луны и солнца можно угадать вполне какого-то человека с его чаяниями, вдохновением. Если же луна и солнце даются абстрагированно, то служат выражением определённого настроения лирического героя.» ( 4 )

Примечательно, что данная мысль перекликается с ощущением самого поэта о том, что «стихи мои не несут ни солнечного тепла, ни холодность лунного сияния. Они лишь будят в душе потребность остановиться, осмотреться, услышать самого себя»

( Из письма М. Горькому)

  1. См. 1- 1, стр.7
  2. Там же, стр.10
  3. В мире Есенина: Сборник статей. М., Наука, 1986г., стр. 32

4. См. 1-1, стр. 12

4) Художественно- философское осмысление поэтом образов земного миропорядка, а также образа пути.…………..

На наш взгляд стоит несколько слов сказать о том, как видели критики и исследователи творчества Есенина собственно образ земли. Многие исследователи останавливаются на том, что Есенину было присуще ощущение земли как пространственно- временной ипостаси. Если обратиться к поэтическому материалу, можно отметить, что это ощущение, взгляд поэта чётко прослеживается в стихотворениях «На затылке кепи..», «Я иду долиной». Прокушев Ю.Л, анализируя миропонимание, законы мироздания, выведенные поэтом, отмечает интересную схему : « В центре земли изба с крестьянскими постройками. Избы, связанные дорогой, образуют деревни. Субъективное время в поэтическом мире Есенина ярче всего выражается через движение сквозных пространственно- временных образов.» ( 1 )

Далее «…наиболее важным для поэта, особенно для его первых стихотворений, является образ пути. Этот образ также многозначен: деревенская дорога, жизненный путь человека, великий поход России из прошлого в будущее человечества. Образ пути представляет собой стержневую ось, вокруг которой вращается поэтическая Вселенная Сергея Есенина. Художественно- философский мир Есенина, главной особенностью которого является противоречивость поведения его персонажей, разнообразие мотивов, сквозных образов, а также борьба противоположных начал: вечного и преходящего, небесного и земного, божественного и дьявольского, общечеловеческого и классового, нового и старого, городского и деревенского, настоящего и будущего. Изображая эту противоречивую картину жизни, поэт стремится к гармонии. Единство неповторимого есенинского художественного мира заключается в одушевлённости в нём всего сущего: люди, животные, растения, планеты и предметы- дети единой матери Природы»

. ( 2 )

Возможно, появление такого поэта как Есенин и было возможно только в определённый переходный этап ( предреволюционная обстановка, последствия революции), так как к своему пониманию «единства всего, что есть», он пришёл только наблюдая и переживая борьбу противоположностей, как говорится в приведённой цитате. А, как известно, единство противоположностей- один из основных законов философии.

А) Трансформация используемых художественно- изобразительных средств в стремлении отразить субъективное, художническое представление об окружающем мире ( на примере анализа стихотворения).

В стихотворении «Берёза», написанном Есениным в 1913 году, поэт рисует реалистическую картину - зимний пейзаж, увиденный им из окна. При этом он использует простые художественные средства: неметафорические эпитеты, а обычные определения (белая берёза, пушистые ветки, снежная кайма, новое серебро и сравнения: снегом, точно серебром, распустились кисти белой бахромой), образные метафорические средства только намечаются ( «Берёза… принакрылась снегом»; сонная тишина, заря лениво обходит берёзу и осыпает ветки). Это начальные период творчества Есенина. «Здесь нет ярких красок, библейских образов. Всё просто, почти натуралистично. Однако уже с 1914 года есенинский поэтический мир резко меняется. Поэт вводит в него библейские образы. Это видно в стихотворении «Гой ты, Русь моя родная»…: хаты- образа, кроткий Спас, рать святая, рай. Лирического героя он сравнивает с богомольцем. Многие стихи 1914-1919 года насыщены подобной лексикой и образностью…

  1. Прокушев Ю.Л. Сергей Есенин: Образ. Стихи. Эпоха. М., АСТ-ПРЕСС, 1999 г., стр 12.
  2. Там же, стр. 15.

Обратим, например, внимание на два стихотворения 1914 года – «Край любимый, сердцу снятся…», «Пойду в скуфье смирённым иноком… .» Позднее, в 20-е годы в соответствии с новым, безрелигиозным мировоззрением, деревенский пейзаж и родина сливались воедино, природа видилась поэту божественным храмом «Голубая Русь» как казалась ему более любимым местом, чем рай. Звукопись Есенина отличает органическую естественную связь с окружающим миром. Яркий но далеко не единственный пример этому стихотворение: «Гой ты Русь моя родная…», в котором через аллетерацию на свистящие дан выразительнейший звукописный образ слепящей до слез, разъедающей, выедающей до боли глаза ,бескрайних русских просторов.1916 год выходит первая книга мало кому известного рязанского поэта Сергея Есенина называлась она Радуница.1925 год выходит «Русь советская». Одна из последних книг поэта, близкого и родного всей России! Эпиграфы из этих книг, разделяет их 10 лет. Казалось ,что они могут значить, заключать в себе существенного по сравнению с вечностью. Оказывается, многое тут зависит от масштабности, социальной значимости событий, происходящих в данное время в данную эпоху, от исторической прозорливость, степени талантливости художника, народности его творчества.» ( 1 )

Конкретный анализ используемых художественных выразительных средств можно привести на примере разбора стихотворения « Письмо матери» (1924), данном в указанной выше работе Е.С. Роговер ( 2 ). Взят именно этот анализ, т.к. он представляет современный взгляд на использование Есениным изобразительно- выразительных средств и обнаруживает глубину есенинской лирики : «… поэт связывает с Родиной, с домом всё самое светлое, дорогое, что есть в его жизни. Матери можно искренне и откровенно довериться, исповедаться. Но прозвучавшие в стихотворении откровенные слова о себе поэт стремиться сразу же заглушить, перевести в другой план, как бы подчёркивая, что интересны сейчас не перепитии его жизни, а образ матери, думы о ней. Поэтому далее начинают звучать стихи, которые могут послужить ей утешением. Доброта и нежность слышатся в ласковых словах

( «Моя старушка, твоя избушка»), в обращении «родная», сокровенном признании:

Я по-прежнему такой же нежный

И мечтаю только лишь о том,

Чтоб скорее от тоски мятежной

Воротиться в низенький наш дом.

В этом стихотворении примечательны варьирующиеся и сталкивающиеся мотивы. Одних из них- мотив тревоги. Сначала он звучит во второй строфе « Пишут мне, что ты, тая тревогу, загрустила шибко обо мне…; - в третьей, которая является развитием и конкретизацией темы; в четвёртой строфе утверждается мысль о мнимой тревоге, хотя драматизм переживаний ещё не снят : « Это только тягостная бредь…».

В последней строфе содержится просьба забыть о беспокойстве, словно его вообще нет. А рядом другой мотив- света, противостоящего тревоге. Рисуя деревенский пейзаж, поэт видит над избушкой «вечерний несказанный свет». А в предпоследней строфе звучит это поразительное определение, относящееся к матери:

Ты одна мне несказанный свет.

Через ткань стихотворения проходит и мотив дороги, у которой стоит ждущая сына мать. Невольно рождается ассоциация с поэтическим мотивом ожидания из

некрасовской «Тройки».

1. Е.С. Роговер. Русская литература ХХ века. Учебное пособие для студентов педвузов.

Санкт-Петербург, «Паритет», 2000 г., стр. 168.

У Есенина то же печальное нетерпение, жадное всматривание. В обоих стихотворениях появляется композиционное кольцо, последние строфы возвращают к начальным. Но у Есенина замкнутость безысходного круга нарушается : в конце речь идёт не о бессмысленности ожидания, не от тщетности веры в счастье. Поэт вселяет в сердце матери надежду на скорую встречу. Он и сам мечтает о низеньком «доме»:

Я вернусь, когда раскинет ветви

По весеннему наш белый сад…

А пока что и сам он в дороге, в пути, в поиске. Он- блудный сын, ушедший из дому в посиках счастья, усталый и много испытавший скиталец. Но и этот мотив пропащего молодца «переосмысливается». Герой уже на бездорожье, не на распутье. Для него очевидно:

К старому возврата больше нет.

Поразительная музыка этих строк, найденный поэтом ритм, чередование женских и мужских рифм, строфические повторы, варьирование и скрещивание мотивов формируют ярко выраженное песенное начало этого стихотворения. Не случайно оно было положено на музыку и стало песней. Ещё в 1927 году В. Липатов создал романс на эти слова, ставший исключительно популярным.» (1 ).

Таким образом, широко используя общеупотребительную лексику , слова с уменьшительно- ласкательными суффиксами( старушка, избушка), повторы ( привет тебе, привет, несказанный свет), элементы разговорной лексики ( шибко, саданул) поэт ведёт доверительный разговор, совершает покаяние, просит об искуплении грехов, отрекается от легкомысленности, присущей молодости, при этом не прибегает к лексике возвышенной ( «молиться» можно отнести и к пласту общеупотребительного пласта), очевидно, поэтому есенинская лирика носит характер предельной искренности, неподдельности чувств, близка и понятная каждому человеку. Особенно хочется отметить, что мотив пути не только дорога, ведущая к дому, но и дорога, ведущая к покаянию.