Смекни!
smekni.com

«тематика и особенности образной системы лирики сергея есенина» (стр. 4 из 5)

( поэма «Пришествие, 1918 год»). Есенин передаёт в стихах ощущение грандиозности свершившегося на родной земле (« Небесный барабанщик»), веру в «час преображенья», в то, что «светлый гость» избавит крестьянина от бедности и тягот жизни, из «распятого терпенья» вынет вынет ржавленый гвоздь» (Поэма «Преображение») 1918 год. Но вместо «светлого гостя» лирический герой поэта с ужасом видит наступающего «железного гостя» и оттого он вновь повёртывается к старой, «деревянной Руси», объявляя единственным её певцом и глашатаем. Есенин с отчаянием записывает : « Ведь идёт совершенно не тот социализм, о котором я думал». И поэт мучительно переживает крах своих иллюзий. Тем не менее в « Исповеди хулигана» 1920 год он вновь повторяет :

Я люблю Родину

Я очень люблю Родину…! (1 )

1. См. 4- 1, стр. 194- 195.

6) Природа в поэзии Есенина.

Есенин принёс в поэзию русскую природу со всеми её далями и красками «изумительными в своей красоте». Но его вклад в русскую литературу связан не столько с новизной тематики ( пейзажная лирика- магистральная тема всей поэзии 19 века), сколько со способностью увидеть природу изнутри крестьянского мира. Вот как сказано о пейзажной (основной) теме в лирике Есенина у Е.С. Роговер: « Мир деревни и народной поэзии в творчестве Сергея Есенина неразрывно связан с родной природой. Поэт черпает в ней свой неистощимый лиризм, нежность и возвышенную настроенность. Даже своё рождение он связывает с природой:

Родился я с песнями в травном одеяле

Зори меня вешние в радугу свивали.

Трепетная жизнь лугов, равнин, лесов служит источником самых разнообразных переживаний, смены чувств и настроений поэта:

Опять я тёплой грустью болен

От овсяного ветерка.

Не только грусть, но и весёлость, кротость и пыл, умиление и восторг могут возникать в душе лирического героя Есенина. При встрече с ракитами, лунным кружевом, радугой, покрасневшей рябиной. Зима его бодрит, а весна дурманит. В стихах Есенина природные явления дерзко очеловечены: «Месяц, всадник унылый, уронил повода»; «трава, поблёкшая в растеленные полы- Сбирает медь с обветренных ракит» ; «…заря на крыше, Как котёнок моет лапкой рот…»; «Звонки ветры панихидную поют…». Поэтому так много в них олицетворений и сравнений явлений природы с жестами, поступками и деяниями людей. Мир природы в стихах необычайно красочен. Это оттого, что поэт умеет зорко всматриваться в цветовое богатство всего, что его окружает. Потому столь живописны есенинские эпитеты « рыжий ласковый ослёнок», «в жёлтой пене облака», «я молюсь на алы зори», «зелёное вымя сосёт…».

Растительный мир в лирике Есенина поразительно многообразен. Исследователи посчитали, что в нём представлено 20 пород деревьев (липа, ива, черёмуха), 20 видов цветов (ромашка, колокольчик), различные травы и злаки. И все они неповтворимы, все живут и органично вплетаются в поэтичную ткань стихов. Столь же многолик и мир животных, которых поэт любит удивительно нежно, прослеживает из судьбы («Песнь о собаке»), даёт их «портреты», ( «Корова») и бережно вводит в свои лирические пейзажи. Есенин опоэтизировал около ста видов животных и птиц, нередко придавая им символическое значение ( лебеди- символ красоты, а корова – символ крестьянского благополучия, розовый конь- образ молодости). Все эти пейзажи, явления растительного и животного мира тесно сопрягаются с бытом и трудом родного села, тонко вводятся в лирико- музыкальный поток поэтических строк ( например, стихотворений «Отговорила роща золотая…») и помогают поэту выразить любовь к родному краю. Так, стихотворение «Табун» 1915 год завершается такими словами:

Любя твой день и ночи темноту,

Тебе, о Родина, сложил я песню ту.» (1)

Таким образом, опираясь на высказывания критиков, можно сделать вывод о том, что у С. Есенина тема природы тесно связана с темой любви к Родине. Также, учитывая цели настоящего исследования следует отметить, что в приведённых аналитических высказываниях достаточно детально проведён анализ используемых изобразительно- выразительных средств.

1. См. 4-1, стр. 168- 169

7) Тема любви в поэтическом мире Сергея Есенина.

В конце своей жизни поэт обратился к теме любви ( до этого времени он редко писал о ней). Все исследователи отмечают, что есениские стихи о любви не имеют тех крайностей, которые преобладали в 20-е годы ( это были либо откровенная эротика «сладострастья тяжёлая дрожь», либо аскетический отказ от выражения любовных чувств « Я без любви особенно спокоен…») Читаем у Е.С. Роговер: «Есенинская любовная лирика не касается крайностей, она яркая эмоциональная, экспрессивная, ме5лодичная, в центре её - сложные перепитии любовных отношений, незабываемый образ женщины. Поэт сумел преодолеть тот налёт наитурализма и богемности, который был свойствен в имажинистский период, освободился от вульгаризмов и бранной лексики, которая иногда звучала диссонансом в его стихах о любви, резко сократил разрыв между грубой реальностью и идеалом, который чувствовался в отдельных лирических произведениях. В 1923 году прозвучало такое есенинское признание : «В первый раз я запел про любовь…». Собой выразительностью отличаются два есенинских цикла - «Любовь хулигана»( 1923 год), «Персидские мотивы» (1924- 1925 год).

Вот одно из стихотворений первого цикла- «Ты такая ж простая, как все…». Оно строится как лирическое объяснение с героиней, но сохраняет целостную монологическую форму. В нём даётся своеобразный портрет избранницы и одновременно самохарактеристика лирического героя. Облик возлюбленной отличается своей обыденностью, похожестью на других российских женщин. Чтобы передать эту особенность Есенин пользуется яркой, почти шекспировской гиперболой: « Как сто тысяч других в России» .Но эта похожесть на иных не снижает, а явно возвышает подругу. Есенина пленяет простота избранницы, та простота, которая становится этико- эстетическим признаком красоты. Печальное одиночество женщины метафорически соотнесено с природным рассветом и синим холодом осени. Это намёк на то, что героиня стихотворения исключительная в своей красоте и значительности. Намеченное противоречие подхвачено во второй строфе:

Твой иконный строгий лик

По часовням висел в Рязанях.

Эта редкая красота, «строгая», не лицо, а «лик» и в тоже время образ, широко распространённый в России, и её многочисленных «Рязанях». Противоречивые начала вновь приведены в гармонию и объединены в цельность. Ведь именно оттого такой «лик» и висел в часовнях, что он « иконный». В четвёртой и седьмой строфах портрет получает своё завершение. Тут намечены черты как будто разного свойства: вроде бы снижающие образ женщины «глаза косые» и одновременно, редкостное исключительное имя, которое «звенит» ( имеется ввиду Августа Миклашевская, которой посвящено стихотворение). Но эти противоположности сведены в единство, так как косые глаза напоминают поэту листья, а имя подруги- «словно августовская прохлада». Естественность, природосообразность – вот то, что синтезирует названные признаки.

Самохарактеристика тоже строится на как будто взаимоисключающих подробностях. Смешному во второй строфе противостоит серьёзное, глупому- сосредоточенность мысли. Но всё сводится к целому, ибо и там и тут идёт речь о любви. ( 1)

1.См. 4-1, стр. 183-185

С несколько иных позиций рассматривает поэтическое своеобразие стихов о любви Есенина Леденёв А.В.: « «Заметался пожар голубой, позабылись родимые дали. В первый раз я запел про любовь, в первый раз отрекаюсь скандалить.» Это строки знаменитого стихотворения из цикла «Любовь хулигана» 1923 год. Действиетльно, в раннем творчестве Есенина до начала 1920 годов стихи о любви были редкостью. Показательно для его поэтического мира стихотворение 1916 год «Не бродить , не мять в кустах багряных». Здесь любимая неотделима от природного окружения: у неё «сноп волос овсяных» и «зёрна глаз» : «С алым соком ягоды на коже, нежная красивая была, на закат ты розовый похожа и как снег лучиста и светла». Ушедшая возлюбленная, что была «песня и мечта», не исчезла бесследно- она растворилась в окружающем мире :

Зёрна глаз твоих осыпались, завяли

Имя тонкое растаяло, как звук,

Но остался в складках мятой шали

Запах мёда от невинных рук.

В тихий час, когда заря на крыше,

Как котёнок моет лапкой рот,

Говор кроткий о тебе я слышу

Водяных поющих с ветром сот.

Далеко не все стихи цикла «Любовь хулигана» относятся к лучшим творениям Есенина. Скорее- отдельные образы, строки, строфы стихотворения:

Пусть я буду любить другую,

Но и с ней, с любимой, с другой

Расскажу про тебя, дорогую,

Что когда-то я звал дорогой.

Расскажу, как текла былая

Наша жизнь, что былой не была…

Голова ль ты моя удалая,

До чего ж ты меня довела.

Любовь- центральная тема «Персидиских мотивов» и так называемого «Зимнего цикла» конец 1925 года. Высокий эмоциональный накал, душевная обнажённость, безоглядная удаль – отличительные черты есенинской любовной лирики. В передачи стихии любовного чувства поэт глубоко индивидуален:

Милая, ты ли ? та ли?

Эти уста не устали,

Эти уста как в струях