Смекни!
smekni.com

«тематика и особенности образной системы лирики сергея есенина» (стр. 5 из 5)

Жизнь утолят в поцелуях.

Милая, ты ли ? та ли?

Розы ли мне то нашептали?

Есенинские стихи о любви подчёркнуто музыкальны. Кажется, что и всё очарование знаменитого «Шагане, ты моя Шагане…» Из «Персидских мотивов» именно в удачно найденной повторяющейся строчке- музыкальной теме всего стихотворения.

В одном из ранних стихотворений Есенин изобразил расставание с любимой, как прощанье с собственной тенью:

Где-то в поле чистом, у межи

Оторвал я тень свою от тела.

Неодетая она ушла,

Взяв мои изогнутые плечи.

Где-нибудь она теперь далече

И другого нежно обняла,

Но живёт по звуку прежних лет

Что как эхо бродит за горами…

Обычно, редко обращает внимание на то, что в стихах Есенина любимая, как и образ России,- лишь эхо, отзвук, тень, мечта:

Светит месяц.

Синь и сонь. Хорошо копытит конь,

Свет такой таинственный,

Словно для единственной-

Той, в которой тот же свет

И которой в мире нет.

Благодарное приятие- основной тон в отношении лирического героя в жизни- проявляется и в отношении к женщине- подруге, любимой. Он умеет проститься и расстаться с любимой светло, с благодарностью, без истерической натуги:

Любимая с другим любимым

Быть может, вспомнит обо мне,

Как о цветке неповторимом…(1)

Таким образом, общее в приведённых цитатах анализа любовной лирики

С. Есенина то, что образ возлюбленной у него соединяет черты земного, обыденного с возвышенным, непостижимо прекрасным. Лирический герой чувствует свою ничтожность, преклоняется перед любимой и готов на любые жертвы ради неё. Очевиден вывод: лирический герой, как отражение внутреннего духовного состояния поэта, способен любить беззаветно, преданно, способен со своей возлюбленной «расстаться не расставаясь», а это дано не каждому.

1. См. 6 –1, стр. 506-507

111. Заключение

Подводя итог исследованию круга тем и особенностям использования изобразительно- выразительных средств в поэзии С.А. Есенина в критических работах разных лет, необходимо отметить, что приводимые высказывания в целом достаточно детально, подробно рассматривают творчество поэта: разнообразие тем, круг проблем, художественность отображения действительности. По тому, насколько критик способен оценить личность художника, выраженную в его творениях, можно судить и о самом критике, его эстетическом уровне, нравственных приоритетах, степени патриотического чувства.

Рассматривались работы литературоведов, изучавших творчество С. Есенина в разные года, но их оценки, в сущности, во многом определены самой природой есенинского творческого гения. Необходимо привести основные выводы.

1. Мир природы и мир человека в понимании поэта и в его произведениях целостен и неделим.

2. В своих произведениях поэт пытается решить проблему личности в её связи с миром.

3. Главными составляющими художественного мира поэта являются образы земли и неба.

4. Есенину было присуще ощущение земли как пространственно- временной ипостаси.

5. Единство неповторимого есенинского художественного мира заключается в одушевлённости в нём всего сущего: люди, животные, предметы и планеты дети единой матери Природы.

6. Мотив пути в общем круге тем не только дорога, ведущая к дому, но и дорога, ведущая к покаянию.

7. Тема Родина одна из самых главных в лирике поэта. Автор выражает в стихотворениях беззаветную любовь к Родине, опасение за будущее, боль за настоящее. Тема Родины тесно связана с темой природы.

8. Поэт сумел преодолеть в стихах о любви налёт натурализма, сумел освободиться от бранной лексики. Черты есенинской любовной лирики: высокий эмоциональный накал, душевная обнажённость , безоглядная удаль. Любовная лирика подчёркнуто музыкальна.

Как особенность поэтики( использование изобразительно- выразительных средств) критики отмечают высокую степень употребления различных тропов: метафора ( авторская, развёрнутая), сравнение, олицетворение, авторские новообразования, как способ выразить эмоциональное состояние лирического героя.

«Всё, что делает есенинские стихи столь популярными, любимыми всеми поколениями, перекладывается на музыку, всё очарование есениской поэзии- в простоте, напевности, максимальной искренности, обнажённости душевной, в словах, продиктованных песней сердца, сердца, влюблённого в жизнь и Русь»- отмечал Ю. Прокушев.

Таким образом, можно считать, что цели, поставленные во введении данной работы и задачи, определяемые этими целями- проанализировать высказывания критиков и определить тематику и художественные средства выразительности- достигнуты.

4. Список использованной литературы.

1.Бельская Л.Л. Песенное слово: Поэтическое мастерство Сергея Есенина.- М., «Айрис», 1990 год.

2.В мире Есенина: Сборник статей.- М., Просвещение 1986 год

3. Захаров А.Н. Поэтика Есенина.- М., «Слово» , 1995 год

4. Леденёв А.В. «История русской литературы конец 19- 20 века.- М., Высшая школа, 1992 год

5. Марченко А. Поэтический мир Есенина.- М., Просвещение, 1972 год

6. Прокушев Ю.Л. Сергей Есенин: Образы. Стихи. Эпоха. –М., «АСТ-ПРЕСС», 1999 год.

7. Роговер Е.С. Русская литература ХХ века. – Санкт- Петербург, «ПАРИТЕТ», 2000 год

8. Сергей Есенин. Избранное.-М., «Художественная литература», 1985 год