Смекни!
smekni.com

«А. Блок. Влияние творчества А. Блока на поэзию Анны Ахматовой» (стр. 1 из 3)

МОУ Клявлинская общеобразовательная школа №2

имени В.Маскина

Реферат по литературе

на тему:

«А. Блок. Влияние творчества А.Блока

на поэзию Анны Ахматовой»

Работу выполнила

ученица 10 «В» класса

Кондратьева Елена

Клявлино, 2011 г.

Цель работы:

1. Узнать больше о жизни и творчестве А.Блока

2. Понять, как творчество Блока повлияло на поэзию Анный ахматовой

3. Исследовать поэзию Ахматовой и то, как она перекликается с поэзией А.Блока

ПЛАН

1. Цель работы.

2. Вступление.

3. Основная часть.:

А. Из воспоминаний о А. Блоке

Б. Сборник Ахматовой «Вечер»

В. Стихи Ахматовой, посвященные Блоку

4. Заключение.

- Что ж, - сказала Анна
Андреевна, -
я ничего тут не вижу. И
Пушкин
всегда так делал. Всегда.
Брал у всех, все, что ему нравилось.
И делал на веки своим.
(№14, стр. 104)

Известным литературоведом В. М. Жирмунским было проведено крупное исследование, посвященное тему «блоковского текста» в творчестве Анны Ахматовой. Многие исследователи затрагивают в своих работах данную проблему: Чуковская Л. К., Тименчик Р. Д., Цивьян Т.В., а так же Топоров В. Н.

Но все же пока еще сложно, да и рано подводить итоги поэтической перекличке двух поэтов. Очень много противоречивых фактов и мнений связаны с этой темой. Настоящая работа также не может претендовать на то, чтобы исчерпать этот вопрос, но в ней, в частности, предпринимается попытка обратиться к новому кругу источников, скрытых, однако, в тех же самых текстах (ахматовских), которые давно известны исследователям.

Понятие легенды неоднозначно. Термин «легенда» применительно к истории своих отношений к Блоку употребляла сама Ахматова. «Вторая легенда», с которой я попрошу моих читателей распроститься навсегда,- написала она в поздних автобиографических заметках,- относится к моему так называемому «роману» с Блоком… «Из чего была состряпана легенда о романе, просто ума не приложу, но что она нравилась и её хотели, это несомненно». (№ 3 стр. 189) Понятие «легенда» употреблено здесь Ахматовой в очень узком, чисто биографическом и резко отрицательному смысле, как синоним «сплетни», «нелепого вымысла». С этой «легендой» Ахматова в поздние годы жизни, по мнению многих исследователей, считала необходимым бороться, опровержению этой «легенды» (также по мнению некоторых литературоведов) в значительной степени посвящены ее «Воспоминания об Александре Блоке».

В ином, значительно более широком смысле, применительно к творчеству Блока и его облику в сознании современников, употребил понятие «легенда» Ю.М. Тынянов. В статье «Блок», написанной вскоре после смерти поэта, Тынянов писал: «Блок - самая большая лирическая тема блока.(…) Об этом лирическом герое и говорят сейчас. Он был необходим, его окружает легенда, и не только теперь – она окружала его с самого начала, казалось даже, что она предшествовала самой поэзии Блока…» (№12, стр. 94).

В своей работе я пользуюсь понятием «Блоковская легенда» в широком смысле, близком к пониманию Ю.Н. Тынянова, имея ввиду восприятие современниками и, в частности, Ахматовой поэтического образа Блока, его литературной личности, его лирического героя, его лирической темы.

«ВОСПОМИНАНИЯ О БЛОКЕ»

В рабочих тетрадях Ахматовой сохранилось большое число отрывков мемуарного характера, относящиеся к Блоку. Все они, как и печатные «Воспоминания», по шутливому определению самой писательницы, в сущности, написаны на тему: «О том, как у меня не было романа с Блоком». Все мои воспоминания о Блоке,- сообщает Ахматова в своих записях,- могут уместиться на странице обычного формата, и среди них интересна только его фраза о Льве толстом».

В черновых планах статьи перечислены все встречи Ахматовой с поэтом, они даже пронумерованы (девять номеров, однако список не доведен до конца).

Однако при всем поверхностном и мимолетном характере этих встреч «на людях», в литературных салонах и литературных вечерах, нельзя не заметить, что для Ахматовой они всегда были чем-то очень важным что она на всю жизнь запомнила, казалось бы внешне незначительные, но для нее по-особенному знаменательные слова своего собеседника. Это относится, например, к упомянутым выше словам Блока о Л. Н. Толстом. В разговоре с Блоком Ахматова передала ему замечание молодого поэта Бенедикта Лившица, «что он, Блок, одним своим существованием мешает писать стихи», «Блок не засмеялся, а ответил вполне серьезно: «Я понимаю это. Мне мешает писать Лев Толстой». В другой раз, на одном литературном вечере, где они выступали вдвоем, Ахматова сказала: «Александр Александрович, я не могу читать после Вас». Он- с упреком в ответ-« Анна Андреевна, мы не тенора». Сравнение это, надолго запечатлевшееся в памяти, было, может быть подхвачено через много лет в стихотворении, где Блок предстает как «трагический тенор эпохи» (1960). Ахматова рассказывает дальше: «Блок посоветовал мне прочесть «Все мы бражники здесь». Я стала отказываться: «Когда я читаю: «И пьяницы с глазами кроликов»- тоже смеются». (№4, стр. 21).

Но наиболее впечатляющей была неожиданная встреча Ахматовой с Блоком в поезде на глухом полустанке между географически близкими Шахматовым (усадьбой Бекетовых) и Слепневым (имением Гумилевых), скорее напоминающая не бытовую реальность, а эпизод из неправдоподобного любовного романа: «Летом 1914 года я была у мамы в Дарнище, под Киевом. В начале июля я поехала к себе домой, в деревню Слепнево, через Москву. Где-то, у какой-то пустой платформы, поезд тормозит, бросают мешок с письмами. Перед моим изумленным взором неожиданно вырастает Блок. Я вскрикиваю: «Александр Александрович!». Он оглядывается и, так как он был не только великим поэтом, но и мастером тактичных вопросов, спрашивает: «С кем вы едете?». Я успеваю ответить: «Одна». Поезд трогается». И этот рассказ подтверждается свидетельством записных книжек Блока. Ахматова продолжает: Сегодня, через 51 год, открываю Записную книжку Блока и под (9 июля 1914 года) читаю: «Мы с мамой ездили осматривать санаторию за Подсолнечной.- Меня бес дразнит.- Анна Ахматова в почтовом поезде». (№7, стр. 325).

В своих мемуарных записях Ахматова уделила немало места опровержению «легенды» о ее «так называемом романе с блоком», или, как она пишет в другом месте, «чудовищных слухов о ее «безнадежной

страсти к А. Блоку, которая почему-то до сих пор всех весьма. (...) Однако теперь, когда она грозит перекосить мои стихи и даже биографию, я считаю нужным остановиться на этом вопросе». (№10, стр 325).

Сплетня эта - «провинциального происхождения» , она «возникла» в

20-х годах, после смерти Блока2, «уже одно опубликование архива А.А. Блока должно было прекратить эти слухи». (№10, стр. 325)

Гораздо существеннее для современного читателя восприятие Ахматовой поэтической личности Блока и те творческие связи между ними, о которых ниже пойдет речь. Ахматова писала в своих заметках: «блока я считаю не только величайшим поэтом первой четверти двадцатого века (первоначально стояло: «одним из величайших», - В. Жирмунский - № 10, стр. 325), но и человеком-эпохой, т.е. Самым характерным представителем своего времени...»

К богатой мемуарной литературе о Блоке присоединяются еще несколько фрагментарных страниц, содержащих воспоминания о блоке Анны Ахматовой. В этих воспоминаниях воспроизводятся 3 — 4 интересных высказывания Блока, ряд беглых впечатлений от встреч с ним и кое-какие любопытные подробности, но в целом они далеко не поражают обилием материала. Информация, заключенная в них имеет значение не столько сама по себе, сколько тем, от кого она исходит. Анна Ахматова избрала в своих кратких мемуарах жесткий «пушкинский» принцип чистого фотографического повествования. Рассказав о встречах с блоком, она не поделилась своими мыслями к нему и о его поэзии и оставила при себе свои оценки его произведений.

В самом деле, А. Ахматова и ее старший современние А. Блок были знакомы друг с другом гораздо меньше, чем это многим представляется. « Анна Андреевна говорила мне, -пишет Д. Максимов , что встречалась с Блоком редко, за всю жизнь - более 10-ти раз и подолгу с ним не разговаривала. Эти встречи происходили на людях, иногда при совместных выступлениях. У Анны Андреевны Блок ни разу не был. А она к нему зашла лишь один раз - в конце декабря 1913 года, когда он жил на Офицерской. Да и тогда она торопилась к себе в Царское село и просидела недолго, «минут сорок». (№11, стр. 188). Легенду о романе с Блоком Ахматова решительно отрицала, и не случайно, читая Д. Максимову свои воспоминания , в шутку назвала их так: «О том, как у меня не было романа с Блоком». «Как человек-эпоха Блок попал в мою поэму «Триптих» (Демон сам с улыбкой Тамары»...), однако из этого не следует, что он занимал в моей жизни какое-то особенное место. А что он занимал особенное место в жизни всего предреволюционного поколения, доказывать не приходится». (№11, стр 189).

В образной форме эта мысль вопощена в одном из более поздних стихотворений Ахматовой (1946) , посвященных исторической роли поэта, ее современника:

Как памятник началу века

Там этот человек стоит...

Однако хотелось бы посмотреть на описанные выше факты с другой стороны. В.М. Жирмунский пишет: «В своих мемуарных записях Ахматова уделила немало места опровержению.. легенды...( о чем уже упоминалось выше). Далее Жирмунский заключает: «Мы будем исходить в дальнейшем из этих неоднократно повторенных признаний А.А. Ахматовой и не считаем необходимым вообще углубляться в интимную биографию художника.» (№10, стр. 264)