Смекни!
smekni.com

«Святая блаженная Ксения Петербургская и храм св ап. Матфия (Покровская церковь)» (стр. 2 из 6)

После многолетнего народного почитания блаженная Ксения Петербургская, Христа ради юродивая, была причислена к лику святых в 1988г. на Поместном Соборе Русской Православной Церкви (на Поместном Соборе Русской Православной Церкви за границей в 1978г.)

Мощи св. блаж. Ксении Петербургской лежат под спудом в часовне на Смоленском кладбище. Часовня приписана к храму Смоленской иконы Божьей матери. ( cм. приложение)

Правый придел храма Смоленской иконы Божьей Матери был освящен 16 февраля 1990г. в день памяти св. прав. Симеона Богоприимца, учителя св. ап. Матфия, в храме которого прихожанкой была св. блаж. Ксения Петербургская. В этом храме она венчалась, исповедовалась и причащалась. Вся жизнь Блаженной проходила в приходе храма св. ап. Матфия, и отпевалась она также в храме св. ап. Матфия.

II. Храм св. ап. Матфия и его связь со св. блаж. Ксенией Петербургской.

1. История храма св. ап. Матфия:

а) Первая церковь Санкт-Петербурга – церковь св. ап. Петра и Павла

Начало церкви св. ап. Матфия связано с основанием, тогда ещё «земляной» Петропавловской крепости, или «города». Из летописи: «14-го мая 1703 года Царское Величество изволил осматривать на взморье устья Невы реки и острова и усмотрел удобный остров к строению города. «Когда сошел на средину того острова, почувствовал шум в воздухе, усмотрел орла парящего, и шум от парения крыл его был слышан; взяв у солдата багинет и вырезав два дерна, положил дерн на дерн крестообразно и, сделав крест из дерева и водружая в реченные дерны, изволил говорить: «Во имя Иисус Христово на сем месте будет церковь во имя верховных апостолов Петра и Павла» 2.

29 июня / 12 июля 1703 года первый храм города был освящен в честь его небесных покровителей святых апостолов Петра и Павла. Внутри крепости этот деревянный храм находился с 1703 по 1719 год.

Построили церковь довольно быстро. В конце марта 1704 года царь вернулся в Петербург и 1 апреля присутствовал при ее освящении. Была она в немецко-шведском стиле — со шпилем над колокольней и маленьким "фонариком" (декоративным куполком) наверху. Обликом своим церковь напоминала шведскую церковь в Ниешанце и, конечно же, противоречила привычным представлениям о православном храме. А приезжавшим в город иностранцам церковь безусловно нравилась. Один из них так писал о ней: "У канала стоит небольшая, но красивая деревянная русская церковь об одном, на голландский манер, шпице. На башне со шпицем висит несколько колоколов, на которых приставленными людьми каждый час разыгрывается, тоже по голландскому обычаю, небольшая прелюдия, а вслед за ней часы возвещаются звоном колокола, приводимого в движение, за неимением часового механизма, теми же людьми" 3. (см. приложение № 5)

В 1709 году в память о Полтавской победе к церкви пристроили с западной стороны, фланкируя главный вход, две башни. Сходство с западными костелами от этого стало очевиднее. Тем не менее, в нарушении православных канонов Петр пошел еще дальше — стал по воскресным дням и праздникам поднимать на церковных шпилях боевые вымпелы, а стены храма велел обшить и расписать под желтый мрамор. Лишь крестообразный план церкви говорил о ее принадлежности к православной ветви христианства. (см. приложение № 5)

Возводилась она, вероятнее всего, по проекту самого Петра I и была расписана снаружи «под каменный вид желтым мрамором». Церковь имела колокольню-башню с курантами, на которой по праздникам поднимались флаги. Историки отмечают ее сходство с церковью святой Ульрихи в Стокгольме.

б) Полковая церковь и храм воинской славы.

В 1712 году, когда Петербург был объявлен столицей России, естественно возник вопрос о главном кафедральном соборе. Так как Петр дела церкви тоже решал сам (с 1700 года страна жила без патриарха, а Синод появился лишь в 1721 году), то он и повелел каменный кафедральный собор строить на месте деревянного Петропавловского. Работу поручил Доменико Трезини. И приказал начинать немедленно. 8 июня 1712 года собор был заложен...

К 1716 году зодчему пришло указание "церковь от фундаменту весть". Раньше начинать строительство собора было нельзя, потому что грунт под колокольней еще не просел. К 1719 году стены собора поднялись настолько, что пришлось, наконец, разобрать деревянную церковь, до тех пор остававшуюся внутри строившегося здания. Ее перенесли в солдатские слободы близ Сытного рынка.

Первоначальную церковь, спустя семь лет, то есть в 1719 г., разобрали и перенесли с Заячьего острова на Березовый (или Городовой, Городской, Троицкий; с 1730-х гг. и до 1914 г. официальное название — Петербургский остров, с 1914 г. — Петроградский), где квартировал в то время Белозерский пехотный полк.

Местность, на которую перенесли маленькую и холодную деревянную церковь, была тогда пустынной. Близ нее находились только, так называемые, ростовские торговые ряды, в которых торговали своими произведениями ростовцы; прочие же прихожане- чиновники коллегии иностранных дел, оружейники, торговцы Сытного рынка (ранее Обжорного), солдаты Белозерского полка жили почти на границах Матфиевского прихода. Строения встречались здесь редко и преимущественно со стороны Сытного рынка. От места нынешней больницы им. Эрисмана (Петропавловской) до Спасо-Преображенского прихода расстилалось чистое поле. Пустые эти пространства являлись продолжением Троицкой площади, сливая всю округу в единое целое. Сама же церковь св. ап. Матфия находилась в то время в черте палисадного укрепления со рвом, тянувшимся от Кронверка мимо церкви до реки Карповки. Укрепление это устроено было для ограждения «от всякого случая и воровских проходов». Позднее, с поселением здесь многих полков укрепление было уничтожено. На месте бывшей Петропавловской больницы находилось подворье Феофана Прокоповича, оставившее память в названии Архиерейской (ныне Льва Толстого) улицы; оно окружено было садами, которые любил разводить его хозяин, и угодья его простирались за Карповку, представляя красивый вид проложенных гам по лесу просек.

Престол именно этой городской церкви был освящен в 1720 г. в в честь святого апостола Матфия. В этой церкви Петр I совершал молебны в благодарность за победу над шведами. Само освящение церкви, состоявшееся 31 января1720 г., связано с воспоминанием о Петровской победе: взятии русскими войсками 9(22) августа 1704 г. – в день св. ап. Матфия – Нарвы, где незадолго до этого русские потерпели поражение от шведов. Чин освящения совершил митрополит Рязанский и Муромский Стефан Яворский. Первый храм города начал свою новую жизнь, как храм воинской славы, храм св. ап. Матфия. (см. приложение № 7)

Любопытно, что храм был перестроен сразу же после рождения св. блаж. Ксении Петербургской и через три года после смерти был разобран. Но в течение ее жизни храм оставался без изменений (изменялось только функционирование храма) - был добавлен придел в виде самостоятельной Покровской церкви, (1754) но именно как придела Матвеевского храма (которые были объединены в каменном здании, через ряд перестроек, начиная с 1800 г., по проекту архитектора Миллера, 1794 г.).

Близ Матфиевской церкви при императрице Анне Иоанновне (ок. 1730 г.) были поселены Санкт-Петербургский и Копорский гарнизонные полки, и церковь надолго стала полковой. Церковные старосты бывали из военных. В церкви находились вещи, принадлежавшие полкам, которые назывались полковыми. На одном из церковных Евангелий была надпись: «сие Святое Евангелие обложено вновь при подполковнике князе Мещерском и майоре Бровцыне 1751г.». И в другом месте: «сия книга Святое Евангелие С-Петербургского гарнизонного полка полковое».4

В 1732 г. при церкви было открыто кладбище, просуществовавшее более 30 лет. Кладбище было уничтожено раньше 1768 г., как это видно из акта того же года об отдаче огорода в аренду. В XIX в. при обработке земель огородов на его месте еще находили камни от надгробий.

В 1732-1734 гг. был предпринят ремонт деревянной церкви по проекту арх. Трезини. Церковь стала с одной колокольной, её поставили на плиточный фундамент (ранее деревянные храмы ставились просто на землю, без специального фундамента).

О важном значении, какое придавалось тогда Матфиевской церкви, свидетельствует тот факт, что усердием причта и прихожан в 1751 г. отлит был для церкви колокол весом в 114 пудов (1824 кг). Он был в те времена одним из самых больших колоколов в городе.

Прихожанкой храма св. ап. Матфия была святая блаженная Ксения Петербургская. Она жила в Матфиевском приходе на улице называвшейся именем её мужа Андрея Петрова (ныне – Лахтинская), есть документы (исповедальные и метрические книги), свидетельствующие, что святая Ксения Петербургская исповедовалась, венчалась и отпевалась в церкви св. ап. Матфия.

Именем святого апостола называлась часть нынешней ул. Ленина (Матфиевская), прилегающая к Мафиевскому саду, и Матфиевский переулок - сохранившие редуцированное наименование «Матвеевский». Первоначальная церковь св. ап. Матфия располагалась в 17,3 м. от ул.Матфиевской, продольной осью перпендикулярно к ней. Участок этот практически полностью занимает корпус № 4 телефонной станции и в незначительной степени прилегающий к нему заасфальтированный участок. Согласно атласу (Аракчеева) 1798 года, размеры храма составляли: длина- 26 метров, длина без паперти 21,6 м., ширина с приделами – 19,4 м., без приделов 13 м.

в) Строительство каменного покровского храма.

В 1754 г. 29 октября рядом с холодной Матфиевской церковью была открыта «ради зимнего времени и множества причастников в посту» и «освящена в роде придела» новая теплая деревянная церковь в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы, о чем свидетельствовала надпись на кресте под престолом: «освятися жертвенникъ Господа Бога и Спаса нашего Iисуса Христа, во имя Пресвятыя Богородицы честного Ея покрова, при державе благочестивейшая и самодержавнейшiя, великiя Государыни Императрицы Елисаветы Петровны и при наследнике ея внуке Петра, и великомъ князе Петре Феодоровиче, при супруге его благоверной государыне Екатерине Алексеевне и при благоверномъ государе и великомъ князе Павле Петровиче. По благословению святейшаго правительствующаго всероссiйского синода и преосвященного Сильвестра архгепископа С.-Петербургского и Шлиссельбургскаго и архимандрита Святотроицкаго и Александро-Невского. Въ лето отъ Рождества Христова 1754 индикта». 5