Смекни!
smekni.com

«Святая блаженная Ксения Петербургская и храм св ап. Матфия (Покровская церковь)» (стр. 4 из 6)

С 1915 по 1918 год настоятелем храма св. ап. Матфия (Покровская церковь) был новосвященномученник Николай Сперанский, пресвитер Петербургский (1869-1918), который проживал в то время на Большом пр. П.С. в доме №84, ныне разрушенном. Николай Сперанский был арестован 30 августа 1918 года, в день покушения Каплан на Ульянова и убийства председателя Петроградского ЧК Урицкого. К моменту ареста настоятель храма св. ап. Матфия, о.Николай исполнял должность благочинного 8-го столичного округа и в это смутное время имел большое влияние и авторитет у верующих, был расстрелян большевиками в период с 30 августа по 1 октября 1918 года вместе с прославленными церковью новосвященномученниками: Иоанном Кочуровым, Петром Скипетровым, Философом Орнатским, Алексеем Ставровским.

С середины 20-х годов разрушение церквей, храмов, монастырей приобрело массовый характер. В 1929 году уничтожение уникальных исторических сооружений стало тотальным. Именно тогда были взорваны 25 монастырей в Москве.

Одним из примеров варварского разрушения большевиками народных святынь является храм св. ап. Матфия.

В 1923 году храм св. ап. Матфия (Покровская церковь) получил статус Собора (см. приложение № 8), а 31 мая 1932 года Леноблисполкомом принял решение о закрытии и сносе храма. Несмотря на его историко-художественную ценность, храм закрыли 25 июля 1932 г.

16 июля того же года храм был взорван военным ведомством (отв. техник Петров) август 1932 – «работы почти закончены, осталось сломать часть фундамента и вывезти половняк и бут. К 7 ноября закончат».10

10 апреля 1934 года вместо храма был устроен сквер с детской площадкой.

В мире на всех континентах существуют более трех десятков католических, методических и лютеранских церквей св. ап. Матфия, но в православном мире наш храм св. ап. Матфия был единственным.

Святые мощи апостола Матфия, по разным источникам, находятся в Германии, Аджарии, Италии, частица - в Москве в церкви Сошествия Святого Духа на апостолов, что на Лазаревском кладбище.

2. Духовная жизнь храма св. ап. Матфия:

а) Чудо сохранения храма до 1806 года.

К истории храма можно добавить интересное примечание, попробовав ответить на вопрос: «Почему после строительства теплой Покровской церкви в 1754 г. (хотя она и «освящена в роли придела, но вполне самостоятельная церковь) была сохранена рядом старая деревянная (холодная) действующая церковь св. ап. Матфия в которой венчалась, исповедовалась и причащалась а в дальнейшем отпевалась св. блаж. Ксения Петербургская?»

Напомню, что церковь была построена в 1703 г. и освящена как храм св. ап. Петра и Павла, затем в 1719 г. была разобрана и вновь собрана и освящена как храм св. ап. Матфия. Прошло много лет, церковь была старая, обветшавшая (сохранность деревянных зданий в условиях климата Санкт-Петербурга очень плохая). (Примечание: любопытный феномен в истории церковных зданий - постройка придела церкви как самостоятельное церковное здание, стоящее рядом.)

Ответ, по мирским понятиям, может быть, простой. Во времена царицы Елизаветы Петровны впервые в СПб стали обращать внимание на старинные предметы, здания - антиквитет (совр. слово - антиквариат, хотя оно и не соответствует тогдашнемему употреблению слова). Это отражено и в документе: «КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ЦАРСТВУЮЩАГО ГРАДА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И О ЕГО ПОСТРОЕНИИ»:

«Антиквитет есть не иное что значит, токмо какую-либо древнюю вещь или старинную, или какое-либо строение древнее изъявляет, которое бы в себе значило не менши ста лет, а что болши лет коей вещи, то оная за болшую и древность причитается, и в болшую диковинку принято быть может, как то бывает обыкновенно {238} в протчих государствах такие антиквитеты, например, старинные или предревние знатные здании, которые имеют свои виды останков, лет за пять сот и более, или и за тысячу, каковых премного имеется в Риме, в Италии, еще древних римских цесарей останки, оных виды строений и поныне там имеются.

Но сей Царствующий Новый Град, яко есть некий новорожденный младенец, на сем Земноводном Круге пребывающий, весь есть новый, а древностьми или какими старинными знаками показатся пред прочими старинными государствы и городами, аки бы крайний в том себе недостаток имеющий.

Того ради по новости сего Царствующаго Града, некоторые не старые, но веема знатные и достопамятные вещи, которые аки бы нарочно для его оные родилися, которые хотя недавние, но веема за древние почтены быть могут следующия».

Таким антиквитетным зданием и являлось здание церкви св. ап. Матфия, ибо далее в документе говорится:

«7. Антиквитет Церковь Святаго Апостола Матфия, деревянная, которая прежде была Соборная Святых {242} Апостол Петра и Павла, со всею утварью.

Сия Церковь, самая первоначальнеишая, была видом крестообразная, о трех шпицах, на среднем был неболшой купол позолоченой, которой ныне на Матфиевской колоколне под шлицом, и стояла на том месте, где ныне Каменная Соборная Церковь стоит » .11

Как видно, ответ на вопрос прост. Но этот ответ одновременно сложен, если вспомнить тягу ко всему иностранному у градоправителей Санкт-Петербурга во всем ХУШ веке. И чудо сохранения деревянного храма вплоть до 1806 г. (хотя рядом в двадцати саженях была теплая деревянная новая церковь Покрова Пресвятой богородицы) относится к благодатным чудесам, которые совершаются по молитвам святых, живших в то время и почитавших этот храм.

По-видимому, это чудо можно отнести и к молитвам св. блаж. Ксении Петербуржской. Хотя промысел Божий нам неведом. Из житийной литературы, из священного предания можно заключить, что у прихожанину желательно постоянно посещать только один храм, где он крестился, венчался, и где он будет отпет. Если нет особых причин....

По-видимому, старый деревянный храм жил (1734 - 1806 г.), пока жила св. Ксения, (на 3 года ранее второй перестройки храма и его сноса.), чтобы ее отпели именно в нем.

б) Св. блаж. Ксения Петербургская и образ Покрова Пресвятой Богородицы.

Начало служения св. блаж. Ксении

Петербургской отражено в возникновении самостоятельного придела Матфиевской церкви церкви Покрова Пресвятой Богородицы и эта сакральную связь почитание образа Покрова, проявилась в таком же начале жизненного пути, как и у св. юродивого Андрея, о коем упоминании в акафисте св. блаж. Ксении.

Иная связь св. блаж. Ксении Петербургской прослеживается с церковью Покрова Пресвятой Богородицы, которую построили и 1754 г. как раз после вступления святой Ксении на путь блаженства. В акафисте св. блаж. Ксении в первом икосе славословится: «Радуйся, житием твоим Андрею, Христа ради юродивому равная, ...»12

Но это тот святой Андрей, который впервые лицезрел Покров Пресвятой Богородицы. В Величании Покрова Пресвятой Богородицы поётся: « Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим Покров Твой честный, Тя бо виде святый Андрей на воздусе, за ны Христу молящуюся.»13

По-видимому, составитель акафиста ( а акафист опубликован протоиереем Евгением Рахманиновым в СПБ до 1913 года ) не имел непосредственно эту связь в виду, но она заложена промыслом Господним в тексте акафиста многоразлично… Но иная сторона связана и с именем мужа Андреем Федоровичем ( по первым документам, Григорьевичем, Петровичем,...) Петровым.

И еще одна связь с Покровом Пресвятой Богородицы обнаруживается в ее участии в строительстве Смоленской церкви. Здесь можно отметить следующий факт. 26 сентября 1790 г в каменной церкви был освящен предельный престол во имя св. ап. и ев. Иоанна Богослова, а 1 октября 1790 г. - главный престол во имя Смоленской иконы Божией Матери. То есть завершение строительства Смоленской церкви произошло на Покров Пресвятой Богородицы. Показательно, св. блаж. Ксения в начале пути блаженства была отмечена строительством самостоятельного придела церкви св. ап. Матфия - Покровской церкви и к завершению своего жизненного пути участие строительства Смоленской церкви также завершилось на Покров.

Из этого можно заключить, что особое Покровительство св. блаж. Ксении шло из образа Покрова Пресвятой Богородицы.

в) Духовные связи храма св. ап. Матфия с другими храмами Санкт-Петербурга.

Храм св. ап. Матфия (Покровская церковь) духовно особо связан с тремя храмами СПб: 1. Церковь Смоленской иконы Божьей Матери на Смоленском кладбище. 2. Леушинское подворье (ул. Некрасова д. 31), 3. Собор Петра и Павла в Петропавловской крепости.

Эта связь проявляется так:

1. В основании церкви св. ап. Петра и Павла в 1703 г., а тем самым и в

основании Санкт-Петербурга, были положены мощи св. ап. Андрея. Св. ап. Андрей прошел часть странствий вместе с св. ап. Матфиим и, по преданию, вызволил из темницы св. ап. Матфия. В 1719 г. деревянный храм св. ап. Петра и Павла был разобран, и здание храма было перенесено, и храм переосвящен 31 января 1720 г. как храм св. ап. Матфия. Храм перенесен полностью вместе с церковной утварью, иконостасом, иконами...

2. 15 лет назад в СПб был освящен первый придел посвященный св. блаж. Ксении Петербуржской в церкви Смоленской иконы Божией Матери, в день памяти св. прав. Симеона Богоприимца 16 февраля.

3. Св. прав. Симеон богоприимец был учителем св. ап. Матфия. А в единственном в мире православном храме св. ап. Матфия была прихожанкой св. блаж. Ксения Петербургская.

4. А единственный акафист св. прав Симеону Богоприимцу написала игуменья Таисия, настоятельница Леушинского монастыря, на подворье

которого была освящена сначала обычным чином икона св. блаж. Ксении Петербургской с грошиком. А затем 6 февраля 2005 г. икону освятили архиерейским чином в часовне св. блаж. Ксении Петербургской на кладбище.

5. На Леушинском подворье 22 августа 2005 г. была освящена и участвовала в литургии икона св. ап. Матфия (иконописец Виктор). Временно, находится в часовне «Всех скорбящих радости, с грошиками».