Смекни!
smekni.com

План. Почему была выбрана именно эта тема. Введение (стр. 3 из 5)

А вот другой пример тесной взаимосвязи экологии с христианством, на сей раз уже эпизод взят из Ветхого Завета. По закону Моисея в субботу должны отдыхать
не только люди, но и домашние животные. Мало кому известно изречение Святого
писания: "Добродетельный человек чтит жизнь животного"
Известнейший богослов средневековья Фома Аквинский учил: "Цель бога, когда он
предлагает относиться к животным с добротой, заключается в том, чтобы
предрасполагать людей к состраданию и доброте друг к другу".
Очень экологическая история произошла с Ноем. Когда он готовился войти в ковчег со своей семьей, бог сказал ему: "И каждого живого существа из плоти, каждого вида по паре ты должен взять в ковчег, и держать их живыми вместе с собой; они должны быть мужского и женского пола" (Книга Бытия,6:19).
Причем, ему не было сказано спасать те виды, которые "эстетически, экологически,
образовательно, исторически, оздоровительно или научно ценны" для людей. Ему было приказано спасать их всех, вне этих полезностей для людей. Ибо все они были созданы богом и имели религиозную ценность (или как сейчас говорят экофилософы - внутреннюю ценность. К сожалению, сейчас виды защищают почти всегда только с позиции их пользы для людей.
Блаженный старец Силуиан говорил, что Дух Божий учит жалеть всю тварь, так что без нужды и листа на дереве не хочется повредить. А на человеке лежит долг заботиться о всем творении: и потому всякий вред, без нужды нанесенный животному и даже растению, противоречит закону благодати.
Хотя христианство отвергает священность природных объектов, на местах, под
воздействием местных традиций и языческих религий, допускается культ священных природных объектов.
В Украине, России, Белоруссии на протяжении веков поощряли почитание и сбережение священных криниц. Нередко христианские священники сами освящают такие источники.
В Андах гора Оснгейт священна у местных латиноамериканских племен. Во время
религиозного фестиваля "Снежная звезда", сочетающего христианство и языческие традиции, они поклоняются как Иисусу Христу, так и горным духам.

У русских крестьян, исповедовавших христианство, еще в конце XIX века имелись свои священные рощи. Крестьяне поясняли, что эти рощи принадлежали тому угоднику, во имя которого построена часовня, и роща является его личной собственностью, которую он оберегает и охраняет ревниво от всякого насильственного вторжения постороннего лица.
В. Даль так описывал обряд освящения (заповедания): "Заповедать лес, запретить в нем рубку - это делается торжественно - священник с образами, или даже с хоругвями, обходит его при народе и старшинах, поют "Слава в вышних", и запрещают въезд на известное число лет" (Даль,1981) .

В Орловской губернии России неприкосновенными считаются рощи, выросшие на местах старых церквей.
В Эфиопии земля вокруг христианских церквей является священной: здесь нельзя пахать, рубить деревья, даже срывать с них листья. В результате, вокруг многих церквей живут дикие животные, в других местах почти истребленные. При строительстве новой церкви особо важно посадить два дерева : оливу и кедр.
В отличии от западного или византийского христианства участки дикой природы у
православных отшельников не считались проклятыми, еще не отвоеванными церковью у дьявола. По их мнению, дикая природа или дикие звери не могли быть опасны праведнику, живущему подобно окружающему его миру, по общему закону. Любовь к ближнему в "пустыне" превращалась для них в любовь к тварям божьим. "Нетронутая" природа воспринималась подобно нерукотворному храму, в котором ощутимо присутствие божие. "Пустыни" считались также "заповедными местами": там природа не помрачена человеческим грехом и остается верной заповедям творца. Эти земли, леса, луга, озера могли быть "заповеданы", завещаны их
владельцам, монастырю или церкви - в них можно видеть отдаленный прообраз
современных заповедников.
Очень интересна и неординарна личность такого святого, как Франциск Ассизский. Его, конечно с большой натяжкой, всё же можно назвать одним из первых известных нам христианских экологов.

Покровитель экологии.
Святой Франциск Ассизский (1182 - 1226) родился в небольшом городишке Ассиз в Италии. Он был основателем Францисканского ордена монахов римо-католической церкви. Одним из первых в христианстве он стал подчеркивать духовное равноправие с природой. По мнению американского историка Линн Уайта
святого Франциска Ассизкого можно назвать таким же революционным реформатором в христианстве, как и Христа.
Франциск Ассизский подчеркивал присутствие бога в разнообразии существ и его желание того, чтобы люди радовались этому разнообразию и прославляли бога за это. Новшеством Франциска было его проповедывание напрямую животным и
растениям. Он читал Библию птицам, цветам и рыбам. Франциск полагал, что не существа должны служить человеку, а человек существам. Франциск настаивал на
изначальном добре и считал животных одной семьей с людьми. Все творения, по мнению святого, хороши, в них он видит бога.
Франциск ко всем существам: животным и птицам, цветам и деревьям, паукам и насекомым обращался как к своим братьям и сестрам. Как следует обращаться с братом или сестрой? Их не следует эксплуатировать, их надо любить и уважать из-за родственной связи. Только землю он называл сестрой и матерью. Расширение этой концепции до включения всего сущего и стало проявлением гениальности святого. Его забота о животных привела его к тому, что он не убивал их, хотя и строгим вегетарианцем не являлся. Он выступал в защиту зверей в неволе, заботился о них или освобождал. Сокол добровольно служил ему как будильник. Он уважал и неживую природу: старался не наступать на воду и почитал скалы. Он заставил людей кормить волка, взяв с него клятву не красть
овец. Он просил императора издать приказ о праздничном кормлении домашних ослов и быков накануне Рождества. Франциск в каждой жизненой форме видел элемент святости.
Он верил, что природа сама по себе имеет значение, потому что создана богом и не зависит от ценности, придаваемой ей человеком. Отношения же человека с природой должны носить характер взаимозависимости. Он просил садовников оставлять в садах место для диких трав, дабы "красота цветов могла возвещать о возможностях Отца всех существ".
К сожалению, после смерти своего основателя, орден францисканцев отошел от
взглядов святого Франциска. И лишь в середине 1960-х годов Ватикан велел ордену францисканцев вернуться к идеям основателя, и члены ордена вновь стали активно заниматься природоохраной.
В 1979 году Папа Иоан Павел II объявил Святого Франциска Ассизского покровителем экологии.
Экологические воззрения различных других христианских течений.
Определенное экологическоевлияние оказывали и некоторые христианские движения, например, квакеры («общество друзей»). Один из его основателей Джорж Фонс (1624 - 1691) говорил, что Бог хочет, чтобы люди не губили другие существа ради своей прихоти, а поступали с ними по доброму.
Квакеры сыграли решительную роль в запрете в 17 веке таких кровавых зрелищ как травля медведей и петушиные бои. Следует также подчеркнуть, что Английское общество защиты животных было основано в 19 веке благодаря англиканскому священнику, отдавшему свои сбережения с целью "сохранения общества".
Бенедиктинское монашество (5-6 век н.э.) было убеждено, что все вокруг хорошо, и его надо ценить, уважать и почитать. Ко всему миру следует бережно относиться. Все в мире ценно само по себе. Все имеет свою цель.

Средневековые христианские монахи, у которых любовь и сострадание являлись
ключевыми ценностями, часто заботились о диких животных, исцеляя их от ран и спасая от охотников. Ранние христиане думали, что животные могут узнать чистые сердца, и даже львы и волки будут выражать восхищение великими святыми.
Христианские святые являют собой пример любовного, уважительного отношения к живой природе. Медведи посещали преподобного Серафима Саровского. Пустынник делился с ними последним куском хлеба, а сам оставался голодным. Преподобный Герман Аляскинский кормил медведей и горностаев. Герасим Иорданский вынул занозу из лапы хромающего льва.
Большое экологическое начало несет христианское старообрядчество. Для староверов природа - носитель светлых очистительных начал, гармонии. Натиск на
природу представляется им продвижением навстречу Страшному суду.

В Эфиопии христиане питают особое уважение к птицам, ибо те, после грехопадения Адама, по легенде, принесли ему пищу.
Современные экологические интерпретации христианского учения очень отличаются от того, о чём говорилось выше. Это обосновывается большими достижениями (по сравнению со средневековьем, например) науки и техники. Но основная суть этих воззрений неизменна.
Американский гидролог У.Лодермилк предложил в 1939 году 11 христианскую заповедь: "Оберегай и люби мать свою природу также, как ближнего своего и Создателя своего". Другой экотеолог, Р.Бээр, разработал три экологические заповеди: 1) Мир принадлежит богу, а не человеческим существам, поэтому
никто не имеет права диктовать; 2) Богу нравится мир, который он создал; 3) Не
тоьлко каждый объект природы, но и взаимоотношения между ними - от бога.
На экологической конференции в декабре 1971 года кардинал Вилло, который тогда являлся госсекретарем Ватикана, заявил, что любое нападение на творение представляют собой оскорбление Творца.
"Постоянное попечение о благобытии всей твари, возможно лишь при любви к каждому созданию", - считает Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
Экология и язычество.
Здесь мне хочется рассмотреть язычество, как различные локальные религии, часто имеющие местный племенной характер и предполагающие обожествление природы - тотемизм, шаманизм, идолопоклонничество, соляризм.
Автор классического труда "Религии человечества" современный французский
исследователь Мишель Малерб называет язычество анимизмом. Анимизм( от лат. Anima, animus – душа, дух) – вера в существование душ и духов (Советский Энциклопедический Словарь). По его мнению, сторонников этой религии в мире
насчитывается около 100 миллионов человек, из них 80% - в Африке.
У многих язычников забота о природе является естественной потребностью людей.
Язычество предполагает различные культы природы: культ гор, воды, солнца, растений и животных.
Язычники считают, что каждая часть природы, живая или неживая, обладает сознанием и душой. Некоторые отождествляют божество с природными объектами и процессами. Для людей этих убеждений природа была и является священной. Что позволяло относиться к ней с уважением, трепетом и благоговением. Люди считали природу своим другом, братом, с которым можно иметь отношения.
Также язычники довольно чётко осознают основную суть экологии:если какая-либо из форм жизни оскверняется или становится бесплодной из-за преступления против жизни, то все прочие формы также страдают ввиду существующего между ними органического единства. Другими словами, между землей и порожденными ею формами существует магическая связь, некая симпатия. Все эти формы образуют в своей совокупности единую систему.
Скалистые горы и возвышенность Блэк Хиллс. Индейцы сиу рассматривают их как источники духовной пищи. Там обитает "7 сил", пребывает Великий Дух. Индейцы приходят сюда за "видениями", вернее "уходят за пределы". Это позволяет им повышать свою силу и общественный статус.
Индейцы навайо говорят о своих священных горах: "Эти горы есть наши отец и мать, мы вышли от них, мы зависим от них, и мы должны жить возле них.