Смекни!
smekni.com

Информационной культуры (стр. 4 из 10)

Сегодня в связи с усилением внимания к идеологическому воспитанию учащихся встает на повестку дня вопрос и о формировании информационной культуры подрастающего поколения через возрождение системы внешкольного и внеклассного медиаобразования: кружки, клубы, студии юных журналистов, дикторов, кинолюбителей, любителей телевидения, лекторские группы, группы политинформаторов, пресс-центры, редакции газет, радио- , теле- и видеостудии.

Современными педагогами должна быть в полной мере воспринята идея французского педагога Френе о том, что дети гораздо более эффективно усваивают информацию, которую получают в процессе самостоятельной творческой деятельности. То есть, работая над созданием газеты, выпуском радиопередачи, подготовкой документального фильма дети гораздо больше поймут о роли современных средств массовой информации в современном мире, о возможности искаженного отображения реальности средствами МК, о способах анализа и оценки сообщений СМК и т.д.

Остановимся на традиционной модели внешкольного воспитания – кружке. Кружок – это детское творческое формирование (где по нормативам должно заниматься 12 детей), основной задачей которого является удовлетворение потребности детей в организации полезного досуга, развитии творческих способностей и самореализации, получении дополнительного образования и профессионального самоопределения. Кружки, в которых может осуществляться факультативное медиаобразование, могут быть различными: юных корреспондентов (журналистов), дикторов, кинолюбителей, теле-, видеооператоров и др.

Занятия в кружках проводятся по определенной программе. Важно включить в нее разделы (отдельные занятия), в ходе изучения которых учащиеся получили бы основные сведения о том, что такое информация, каковы законы ее трансформации, восприятия, хранения, переработки, о видах СМК и истории их развития, их роли в жизни современного человека.

Необходимо дать представление об основах журналистики: видах периодических изданий, жанрах журналистских материалов и их особенностях, о средствах речевой выразительности, основных требованиях, предъявляемых к материалам СМК.

Основным методом работы в кружке должен стать анализ материалов прессы и других средств массовой коммуникации (какова тема и основная мысль сообщения, какова композиция материала, какие средства выразительности использованы автором для достижения наибольшего впечатления, присутствует ли авторская позиция, какова она, какими средствами пользуется автор, чтобы выразить собственное мнение).

Как уже говорилось выше, школьники должны научиться вычленять главную и второстепенную информацию, распознавать цели информационных сообщений и их скрытую составляющую. Причем, если говорить о работе с фотографией или экранными масс-медиа, мы должны дать ребятам представление об особенностях восприятия и передачи визуальной информации, о языке фотографии, кино и телевидения (что такое кадр, видеоряд, экранный образ, цвет в кино и на телевидении, масштаб съемки, точка съемки и ракурс, движение в кадре и монтаж и т.д.).

Клуб – это творческое, самобытное объединение детей и подростков. Клуб – это реальная возможность проявления и развития индивидуальных возможностей каждого, дополнительный шанс реализовать себя. Клуб позволяет успешно применять знания, полученные на уроках, практические умения, приобретенные в учебной деятельности, общественную активность, сформированную в школьных детских и подростковых объединениях. Весь этот комплекс умений и навыков получает в клубе свое развитие и снова переносится в учебную деятельность. При этом, говоря о медиаобразовании, мы должны понимать, что оно реализуется не только в традиционных клубах юных журналистов. Имеют право на существование клубы любителей телевидения, направленные на изучение языка этого вида массовых коммуникаций (основная форма работы – заседания-обсуждения просмотренных телепередач, а также подготовка анонсов и рецензий на телепрограммы, выпуск газеты клуба и другие).

Но главное в клубе – это атмосфера равноправия и сотрудничества, общности интересов и взаимопонимания, которая основывается на положениях, закрепленных в Уставе клуба. Клуб – это место, куда ребята приходят охотно, с радостью, это серьезное, настоящее дело, которое надо самим продумать, организовать и каждый день вести вперед.

Кроме изучения учебной программы, клуб предполагает большую практическую общественно полезную деятельность. В первую очередь клуб дает простор для творчества. Ребята должны иметь возможность интенсивно общаться, высказываться в ходе различных дискуссий, встреч, коллективных раздумий, подготовки к массовым мероприятиям, выдвигать различные инициативы и реализовывать их.

Такая же возможность должна быть предоставлена членам детско-юношеских информационных служб в учреждениях образования. Члены пресс-центров, редколлегий, других творческих формирований должны ясно осознавать роль информационного обеспечения деятельности школьного самоуправления, представлять себе, какой должна быть информация, необходимая школьному коллективу, владеть методами сбора и обработки информации, способами ее представления широкой аудитории.

В юношеском возрасте ведущим типом деятельности является общение, поэтому важно рассказать детям о том, что по сути своей оно является обменом информацией (визуальной, вербальной и невербальной) и познакомить их с приемами психологической подстройки, ораторского мастерства, порассуждать об умении слушать и слышать собеседника.

Важнейшим критерием эффективности деятельности детских творческих формирований должна стать реализация полученных знаний на практике: выпуск газеты, журнала, постоянная смена информации на стендах, выпуски радио, телепередач, выход видеофильмов, фотовыставки, лекции, презентации и так далее.

Приложение 1

Система творческих заданий

(по методике А.Федорова)

I. Цикл литературно-имитационных, театрализованно-ситуативных, изобразительно-имитационных творческих занятий для овладения аудиторией креативными умениями на материале медиа с помощью эвристических, игровых форм и технических средств.

1."Литературно-имитационные" творческие занятия (написание заявок на сценарии, написание минисценариев медиатекстов и пр.).

Методика такого рода занятий успешно реализуется в игровой форме. Аудитории предлагается мысленно идентифицировать себя со сценаристами медиатекстов и написать:

-заявку на оригинальный сценарий (сценарный план) произведения медиакультуры любого вида и жанра;

-сценарную разработку - "экранизацию" эпизода известного литературного произведения;

-сценарную разработку эпизода из собственной заявки на оригинальный сценарий;

-оригинальный минисценарий произведения медиакультуры (например, рассчитанный на 3-5 минут экранного действия фильм, телесюжет, осуществимый в практике учебной видеосъемки);

-по написанному литературному минисценарию (или сценарной разработке эпизода) подготовить "режиссерский сценарий" произведения медиакультуры (фильм, радио/телепередача, компьютерная анимация и т.д.): с наметкой системы планом, ракурсов, движений камеры, монтажных принципов;

-оригинальный текст (статья, репортаж, интервью и пр.) для газеты, журнала, интернетного сайта.

Разумеется, каждому такому занятию предшествует вступительное слово педагога (о целях, задачах, процессе выполнения заданий). По ходу работы аудитории над теми или иными заданиями педагог выступает в роли консультанта. При этом все вышеприведенные "литературно-имитационные" задания должны восприниматься аудиторией не просто абстрактными упражнениями, но иметь реальную перспективу практического воплощения в серии учебных заданий, что, несомненно, будет способствовать заинтересованности, лучшей "включенности" аудитории в медиаобразовательный процесс. Написанные аудиторией заявки, минисценарии, сценарные разработки эпизодов, структурно-тематические планы гипотетических журналов и газет, радио/телепередач, интернетных сайтов выносятся на коллективные обсуждения, лучшие из них отбираются для последующей работы.

2."Театрализованно-ситуативные" творческие занятия (инсценировка тех или иных эпизодов медиатекста, процесса создания медиатекста и т.д.).

В задачу этого этапа входит подготовка и последующее создание учащимися медиатекстов (короткометражных фильмов, радио/телепередач, интернетных газет и журналов, веб-сайтов, компьютерной анимации и т.д.) по заранее написанным планам и минисценариям.

Методика реализации "театрализованно-ситуативных" творческих заданий основывается на ролевой (деловой) игре: между учащимися распределяются роли "режиссеров", "операторов", "дизайнеров", "актеров" минисценариев и сценарных эпизодов, ведущих и участников "телепередач", журналистов и пр. После репетиционного периода "команда" приступает к практическому созданию медиатекста (снимается короткий видеофильм или телепередача, готовится интернетный сайт, газета и т.д.). При этом в целях творческого соревнования один и тот же минисценарий или план-макет интернетной газеты может воплощаться несколькими "авторскими" командами. Их трактовки сравниваются, обсуждаются достоинства и недостатки.

Роль педагога в процессе выполнения аудиторией подобных заданий сводится к вводной демонстрации азов функционирования медиатехники (видеосъемки, видеозаписи и видеопроекции, работы с компьютером), к тактичной коррекции хода выполнения заданий и участию в обсуждении полученных результатов. Иными словами, аудитории предоставляется как можно больший простор для фантазии, воображения, формальных поисков, выражения индивидуальности своего мышления, творчества.