Смекни!
smekni.com

Информационной культуры (стр. 7 из 10)

Затем - работа над рефератами. И только потом - самостоятельное обсуждение медиатекстов.

Занятия по формированию умений анализа и синтеза медиатекстов должны быть направлены на тренировку звукозрительной памяти, на стимуляцию творческих способностей личности, на импровизацию, самостоятельность, культуру мышления, способность применить полученные знания в новых педагогических ситуациях, на психологическую, нравственную работу, размышления о моральных и художественных ценностях и т.д.

Общая схема обсуждения медиатекста:

-вступительное слово ведущего (его цель - дать краткую информацию о создателях медиатекста, напомнить предшествующие их работы, чтобы аудитория могла выйти за рамки конкретного произведения и обратиться и к другим произведениям этих авторов; если есть в том необходимость, остановиться на историческом или политическом контексте событий, ни в коем случае не касаясь художественных, нравственных и иных оценок авторской позиции, и, разумеется, не пересказывая фабулу произведения), то есть установка на медиавосприятие;

-коллективное "чтение" медиатекста (коммуникативный этап);

-обсуждение медиатекста, подведение итогов занятия.

Обсуждение медиатекстов начинается с относительно более простых для восприятия произведений массовой (популярной) культуры со следующими этапами:

-выбор эпизодов, наиболее ярко выявляющих художественные закономерности построения всего фильма;

-анализ данных эпизодов (попытка разобраться в логике авторского мышления - в комплексном, взаимосвязанном развитии конфликта, характеров, идей, звукозрительного ряда и т.д.);

-выявление авторской концепции и ее оценка аудиторией.

Завершается обсуждение проблемно-проверочным вопросом, определяющим степень усвоения аудиторией полученных умений анализа медиатекста (например: "С какими известными вам медиатекстами можно сравнить данное произведение? Почему? Что между ними общего?" и т.д.).

Методика развития "антиманипулятивного" критического мышления аудитории на медиаматериале:

-знакомство учащихся с основными целями манипулятивного воздействия на материале медиа;

-выявление и показ социально-психологических механизмов, используемых авторами медиатекстов, ориентированных на манипулятивный эффект;

-показ и анализ методов и приемов, которыми создатели того или иного медиатекста пытаются добиться нужного им эффекта;

-попытка разобраться в логике авторского мышления, выявление авторской концепции, оценка аудиторией данной концепции медиатекста.

Разумеется, такой подход в проведении занятий полезен при определенных условиях.

Прежде всего, он должен опираться на теоретическую подготовку учащихся. Бесспорно, такую теоретическую подготовку можно включить прямо в практику непосредственного проблемного анализа информации, но, на мой взгляд, предварительное общетеоретическое знакомство аудитории с типичными целями и приемами манипулятивного воздействия медиа значительно облегчает дальнейший процесс занятий.

При проблемном анализе медиатекстов с учащимися используются различные методические приемы:

- "просеивание" информации (аргументированное выделение истинного и ложного в материалах прессы, телевидения, радио и т.д., очищение информации от "румян" и "ярлыков" путем сопоставления с действительными фактами и т.д.);

- снятие с информации ореола "типичности", "простонародности", "авторитетности";

- критический анализ целей, интересов "агентства", то есть источника информации.

Конечно, если для критического анализа выбран не информационный телевыпуск, а художественный медиатекст, надо учитывать особенности художественной структуры произведения. В противном случае не будет ощущаться разница между, скажем, конкретной политической акций в реальной действительности и более многогранным воздействием произведения искусства.

В этом случае представляются весьма полезными рекомендации американского ученого Б.Бэйера: учащиеся "должны уметь определить: 1) различие между заданными и общеизвестными фактами и требующими проверки; 2) надежность источника; 3) точность определения; 4) допустимые и недопустимые утверждения; 5) различие между главной и второстепенной информацией, утверждением; 6) пристрастность суждения; 7) установленные и неустановленные суждения; 8) неясные и двусмысленные аргументы; 9) логическую несовместимость в цепи рассуждения; 10) силу аргумента".

В итоге весь цикл приведенных выше занятий должен способствовать развитию личности (включая индивидуальное, творческое мышление аудитории, отвечающие "понятийному" (знания по теории медиакультуры), "сенсорному" (целенаправленное общение с медиа, умение ориентироваться в жанровом и тематическом репертуарном потоке), "мотивационному" (эмоциональные, познавательные, нравственные, эстетические мотивы контакта с медиа), "оценочному" (в плане способности к аудиовизуальному мышлению, анализу и синтезу пространственно-временной формы медиаповествования, к "отождествлению" с его героем и автором, к пониманию и оценке авторской концепции в контексте звукозрительной структуры произведения); "креативному" (проявления творческого, художественного начала в различных аспектах деятельности) показателям.

В результате комплекса учебных занятий значительная часть аудитории от "первичного" и "вторичного" уровней восприятия медиатекстов переходит к более высокому уровню "комплексной идентификации", показателем которого становится способность к отождествлению с позицией авторов произведения медиакультуры.

Приложение 2

Тематический план занятий в кружке радиожурналистики

(актива школьного радиоузла)

1. Возникновение и развитие радиовещания.

Социальные и научно-технические предпосылки возникновения радио. Первые опыты в области электромагнитных волн. Радио не как СМИ, а как средство связи. Изобретение радио А.С. Поповым в 1895 году. Роль Г. Маркони в создании радиопромышленности, в строительстве радиостанций. Проблемы периодизации и основные периоды истории радио.

Радиотелеграф как средство массовой информации. Подготовка регулярного вещания (1917 - 1924 гг.). Организация и становление регулярного программированного и массового радиовещания (1924 - 1932 гг.). Развитие общесоюзной системы радиовещания, становление основных видов и жанровых форм (1932 - 1941 гг.). Значение радиовещания в годы Великой Отечественной войны, новые формы работы в условиях военного времени (1941 - 1945 гг.). Восстановление радиовещания, становление и развитие информационного вещания (1946 - 1985 гг.). Радиовещание в период перестройки. Возникновение коммерческого вещания. Современное состояние радиовещания. (90-е годы). 2. Роль и место радиовещания в современном обществе.

Радиовещание в системе СМИ. Современные функции радиовещания. Приоритет информационной, коммуникативной, рекламной функции, а также функции формирования и выражения общественного мнения. Современные тенденции развития радиовещания как одного из средств СМИ.

2. Жанры радиожурналистики.

Характеристика жанра. Становление и развитие системы жанров "звучащей" и "слышимой" журналистики. Жанровая классификация на радио: информационно-событийные, аналитические, документально-художественные жанры. Их связь и взаимодействие в программе. Характеристика основных жанровых групп. Проблема кризиса и "исчезновения" некоторых жанров в современной радиожурналистике.

3. Информационные жанры на радио.

Информационная заметка как основной жанр выпуска новостей. Жанровые особенности радийной заметки: оперативность, событийность, достоверность, актуальность. Виды заметок на радио. Отличительные черты информационной заметки: актуальность, наивысшая оперативность, документальность. Источники и отбор информации. Обработка текстовой информации для радио. Приемы подновления информации.

Радиоинтервью. Радиоинтервью как жанр радиопублицистики. Специфика радиоинтервью, его отличие от интервью в газете, журнале, на телевидении. Вопросно-ответная форма - основная жанровая особенность интервью. Классификация вопросов, используемых в интервью. Разновидности интервью. Интервью как жанр и как метод. Интервью как самостоятельная передача, принципы его построения. Интервью как составная часть других программ. Мини-интервью. Документальность интервью. Особенности создания и звучания «прямого» интервью. Интервью и интервьюируемый, их роли в передаче.

Радиорепортаж. Исторический опыт и современное состояние. Радиорепортаж - оперативный жанр, включающий в себя элементы информации и публицистики. Основные жанровые особенности радиорепотража: событийность, оперативность, динамичность, активная роль автора, эмоциональность. Разновидности репортажа. Приемы работы радиорепортера с микрофоном. Радиорепортаж как сочетание импровизированного рассказа журналиста-очевидца (участника событиия) с характерными шумами развивающегося события. Границы жанра радиорепортажа. Документальность репортажа. Репортаж как самостоятельная передача. Репортаж как элемент сложной (составной) передачи. Объективное и субъективное в радиорепортаже. «Эффект присутствия».


Радиоотчет. Сочетание информационного и аналитического начал. Методы сбора и монтажа информации. Позиция автора. Радиоотчет в программе передач.