Смекни!
smekni.com

Информационной культуры (стр. 5 из 10)

Перед аудиторией ставятся следующие конкретные задачи:

-"журналистские" (ведение "телепередач", "интервью", "репортажей с места события", практическое макетирование интернетной газеты или журнала, включение в сайт подготовленных ранее текстов);

-"режиссерские" (общее руководство процессом съемки согласно режиссерской разработке минисценария: выбор "актеров" ("телеведущих"), определение главных "актерских", "операторских", "оформительских", "звуко-музыкальных", "светоцветовых" решений, учет жанрово-стилистических особенностей произведения и т.д.;

-"операторские" (практическая реализация на видеопленке намеченной "режиссером" системы планов, ракурсов, мизансцены, движений камеры, глубины кадра и т.д.);

-"осветительские" (использование возможностей рассеянного, направленного, искусственного и естественного света, тенесилуэтного рисунка и т.д.);

-"звукооператорские" (использование шумов, музыкального сопровождения и т.д.);

-"декоративно-художественные" (использование естественных декораций, костюмов, дизайн интернетных сайтов, компьютерной анимации и т.д.);

-"актерские" (исполнение ролей в учебном видеофильме, телепередаче);

-"монтажные" (выполнение функций монтажера, способного с помощью перезаписи существенно изменить форму снятого, записанного с "эфира", созданного на компьютере материала и т.д.);

-"электронных спецэффектов" (использование возможностей современной видео и компьютерной техники при создании медиатекста).

Бесспорно, такого рода занятия носят чисто учебный характер и не имеют целью создания законченных произведений медиакультуры, претендующих на профессиональный уровень. Важен не результат в смысле создания, к примеру, фильма для конкурса видеолюбителей и т.п., а сам процесс постижения аудиторией аудиовизуального языка, развития их творческих способностей.

3."Изобразительно-имитационные" творческие занятия (создание афиш, фотоколлажей, рисунков на темы произведений медиакультуры и т.д.).

Методика выполнения этих творческих занятий также рассчитана на игровые, ролевые возможности педагогического процесса. В полном соответствии с логикой этапов создания и выпуска в свет реальных произведений медиакультуры (после работы над минисценариями и "монтажно-тонировочного периода") аудитория подходит к фазе, когда готовые медиатексты надо рекламировать, "продавать" на "рынке", "прокатывать" и т.д.

Этим целям и подчиняются конкретные творческие задания, развивающие воображение, фантазию, ассоциативное мышление, невербальное восприятие аудитории:

-создание рекламных афиш собственного медиатекста (вариант: афиши к профессиональным медиатекстам) с помощью фотоколлажа с дорисовками, либо основанных на оригинальных собственных рисунках;

-создание рисунков и коллажей на тему произведений медиакультуры;

-создание рисованных "комиксов" по мотивам тех или иных медиатекстов, рассчитанных на определенную возрастную аудиторию.

После выполнения вышеупомянутых творческих заданий проводится конкурс афиш, коллажей, рисунков, комиксов - обсуждаются их достоинства и недостатки, авторы творческих работ имеют возможность публичной защиты своих произведений, отвечают на вопросы педагога и аудитории и т.д.

II. .Цикл творческих занятий, направленных на развитие у аудитории полноценного восприятия медиатекстов

1.Творческие занятия по восстановлению в памяти динамики пространственно-временных, аудиовизуальных образов кульминационных эпизодов произведений медиакультуры в процессе коллективного обсуждения.

Основой данного процесса может стать обсуждение монтажного (с учетом ритма, темпа и т.д.) сочетания кадров (принимая во внимание их композицию: фронтальную, глубинную, ракурсную, светоцветовую и т.д.) и эпизодов, так как динамика становления аудиовизуального образа проявляется именно во взаимодействии кадров и монтажа.

Цель данных занятий заключается в том, чтобы учащиеся, общаясь с медиа, развивали свою эмоциональную, творческую активность, невербальное мышление, звукозрительную память, из-за чего облегчается анализ и синтез звукозрительного, пространственно-временного образа произведения медиакультуры.

2."Литературно-имитационные" творческие занятия.

Методика их выполнения основывается на игровых, проблемных и ролевых элементах.

В целях усвоения таких понятий как "установка на медиавосприятие", "процесс медиавосприятия", "условие медиавосприятия", "сопереживание", "сотворчество", "уровни медиавосприятия", "типология медиавосприятия", "система эмоциональных перепадов", "феномен массового успеха", "функции медиакультуры" и т.д., важных для понимания темы, аудитории предлагается:

-описать основные признаки лучшей (худшей) установки на восприятие конкретного произведения медиакультуры;

-описать лучшие (худшие) объективные (обстановка во время просмотра и т.д.) и субъективные (настроение, индивидуальные психофизиологические данные и т.д.) условия восприятия медиатекстов;

-составить рассказ от имени главного героя или второстепенного персонажа медиатекста: с сохранением особенностей его характера, лексики и т.п. ("идентификация", "сопереживание", "сотворчество");

-поставить героя медиатекста в измененную ситуацию (с переменой названия, жанра, времени, места действия медиатекста, его композиции: завязки, кульминации, развязки, эпилога и т.д.; возраста, пола, национальности персонажа и т.д.);

-составить рассказ от имени одного из неодушевленных предметов, фигурирующих в медиатексте, изменив тем самым ракурс повествования в парадоксальную, фантастико-эксцентрическую сторону;

-вспомнить прозаические, поэтические, театральные, живописные, музыкальные произведения, ассоциирующиеся с тем или иным произведением медиакультуры, обосновать свой выбор;

-составить монологи ("письма" в редакции газет и журналов, на телевидение, в министерство культуры и т.п.) представителей аудитории с различными возрастными, социальными, профессиональными, образовательными и иными данными, находящихся на разных уровнях медиавосприятия ("первичная идентификация", "вторичная идентификация", "комплексная идентификация", учет ориентации на развлекательную, рекреативную, компенсаторную и другие функции медиакультуры и т.д.);

-на примере конкретного медиатекста массовой (популярной) культуры постараться раскрыть сущность механизма "эмоционального маятника" (чередования эпизодов, вызывающих положительные (радостные, веселые) и отрицательные (шоковые, грустные) эмоции у аудитории, то есть опора на психофизиологическую сторону восприятия);

-по списку самых популярных медиатекстов попытаться обосновать причины их успеха (опора на миф, фольклор, зрелищность жанра, систему "эмоциональных перепадов", наличие развлекательной, рекреационной, компенсаторной и других функций, счастливый конец, авторская интуиция и т.д.);

-по рекламным аннотациям (роликам) составить прогноз зрительского успеха новых медиатекстов.

Игровое занятие по составлению "рассказа от имени героя" проводится на конкурсной основе. Сначала аудитория знакомится с конкретным медиатекстом, затем - пишет рассказы от имени главных или второстепенных его персонажей, а потом проводится коллективное обсуждение полученных результатов, определяются наиболее удачные, близкие к оригиналу рассказы. Так достигается цель занятий: аудитория проникает в лабораторию авторов произведения медиакультуры.

Важную роль в формировании умений восприятия и последующего анализа произведений медиакультуры играют творческие задания, направленные на изменение различных компонентов произведений. Учащиеся придумывают, а затем обсуждают различные варианты названий медиатекстов, убеждаясь при этом, как существенно изменяется восприятие одной и той же истории, решенной в том или ином жанре. Меняя в своих работах время и место действия, жанр, композицию медиатекста, учащиеся могут проявить свои творческие способности, фантазию воображение.

Еще в более парадоксальную, фантастическую сторону изменяют ракурс взгляда на произведение медиакультуры задания, в которых требуется составить рассказ от имени неодушевленного предмета, животного, фигурирующего в медиатексте. К примеру, денежной банкноты, переходящей из рук в руки, зеркала в комнате героев, автомобиля, в котором герой преследует преступников и т.д. Составлению таких рассказов часто помогают аналогии из других видов искусства (песня В.Высоцкого "Я "Як" - истребитель" и др.).

Творческие задания, связанные с разного рода художественными ассоциациями, как правило, вызывают у аудитории большие трудности, так как предусматривают солидный запас знаний о других видах искусства.

В итоге весь комплекс занятий творческого характера служит дополнениям к знаниям и умениям, полученным аудиторией на предыдущих занятиях: у учащихся развиваются познавательные интересы, фантазия, воображение, ассоциативное, творческое, критическое, индивидуальное мышление, аудиовизуальная грамотность. Полученные знания и умения соединяются с понятиями из уроков литературы ("тема", "идея", "сюжет" и т.д.), изобразительного искусства ("цвет", "свет", "композиция", "ракурс" и др.), музыки ("темп", "ритм" и пр.). Аудитория глубже усваивает такие понятия как "установка на восприятие", "сопереживание герою", "идентификация" и т.д.

Практическому усвоению типологии медиавосприятия способствуют творческие задания, предлагающие аудитории имитировать письма в различного рода инстанции, написанные от имени представителей аудитории различного возраста, уровня образования, художественного восприятия и вкуса и т.д.