Смекни!
smekni.com

«Развитие служб репродуктивного здравоохранения в северных регионах Кыргызстана» (стр. 4 из 13)

За введение спирали надо заплатить 72 сома: услуги – 11 сом, мазок – 34 сома, перчатки – 12 сомов и т.д., но женщины не в состоянии оплатить даже этих денег.

Врач-гинеколог

Таким образом, дороговизна услуг здравоохранения является одной из причин, препятствующих формированию ответственного отношения населения к собственному здоровью.

Состояние санитарно-просветительской работы

В ходе исследования респонденты сравнивали санитарно-просветительскую работу советского и нынешнего времени. Они отмечали свою неудовлетворенность ее современным состоянием, а рост заболеваемости различными патологиями респонденты связывали с ослаблением этого вида деятельности.

Сейчас санпросвет работа в основном ограничивается простой раздачей буклетов, а разъяснительных работ нет. Я думаю, необходима разъяснительная работа, с «наглядными пособиями», показом документальных фильмов. Необязательно насильственным путем приглашать людей на подобные встречи… Если на такие беседы попадут 3-4 человека по желанию, то они донесут полученную информацию до многих, особенно

если она будет подана интересно и понятно. Таким образом, население начнет думать о здоровье, об охране своего здоровья… Возможно, начнет постепенно исчезать, так сказать, иждивенское отношение. Поэтому, если возобновить активную работу санпросвета, то результаты должны быть положительными.

Мужчина средних лет

Наличие дискриминации в отношении репродуктивного здоровья женщин и мужчин

Как отмечают эксперты, а также некоторые молодые женщины-респонденты, во многих сельских семьях родители мужа и сам муж не придают серьезного значения проблемам РСЗ молодых женщин. Так, например, лидер НПО из Иссык-Кульской области рассказала о случае, когда нуждавшейся в лечении молодой женщине, не разрешили лечь в больницу.

У молодой женщины после первых родов врачи обнаружили эрозию шейки матки. Когда она попросила разрешения у свекрови срочно лечь в больницу, в ответ услышала, что никто от этого не умирал, что у всех женщин бывает эрозия. А для того, чтобы лечь в больницу, нужны деньги, и вообще, кто-то должен заботиться о хозяйстве и доме. Муж молодой женщины тоже не придал особого значения ее болезни, ссылаясь на то, что это женские дела, в них он ничего не понимает. Я случайно познакомилась с этой женщиной у входа в поликлинику, когда врач повторно настаивал на лечении… Она не знала, как об этом сказать свекрови…

Лидер НПО

В унисон этому мнению, некоторые мужчины-респонденты отмечают, что женщины часто болеют и это - обычное явление.

По наблюдению исследователей и как показывает социальная практика, такое безразличное отношение сельских мужчин к состоянию здоровья жен, особенно молодых, объясняется преимущественно существованием гендерных стереотипов в брачно-семейных отношениях. Традиционно, молодые мужчины не должны вникать в проблемы, здоровья своих жен, особенно в присутствии родителей и старших членов патриархальной семьи. Молодая сноха о своих проблемах говорит свекрови или женам старших братьев мужа –


абысын, которые и должны обо всем позаботиться. Если же молодой муж будет «излишне» заботиться о своей жене, то он будет осмеян и осужден родственниками. Над ним могут иронизировать, называя катынсаак (излишне заботящийся о жене). Поэтому многим молодым мужчинам приходится имитировать невнимательное отношение к здоровью своих жен.

В то же время, по данным нашего исследования, некоторые мужчины (особенно молодые, а также среднего возраста с высшим и средним специальным образованием) показали осведомленность о состоянии здоровья своих супруг. Они даже знают названия женских заболеваний. Однако, как говорилось выше, воспитанные в рамках гендерных стереотипов мужчины своим поведением не проявляют особой заботы и внимания к своим женам, в особенности в вопросах РСЗ. Подобное отношение и поведение мужчин можно назвать стереотипным и, способствующими проявлениям дискриминации в отношении женщин. Таким образом, некоторые из существующих общественных норм и соответствующее им поведение мужчин препятствуют участию последних в охране РСЗ женщин.

Результаты исследования показывают, что гендерные стереотипы существуют и в отношении мужчин, и они также приводят к дискриминации, но уже в отношении самих мужчин. Стереотипы, с которыми растят мальчиков, это быть всемогущими, здоровыми, сексуальными, способными иметь детей, особенно сыновей и т.д. Мужчины, тем или иным образом не соответствующие этим стереотипам, вынуждены либо скрывать этот факт, играя роль, ожидаемую от них окружением, либо, признав свою несостоятельность в той или иной сфере, испытывать дискриминацию и стигматизацию со стороны общества. Некоторые вопросы дискриминации в отношении мужчин описаны ниже, в следующих главах.

2. Отдельные проблемы РСЗ сельских мужчин

Данные статистики и некоторых исследований и, что немаловажно, социальная практика показывают, что в сфере РСЗ мужчин существует немало проблем. Переходный период особо высветил эти проблемы.

Как показали результаты исследования, наиболее часто встречающимися патологиями мужской репродуктивной сферы сельские

жители считают простатит, ИППП, нарушение потенции, травмы половых органов и бесплодие. Кроме того, особое внимание уделяется проблеме алкоголизма. В данной главе рассматривается осведомленность сельского населения о проблемах РСЗ мужчин. Кроме того, в связи с тем, что все респонденты исследования отмечают вызывающее озабоченность широкое распространение алкоголизма и его связь с РСЗ мужчин, особое внимание уделено этой проблеме.

Информированность о вопросах РСЗ мужчин

Экспертное знание в этой области варьирует. Например, преподаватели естественнонаучных дисциплин в школах отмечают простатит и нарушения потенции как наиболее частые патологии РСЗ сельских мужчин. Эти же патологии указаны и экспертами-гинекологами.

Врачи-респонденты экспертного опроса во всех исследованных областях отмечают, последние годы у сельских мужчин стали чаще встречаться случаи нарушения потенции, бесплодия и ИППП. Кроме того, некоторые врачи обращают внимание на то, что болезни органов половой системы мужчин в последнее время «омолаживаются».

Ко мне обратился молодой человек 27 лет, у которого не сложилась интимная жизнь с супругой. У него оказалась запущенная форма простатита. Я его лечил 3 месяца, и его половая функция восстановилась. Этот случай говорит о том, что импотенция является и проблемой молодежи.

Эксперт-хирург

Информированность мужчин

Таблица ниже показывает, насколько осведомлены о заболеваниях мужской репродуктивной и сексуальной сферы сами мужчины.


Таблица №2. Осведомленность мужчин о наиболее часто встречаемых патологиях мужской репродуктивной сферы

Патологии

Мужчины среднего возраста

Иссык-Кульская область

Таласская область

Чуйская область

В среднем

Простатит

63%

43%

71%

59%

ИППП

48%

50%

60%

56%

Нарушения потенции

10%

11%

20%

13,6%

Бесплодие

11%

7%

12%

10%

Примечание: расчет проведен на основе анкетирования 210 мужчин в возрасте от 35 до 50 лет.

Таким образом, по мнению мужчин-респондентов репродуктивного возраста, наиболее распространенными патологиями среди мужчин являются простатит (59%) и ИППП (56%).

При проведении глубинного интервью большинство молодых мужчин стараются не акцентировать свое внимание на болезнях репродуктивной сферы представителей своего поколения. Они либо отмечают, что все патологии встречаются у подростков и молодежи, либо рассматривают их как проблему скорее старшего возраста, а не своих сверстников. По мнению же другой части респондентов, и у молодых мужчин существуют проблемы, имеющие отношение к РСЗ. К ним относятся заболевания почек, боли в пояснице и промежности и другие патологические состояния, которые респонденты связывают, в основном, со спецификой условий жизни и труда на селе (например, частыми переохлаждениями и простудами и др.).
Такие ответы, на наш взгляд, возникают в результате нежелания признать возможное существование проблем в репродуктивно-сексуальной сфере молодых мужчин. Дискуссии в фокусных группах мужчин с высшим образованием, по наблюдению исследователей, прошли без затруднений, респонденты вели себя спокойно и давали достаточно полные ответы на заданные вопросы. Иная ситуация сложилась в некоторых группах мужчин-респондентов со средним образованием, которые вели себя очень скованно, отвечали на вопросы неохотно. Отвечая на вопросы, они постоянно акцентировали внимание исследователей и группы на том, что с ними самими таких проблем не было и не будет. И это, несмотря на то, что в самом начале дискуссии их просили высказаться не о себе, а о ситуациях в кыргызских сельских сообществах вообще. Все это говорит о том, что тема мужского РСЗ является достаточно закрытой и не всегда дозволена для публичного обсуждения.